Культура диалога или наступающее забвение

(Постмодернистское эссе)

О диалоге много уже сказано, но есть то, о чем все молчат, так как сознание большинства людей подчиняется Диктатуре Разумного. Я же под диалогом понимаю не разговоры, переговоры или контакты между двумя сторонами, но не-предметность коммуникации. Диалог культур – это не эффективное производство коммуникаций “вовне”, но скорее “общение-здесь-внутри” самого имманентного тела. Он не нуждается в сигнификации (утверждении), так как является всего лишь атрибутом, то есть манерой бытия контактирующих сторон.

Диалог всего лишь активность динамичного поля постоянно меняющихся конфликтов. В этом столпотворении различных функций создается силовое поле Пустоты – этого источника семиотического процесса. Само общение выступает как перформанс культур, то есть стремление выразить какую-либо идею, вовлекая в это все социальное тело. При этом оно содрогается в неупорядоченном ритме сублимаций, превращаясь в пульсационный бином. Поэтому он предстает нам как частный дискурс, который пытается быть универсальным, абсолютным. Игра диалогового дискурса заключается в создании мира культурно-тождественного, где отсутствует оригинальное. Он пытается стать началом в не-начальном мире, каким является мир Тождественного, поэтому его игра так завораживает нас. Этот дискурс создает у-топию, которую можно поместить куда угодно и включить в любой процесс, так как она не занимает реального места, но сама становится местом центрации.

Желание диалога, обостряемое и усугубляемое приближением согласия, при приближении согласия удаляется, поэтому оно выступает как вечное забвение. Явление самого диалога отталкивает. Диалог перемещается между двумя сторонами, как отчужденная реальность, лишь чуть-чуть похожая на желаемое.

Центральное место диалога – это приближение разлуки, конфликта, дурной бесконечности. По отношению к нему становится неприменима общепринятая идея равенства или различения. Здесь “говорить” означает “убить”. Другого не дано. В диалоге ты должен “убить” себя или другого. Диалог – это взгляд в бездну, где совершается “бесконечное убийство”. “Убить себя” - это значит забыть о себе, о своей индивидуальности, стать безличным, стать “параноиком”. “Убить другого” – обезличить другую сторону, проигнорировать ее уникальность и различие от тебя. Диалог – это самое радикальное насилие над культурой во имя сохранения призрачного мира.

Что такое “я” и “ты”? Человек? Человек как Целое, неизменное, локализованное и имеющее цель не существует. Он никогда не дан. В жизни (актуальном) господствует плюрализм автономных миров. Что же такое “человек”. “Человеком” называют по аналогии и тождественности. Понятие (репрезентант) “человек” находится на месте конкретного, присутствующего, человека. “Человек” репрезентирует присутствующего человека в его отсутствии. Он занимает его место, т.е. “человек” это отсроченное присутствие. Не существует человека, имеющего форму и содержание, которого та или иная диалектика могла бы присвоить. Он существует только в концептуальной системе как концепт. Настоящий человек существует вне своего имени. “Я” изначально не является именем. Оно не содержит никаких сведений о том, о ком идет речь. Не было никакого Сократа, Платона, Ницше. Имя придумано для того, чтобы существовать помимо своего носителя, то есть это имя мертвеца. “Мертвые души”. Конкретное теряет свое лицо и обретает маску всеобщего.

“Я” никогда не является полностью “я”. В нем присутствуют следы – наличествующие знаки отсутствующих вещей, “ты” и “мы”. Всякое наличествующее несет след отсутствующего. Парадоксально, но, скорее всего, есть “Я” не имеющее место в актуальном, абсолютное “Я” Бога. Стать “Я” – это стать “Я” другого “Я”, т.е. принять правила подчинения, получить имя, место, время, память, способ поведения (стигмация тела). Кроме того, стать “Я” – это стать отражением своего времени, нации, коллектива.

Выходом здесь, скорее всего, может выступать только отсутствие выхода, которое создается трансгрессией. Транс-диалогичность, которая непроявленно существует в культуре, как раз и обеспечивает состояние мира. Она выводит заблудшего за пределы Конфликта и Согласия. Она сохраняет нетронутой уникальность каждого. Она не диктует другим свои законы и правила. Она божественно безучастна к мирскому и несет духовное безмолвие – исихийю. Она есть распятие в миру.


Рецензии