Материалы архива И. В. Багашева

               

В Читинском областном краеведческом музее (ныне Забайкальский краевой краеведческий музей)хранится личный документальный фонд забайкальского литератора, историка, журналиста и краеведа И.В. Багашева (1843-1919 гг.). До недавнего времени cчиталось, что документы из собранного И.В. Багашевым архива находятся в Кяхтинском республиканском краеведческом музее им. В.А. Обручева и Читинском государственном архиве (24, с.94-95; 28, с. 136). В конце 1980-х – середине 1990-х гг. в Читинском областном краеведческом музее им. А.К. Кузнецова в связи с упорядочением и обработкой документальных материалов были выявлены документы архива И.В. Багашева, которые  и составили его личный документальный фонд.
 
Личный фонд И.В. Багашева входит в раздел «Культура» документального фонда «Социально-экономическое развитие Забайкалья. XVIII – начало XX вв.” и включает 33 единицы хранения фонда 9, 2-й описи  - дела 1378 - 1410. Фонд содержит рукописи И.В. Багашева, его переписку с Г.В. Юдиным, списки стихов известных русских и европейских поэтов, списки стихов руки достаточно известного поэта, современника Ф.И. Бальдауфа, - И.Я. Козлова,  редко издававшихся забайкальских авторов И.М. Немчинова (22), а также никогда не публиковавшихся С. Карпова, В.П. Кропачева, А.П. Софонова. Рукописи последних трех авторов до сих пор не введены в научный оборот, а о С. Карпове и А.П. Софонове в трудах краеведа Е.Д. Петряева, исследователя забайкальской культуры, литературы и журналистики, какие-либо упоминания отсутствуют; лишь среди имен нерчинско-заводских книголюбов 1830-х гг.  упоминается фамилия Кропачева (23, с. 131). Стихи написаны ими собственноручно или переданы в списках И.В. Багашевым или другими корреспондентами. В  Читинский областной краеведческий музей эти документы попали, вероятно, в середине 1890-х гг. из Нерчинска благодаря его первому директору А.К. Кузнецову, заботившемуся  о пополнении коллекций своего нового детища.

Как известно, И.В. Багашев на протяжении своей трудовой и творческой деятельности составлял архив документов, связанных с историей экономического, общественного и культурного развития Забайкалья. Круг общения Багашева был обширен, и с ним в переписке состояли самые разные люди, начиная от приамурского генерал-губернатора барона А.Н. Корфа, забайкальского военного губернатора М.П. Хорошхина, русского консула в Урге Я.П. Шишмарева, американского путешественника Дж. Кеннана, ученого Г.Н. Потанина, исследователей Забайкалья А.К. Кузнецова и Н.В. Кирилова, забайкальских предпринимателей А.Я. Немчинова, М.Д. Бутина, А.М. Лушникова, заканчивая простыми служащими различных фирм, приисков, контор и частными лицами (28, с.136). Литературные очерки, стихи местных авторов подбирались им в связи с  издательской деятельностью вначале в рукописном журнале “Нерчинско-Заводской наблюдатель”, а затем – в кяхтинской печатной газете “Байкал”.
 
Известно, что И.В. Багашев в 1910-1911 гг. разбирал свой архив (24, с.92; 28, с.144). Это подтверждают и хранящиеся в Читинском краеведческом музее документы. На многих из них - приписки и комментарии И.В. Багашева, датированные 1910 г.,  1911 г. (1; 5) и 1912 г. (14;16;18). Известно, что в это время Багашев готовил свой архив к отправке в Красноярск, где и сам рассчитывал получить какую-нибудь посильную по его возрасту и состоянию здоровья литературную работу. Дело в том, что заинтересовавшийся багашевскими бумагами владелец богатейшей сибирской библиотеки в Тараканове (возле Красноярска) купец Г.В. Юдин планировал издавать журнал «Сибирская старина» для публикации в нем исследований о Сибири, воспоминаний, писем и дневников сибиряков. Это отвечало и стремлениям Багашева  передать свой архив в надежные руки (21, с.114).

Ко времени вступления в переписку с Юдиным Багашев жил в Нерчинске, занимаясь упорядочением своего архива. Подготовив архив к отправке, Багашев в письме от 13 июня 1911 г. сообщал Юдину, что «...архив, можно сказать, весь разобран...» (цит по: 21, с.115).  Сохранившиеся в Читинском краеведческом музее письма Багашева к Юдину и ответы на них его служащего – А. Коловского дают представление о пребывании в Красноярске Багашева летом и осенью 1911 г., где он, проживая в доме Юдина, готовил описи архива; о его финансовых затруднениях и личных переживаниях в связи с ухудшением зрения. Итак, это - три письма И.В. Багашева, посланные им из Красноярска в Тараканово Г.В. Юдину, датированных 17 августа, 1 и 18 сентября 1911 г., и на них ответы от имени  Юдина - А.Коловского, датированные 12 августа и 19 сентября 1911 г.

Не затрагивая переписки по поводу финансовых затруднений Багашева и его сообщений о собственном здоровье, приведем лишь строки, касающиеся его архива. В письме от 17 августа Багашев сообщал: «Опись архива, хотя наиболее важных рукописей и бумаг, окончу, вероятно, через неделю, а пока можно послать два автографа генерал-губернаторов Муравьева и Фредерикса, письмо Влангали, часть из дел Нерчинского воеводства 1715 года с описанием Нерчинска  и острогов, часть копий с бумаг Зензинова» (4,  л.1,2). На конверте этого письма, на красном сургуче хорошо сохранившийся оттиск личной печати И.В. Багашева.

В письме от 1 сентября И.В. Багашев сообщал Юдину: «Я, конечно, предпочитаю заниматься по-прежнему, хотя медленно и пока будет возможно, лишь бы успеть сделать что-либо полезное, не влачить одно животное существование. Подчиняюсь безропотно своей участи... Хвораю... Занятия теперь идут медленно... Очень хочется закончить в октябре, хотя бы не в том виде, в каком следовало. Готов бы набрасывать мемуары, занятие самое подходящее при состоянии зрения.... Я уже предлагал Вам, что потребовать могу посылать кое-что архивное, а из бумаг Зензинова предложил бы прочесть одно из писем Погодину 1842 г., а также Зензинова – Легенда. Старый город Нерчинск, 1841 г. 8 августа (2, л. 1,1об, 2).
Письмо Багашева Юдину от 18 сентября. Багашев: «...Зрение удручает, не позволяя заниматься архивом всегда и вполне: вижу только левым глазом... Креплюсь духом и хотя медленно, подвигаюсь в работе, которая может продлиться до января, смотря по большей или меньшей тщательности приведения архива в порядок и написанию пояснений, что составляет единственную цель моего существования. Все бумаги и письма представляют своего рода летопись или хронику Нерчинско-Аргунского края и частью Амура, Иркутска, Кяхты, Монголии и других местностей за вторую половину 19 столетия, а также ранее и позднее, не говоря об архиве на подлинных делах и разных мелочах, номерах газет, афишах, объяснениях и проч. Имеется более тысячи писем за 1850-1900 гг. торгово-семейно-общественного характера бывшей фирмы Багашевых, начиная с писем дяди Ивана Ивановича, отца моего, приехавших с дедом в Нерчинск из Вязников в 1820-х годах, причем сохранилась книжка нравоучений Штиллинг-Юнга, полученная в 1817 году отцом от Вязник. училища «за старание в науке и честность»; есть архивная бумага о том, что 8 марта 1828 года Кутомарской заводской конторой (в 70 в. от Нерч. Завода) «куплено у купецкаго сына Ив.Ив. Багашева холста трех сортов 199 арш., на 55 р. 2 к.» – дед Ив. Кирил. еще раньше, без семьи, приезжал с торгом в Сибирь. В церкви села Лукина Вязник. уезда имеется икона с надписью «от Багашевых». Жаль, что некоторые бумаги Багашевых, торговые книги по неведению истреблены. Сохранилась масса бумаг, писанных мною, серьезных, частью юмористических... Не говорю о материалах, дающих понятие о М.Д. Бутине, их много (3, л.2,2об.,3)... Для предварительного размещения бумаг и избежания путаницы приготовил несколько длинных полок складывать по отделам (Там же, л.4). Не пришлете ли на днях третий шкаф? Книги пока в ящиках, на случай перевозки... Утром 3 сентября, при пробуждении, внезапно меня как бы озарила мысль: «Великое счастье, что мои бумаги будут в хранилищах Юдина!» (Там же, л.4-5)... Я все интересуюсь Багашевыми, имена предков знаю за 200 лет. Хочу ознакомиться с Багашевым инженером – попечителем здешнего железнодорожного училища, он кажется в Томске. В 1860-70 гг. в Петербурге (из Кургана) жил первогильдеец В.Т. Багашев, близкий родственник. По указателю «Вся Россия» есть еще  Ив. Вас. Багашев (Там же, л.5 об.).

В личном фонде И.В. Багашева на нескольких тетрадных листах плотной бумаги – переписанные рукой Ивана Яковлевича Козлова 28 стихов; стихи не датированы (10, л.1). Каких-либо записей Багашева, проливающих свет на то, как  рукопись Козлова попала к нему, нет. Здесь короткие стихотворения без названия, а также стихотворения “Гусары”, “Трагедия”, “Женщина”, “Рыцарь Олаф”, “Радость и горе”, “Оглядка на прошлое”, “Скорбь вавилонская”. Карандашные приписки, предлагающие заменить слова, несколько слов в строке, возможно, И.В. Багашева или Ф.И. Бальдауфа (?), на полях, над зачеркнутыми строками и в конце стихотворений (Там же, л.2об.,4-5об.,6об.,7об.,8,8об.,10,10об.,12). Оценивающие надписи: “очень хорошо”, “великолепно”, “славно”, “не хорошо”. Сохраняя в своем архиве тетрадку Козлова с лирическими стихами, И.В. Багашев, видимо, сомневался в его авторстве, но сохранил тетрадь, поскольку она ценна тем, что является личным документом современника Бальдауфа, человека, оставившего определенный след в истории и культуре Забайкалья.

Так кто же он, Иван Яковлевич Козлов? Сведения о нем не очень подробны. Как пишет некто Эразм Стогов в журнале «Русская старина» за 1878 и 1879 годы, «это человек был вполне образованный, благородный, честный, добрый, прекрасный друг, умный, приятный собеседник, правдив, преувеличений для красного словца в нем не заметил». «Он – товарищ Рылеева, ...был недурной поэт – печатался» (30). В первой половине 1820-х годов стихи Козлова появлялись в российских журналах  «Вестник Европы», «Благонамеренный», а также в «Енисейском альманахе на 1928 г.» (26, с.16; 27, с.46). Тот же Стогов рассказывает, что Козлов в 1818 году был прислан Иркутским горным ведомством на Охотский солеваренный завод для ревизии, выявил там много злоупотреблений и был чуть не убит одним из ссыльно-каторжных по сговору местного начальства. Стогов, шутя,  вспоминает: «За этим превосходным человеком был один недостаток; он боялся каторжных; те... постоянно проделывали штуки, стращая его. Например, он на заводе жил в караульном доме на офицерской половине; ссыльные где-то добыли обломок ружейного дула, просверлили стену и вставили его в отверстие. На моего Ивана Яковлевича сильно подействовала эта глупая шутка» (30).
 
Е.Д. Петряев дополняет сведения о Козлове. В конце 1820-х - второй половине 1830-х годов Козлов служил в Нерчинском горном правлении. В 1839 году ему пришлось сопровождать из Забайкалья караван выплавленного на Нерчинских заводах серебра и золота. К нему был прикомандирован  Ф.И. Бальдауф. В марте того же года Бальдауф скончался в Екатеринбургском госпитале. Исследования Е.Д. Петряева высвечивают неблаговидную роль Козлова в судьбе первого забайкальского поэта: он, якобы завидовал таланту Бальдауфа и, по слухам, «худо берег» его в пути из Забайкалья до Урала (26, с. 120-121). Но эти выводы все-таки нуждаются в дополнительных документальных подтверждениях.

В личном фонде Багашева на сшитых тетрадных листах – стихи одного из его корреспондентов, имя которого указано на отдельных страницах рукой Багашева, карандашом: “Подлинники Вас. Павл. Кропачева” (11, л.1, 16). “Василий Павлович Кропачев пристав и служащий горного ведомства в с. Горный Зерентуй, своего рода поэт” (11, л.19; 12, л.1). В конце отдельных стихотворений – рукой Багашева: “Зерентуйский” (11, л. 14,17 об.,18 об.,20; 13, л.7 об.,13об.,14 об.,15,19,20). Другая тетрадь содержит стихи Кропачева, списанные Багашевым с оригиналов в начале 1870-х гг. Рукой Багашева запись 12 октября 1911 г.: «Кропачев пользовался от меня книгами для чтения. Кропачев, конечно, был знаком со стихами Бальдауфа, Мокеева. Тот и другой могут отражаться на его “самодельных” стихотворениях” (13, л.1). Другая запись: “Списал Ив. Багашев в 1870-х гг. в Нерчинском Заводе, от самого поэта (самоучки) (13, л.20). Здесь же – письмо Кропачева Багашеву от 22 мая 1892 г., в котором рассказывается о начальнике тюремного ведомства г. Т.. Имея семью в России, он завел в Нерчинском Заводе любовницу, ублажал ее, предоставив хороший дом, окружив  прислугой; собирался строить для нее отель; наказывал тех чиновников, которые не оказывали ей почтение (12, л.1-1 об.).
 
В другой самодельной тетради, сшитой нитками, – карандашом: «Собственноручно стихи С. Карпова. Пароход «Зея».1890 г., 20 мая». Здесь - стихотворения, написанные им в 1887-1890 гг., о Карийской каторге, переписанные карандашом и пером черными чернилами. Под многими стихами подпись Семена Карпова (8). Список с шестнадцатью стихотворениями Карпова, многие из которых повторяют написанные в первой тетради, - на других, сшитых в тетрадь, листах. На титуле – карандашом, рукой И.В. Багашева: “Получено, кажется, от Мих.Мих. Чернавского в 1880-90-х гг. Рука не Карпова”; его подпись: “Ив. Багашев” (9, л.1). Судя по стихам, Семен Карпов - тюремный жандарм в Усть-Каре, его жена – надзирательница Усть-Карийской женской тюрьмы (Там же, л.3об.). Политкаторжанин М.М. Чернавский отбывал срок с 1880 по 1883 гг. на Карийской каторге, видимо, в то время, когда там служил  С. Карпов (29).

В цикле стихотворений, посвященных истории Карийских промыслов, «Район Кары», «Изменение Кары», «Все к лучшему» С. Карпов рассказывает об устройстве Карийских промыслов, тяжелом и, порой, бессмысленном труде приискателей. Вот эти строфы. «Людей до сотни схоронили, пока устроили село». «Сгребали золото лопатой. И кто лишь только не желал, кайлой ворочая горбатой, себе богатство наживал». Кто-то работал без устали, «обогащая лишь кабак», или «фунтами золото  бросали за пару чудных черных глаз». Рассказывается о разрастании системы Карийских промыслов, как постепенно «всю эту адскую машину забрал наш царский кабинет...». «Явились тюрьмы и бараки, управы ссыльных каторжан, больница, плети и казаки, и полицмейстер-гулеван. Известен стал и Разгильдеев – какой-то сказочный палач. Родились сотни лиходеев, творящих горе, смерть и плачь» (9, л.10 об.,11,11 об.-12).

Стихи  С. Карпова, хотя не отличаются мастерством, несколько просты, но в них правдиво вскрываются общественные пороки: самоуправство местной тюремной администрации и  примитивные нравы приискателей. Рассказывается, например, о начальнике тюрьмы, попавшем на службу в Сибирь за то, что был нечист на руку; на службе в Каре строчил доносы на своих подчиненных, занимался самоуправством (Там же, л. 6,7 об.). В стихотворении «Чиновник» - о пьянстве, взяточничестве, продажности тюремных служащих. То же самое - о писаре, фельдшере, жандарме, смотрителе Карийской тюрьмы (Там же, л.19-22). «Мальчишка пьет и курит трубку, с азартом слушая рассказ, как дед его красу-голобку пырнул ножом в урочный час. Как мать с мужьями поживала в деревне, славясь красотой. И дочь за деньги продавалась раз приискателям зимой». «Народ карийский просвещенный, но от добра познаний чист» (Там же, л.16, 16 об.). А в стихотворении «Преступление в ночь на 2 сентября 1887 года» – о зверском убийстве жившей «в конце Карийского селенья» беременной жены ссыльного и двух их детей (Там же, л.17-19).
 
На четырнадцати разрозненных листах, как написано И.В. Багашевым на листе 3, - «стихотворения собственноручно Акакия Павловича Софонова, арестанта из Нерчинской тюрьмы. 1890 г.» (15, л.3). Это стихи о тюремных порядках, но больше – о тоске по воле, по родной стороне: «Тюрьма и ее обитатели», «Из жизни невольного права». «Ты во сне словно видишь ее, родную, страну, где родился... Вспомнит, взгрустнет сердечко твое... Были бы крылья, так бы взвился» (Там же, л.3). О том, что за осужденными на каторгу в Кару идут жены и дети, но ждет там их  несчастье; о горькой судьбе дочери арестанта, вынужденной отдаться тюремщику, чтобы выручить отца, а затем – умертвить новорожденное дитя; о вышедшем на поселение бывшем арестанте, заболевшем и умершем без врачебной помощи (Там же, л.8).

Рассказ А.П. Софонова “Встреча Нового года в тюрьме”, помеченный 1 января 1891 г. повествует о порядках среди арестантов, основанных на принципах “побивай слабых”, “выживет сильный” (16). Софонов рассказывает, что “новички по прибытию в тюрьму всегда подвергаются унижению, гонению” со стороны арестантантов “старой тюремной закваски”. Для них “ничего не значило обобрать новичка, побить и взвалить непосильный “налог”, а... если не будет “налог” выполнен в назначенный срок уплатой, затоптать ногами, отнять последнюю пайку хлеба и заставить его питаться разбросанными всюду горелыми корками от их лакомого стола” (Там же, л.4-4 об.). Софонов пересказывает новогоднее поздравление начальника тюрьмы, обращенное к арестантам, в день затишья “дедовщины”: “...Друзья мои. Как хорошо видеть между вами мир, тишину и спокойствие. Как хорошо видеть общее равенство друг другу. Между вами нет большего и нет меньшего. А самое главное - у вас прекратились раздирающие душу вопли приведенных к вам новичков, которых вы без пощады обирали, били и делали их своими почти рабами... Хорошо, что в этот раз вы не унизили слабых, не заставляете их что-либо делать на себя... (Там же, л.3).
 
Кроме указанных рукописей в личном фонде И.В. Багашева хранится тетрадь, в которой - краткие выписки Багашева, сделанные им в ноябре 1909 г. из иллюстрированного журнала «Природа и люди Дальнего Востока», издававшегося во Владивостоке в 1906 г., (экземпляр принадлежал А.А. Зензинову) (1).  Есть в фонде тетради со списками стихов и высказываний русских поэтов и писателей (6; 18; 20). В одной из них – рукой Багашева: «Из кяхтинских архивных груд в амбаре (далее неразборчиво). 1890-1900-х гг. Ив. Багашев. 1912 г. (18, л.1). В трех тетрадях - списки стихов, сделанные горным чиновником В.В. Полторановым в 1850-1860-х гг. в Нерчинском Заводе (5). В пяти тонких тетрадях – конспект сочинения пастора Грано «Шесть лет в Сибири» (Гельсингфорс, 1893), сделанный И.В. Багашевым (7). Хранится в фонде перевод статьи «Перемены в России» из «The Weekly Times» (14 (2) мая 1884 г.), сделанный М.М. Чернавским (17, л.1-2). Здесь же - стихотворения «Сибирячки» (1884-1888 гг.) и др. (19).

Каждое дело личного документального фонда И.В. Багашева – повод для изучения того собрания, которое создано многолетним трудом забайкальского подвижника культуры и просвещения. Данная статья в целом, а также отдельные ее разделы – лишь абрис дальнейшего глубокого краеведческого исследования, которое позволит вписать дополнительные страницы в историю культуры Забайкалья.
 

ПРИМЕЧАНИЯ:
 1.ЧОМ.Ф.9, оп.2, д.1378 (далее дела той же описи, того же фонда).
 2.Д.1379.
 3.Д.1380.
 4.Д.1381.
 5.Д.1384-1386.
 6.Д.1387.
 7.Д.1388-1392.
 8.Д.1393.
 9.Д.1394.
10.Д.1395.
11.Д.1396.
12.Д.1397.
13.Д.1398.
14.Д.1399.
15.Д.1401.
16.Д.1402.
17.Д.1404.
18.Д.1405.
19.Д.1407.
20.Д.1408.
21.Белокрыс М.А. Запрещенные издания в личных библиотеках забайкальцев. По материалам собрания И.В. Багашева // Макушинские чтения.-Новосибирск, 1988.
22.Константинова Н.Н. «... Я не таю свои мечты» (Из альбома неудавшегося поэта) // Забайкалье: наука, культура и жизнь. 2002.№ 4, 52-54.
23.Петряев Е.Д. Исследователи и литераторы старого Забайкалья. Очерки из истории культуры края.-Чита: кн.изд-во, 1954.
24.Петряев Е.Д. Люди и судьбы. Очерки из истории культуры Забайкалья.-Чита: кн.изд-во, 1957.
25. Петряев Е.Д. Нерчинск. Очерки культуры прошлого.-Чита: кн.изд-во, 1959.
26. Петряев Е.Д. Впереди – огни. Очерк культурного прошлого Забайкалья.-Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1968.
27. Петряев Е.Д. Краеведы и литераторы Забайкалья. Библиографический указатель. Дореволюционный период. – Чита, 1981.
28.Попова Е.Е. Забайкальский журналист, издатель и краевед И.В. Багашев в трудах современных исследователей // Бурятия: Проблемы региональной истории и исторического образования: Сб. науч. тр. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2001. – Ч.1.
29. Михаил Михайлович Чернавский (1855-1932 гг.) был исключен из Военно-медицинской академии за участие в политической деятельности; сослан на Карийскую каторгу, где находился с 1880 по 1883 гг.; с 1884 по 1900 гг. до своего отъезда в Петербург и за границу жил в Чите и Нерчинске (1886-1900 гг.). В Нерчинске Чернавский около 14 лет бессменно и бесплатно был городским библиотекарем, много работал в кружке любителей музыки и литературы, вел переписку с Л.Н. Толстым. См.: Петряев Е.Д. Краеведы и литераторы..., с.112; Он же. Нерчинск..., с.78, 86).
30. Стогов Э. Очерки, рассказы и воспоминания. Ссыльно-каторжные в Охотском солеваренном заводе // Русская старина. 1878. № 6; Он же. Очерки и рассказы. Памятный день в Иркутске // Русская старина. 1879. № 1.


Рецензии