Маленький Принц Железных дорог и его Левша

1937 год.
За год до рождения Владимира Семёновича Высоцкого.
Да, книжка 1937 года посвящённая паровозам вышла одновременно с книжкой моего деда «Счастливые камни». Дед сдал рукопись в печать 19 апреля. И уже 25 июня она была подписана к печати. И была отпечатана тиражом три тысячи экземпляров.
И книга доцента И.М. Струженцова «Конструкции паровозов» была одобрена Комиссией под председательством доктора технических наук профессора С.П. Сыромятникова и выпущена в свет в 1937 году! Сдана в печать 19 мая 1936 года!!! Подписана в печать 16 мая 1937 года! Тираж десять тысяч двести тридцать экземпляров!
Дорого бы я сейчас дал за возможность пообщаться с Сашей Лапкиным! А было время!
Общались! О чем угодно! Даже немного о его докторской диссертации и проблемах наплавок на колесо с целью увеличения срока его службы! Саша – прочнист! Самый молодой доктор наук Свердловска – он защитился в сорок пять лет! До него я знал еще одного молоденького доктора наук – Валеру Кормильцева. Тоже защитился совсем молодым! Но Александр Николаевич мне сейчас был бы нужнее всех иных ибо он реально связал свою жизнь с железными дорогами мира!
Но как то вот так всё выходит, что пока можем общаться, вопросов у меня нет, а когда время дозволенных речей истекло вопросы накатываются пачками!
Так что я вынужден просить у него прощения.
Извини, Саша, что тогда не спросил.
Я тогда об этом ни сном, ни духом!
И вот на тебе!
Накатило!
Листаю великолепный учебник «Конструкции паровозов». Чудо!
Книга – сказка!
Тексты просто невероятные по глубине и проработанности!
Вот вникая в эту книжечку я по-новому присмотрелся к фотографиям Маленького Принца Железных дорог Советского Союза! Красноярское произведение инженерного и конструкторского искусства завораживает!
Мало кто обратил внимание на то, как его первое появление встретил Красноярск.
А между тем это был ВОСТОРГ!
Крошечный паровозик на крошечных рельсах пыхтел, пускал пар, отчаянно дымил и двигался своим ходом! Ехал! Шёл! Вёз!
Если бы они там – в 1936 году знали, что я сейчас о нём напишу, они бы сняли самый великий фильм о его первом появлении детворе Красноярска. Но у нас только несколько кадров! Несколько кадров без расшифровок.
Конечно, слава Богу, есть и сам Маленький Принц.
И его никто уже не посадит!
Он же памятник!
А мне очень хочется его воспроизвести в масштабе один к одному!
Я хочу, чтобы он жил!
Чтобы он являлся!
При чём здесь «экономика»?
Бог с Вами!
Маленький Принц – это наше всё!
Это одна из самых великих идей человечества.
Юлиус Фучик описывая 424 комнату сказал однажды про жертвы истязаний в этом аду:
От человека там не оставалось ничего кроме человека.
Когда Хуберт Пярнакиви финишировал в Лос-Анджелесе в 1959 году я мог повторить про него в том смертельном забеге: на финише от него не осталось ничего, кроме человека!
И человек в нём победил материю.
Потрясающе: книга о конструкциях паровозов появилась в год появления Красноярского чуда. Её еще год мурыжили и издали год спустя. Но в печать Иван Михайлович сдал её 19 мая! Через 18 дней после первого выхода Маленького Принца в свет!
Легко сказать: один к пяти!
Понятно, что если длина паровоза СУ  13424 мм, то длина уменьшенной копии 2685 мм.
Вроде бы «просто».
Если колея большого паровоза 1524 мм, то для уменьшенной копии её делают 305 мм.
Если диаметр движущих колёс у нас в оригинале 1850 мм, то у нашей уменьшенной копии  он должен быть 370 мм.
Пока всё более или менее понятно.
Но вот мы добираемся до устройства, которое собственно и обеспечивает паровозу возможность движения. Машина может быть больше или меньше, но молекулу пара перегретого  в пять раз уменьшить не удастся! И давление пара каким должно быть, чтобы поршень смог сдвинуть его – колесо ведущее с места? Если трубка имеет толщину стенки в два миллиметра, надо ли ее превращать в фольгу? И выдержит ли фольга давление пара, хотя бы уже и мятого?

Дело в том, что Маленького Принца созидали на паровозоремонтном заводе. Переведу с русского на русский. Его мастерили на заводе, на котором ремонтировали любые паровозы!
То есть на заводе работали мастера – золотые руки – которые не просто знали устройство паровоза. Они его очень глубоко чувствовали и понимали. Он был им близок и понятен и относились они к паровой машине как живому существу. А к малютке нашей наверное как к собственному ребёнку.
Обратите внимание: прошло восемьдесят пять лет!
За все эти годы второе такое дитя не родилось!
Не появилось!
Не возникло!
Маленький Принц – это один единственный малыш всех железных дорог всего Советского Союза!
Это реже чем Солнечные затмения! СССР распался! А он наверное всё ещё способен передвигаться самостоятельно.
И ведь что любопытно: ни одного подробного описания!
Никаких публичных ответов на море серьёзнейших вопросов!
Я понимаю одно: за каждым таким явлением стоит всегда конкретный человек, конкретный Мастер. Тот единственный, кто способен реально подковать эту блоху!
Паровозик вышел в свет 1 мая 1936 года и двадцать пять лет исправно возил вагончики по детской железной дороге. Чем топили его – углем или? Я не ведаю. Описаний не читал. Не видел. Но судя по всему топили всё-таки угольком.
Как были устроены колосники?
Сколько было жаротрубных и сколько дымогарных труб?
Как были устроены его регуляторы?
Тот Левша, который его породил, конечно всё понимал в котлах и в топках.
Но где подробное описание этой чудесной конструкции?
Такие крошки есть в Великой Британии. Например в Норфолке.
И тоже попробуйте добраться до подробного изложения, как там все в паровозиках у них устроено?
Кто он, Левша, создавший нашего Маленького Принца?
Может быть это сам инициатор всего проекта?
Или?
Интересно, а могут ли мастера добраться до его реального устройства сегодня?
А ведь это одно из Чудес света и одно из очевидных- доказательств бытия Божьего!
Восторг малышей встретивших его первое появление – вот что невозможно отринуть.
Маленький Принц – самое долгожданное чудо в жизни каждого ребёнка!
Уверен: Он улыбнулся малышам в самый первый свой выход «в люди» и радовался им каждый раз, когда они забирались в его состав.
Знаете, иногда вертушку крана именуют «барашек».
И я уверен, что Левша, создавший этот мировой шедевр, однажды услышал этот шепот:
- Нарисуй мне барашка!
Время великих Перемен, эпоха великих Свершений, век фантастических достижений и постижений! Эпоха Маленьких Принцев!


Рецензии