Анна Мартинсон и Алексей Понсов на картине Петра В

Парный портрет молодых театральных художников Анны Мартинсон и Алексея Понсова вышел из-под кисти Петра Вильямса в 1947 году. Картину он назвал незатейливо «Весна. Портрет А. Мартинсон и А. Понсова». На ней изображены дочь известного комедийного актёра Сергея Мартинсона и ученик Вильямса. Анна и Алексей работали в театре и были хорошими приятелями. Насколько близкими были их отношения, не известно. Но появление такого рода картины, скорее всего, не случайно.

Работа написана в 1947 году, понятно, что за плечами её героев тяжёлые военные годы. Возможно молодой человек был на фронте. Но сейчас у них спокойная мирная жизнь, они счастливы, наслаждаясь тёплым солнцем…

Выдающийся театральный художник Пётр Вильямс написал этот портрет в год своей смерти. Но если не знать даты его написания, можно решить, что на полотне молодёжь из годов 70-х… Очень современно она выглядит.

Весна и молодость
Молодые люди наверное влюблены. Это можно считать по взглядам, которые они дарят друг другу. Однако об их личных взаимоотношениях известно мало, хотя оба крутились в театральных кругах. А там трудно утаить шило в мешке…. Здесь, на картине Вильямса, они такие молодые и красивые!

Парень и девушка беседуют на балконе многоэтажного дома летним солнечным днём. Перед ними раскинулся вид на послевоенную Москву. Только герои ничего вокруг не замечают, они слишком заняты друг другом… Анна смотрит на Алексея с явной симпатией, если не сказать с восхищением. Он же смотрит на собеседницу довольно серьёзно, может не знает как продолжить разговор… Горько только осознавать, что в год написания этой светлой картины Вильямса не станет. И он не узнает, что Анна Мартинсон и Алексей Понсов никогда не соединят свои судьбы.

Представители театрального мира
Впереди у Анечки, отец которой Сергей Мартинсон был очень дружен с Вильямсом, будет долгая и бурная жизнь. Она сделает карьеру как художник по костюмам в театре и кино. У неё будет два брака: с основателем Московского камерного оркестра Рудольфом Баршая, затем с режиссёром Генрихом Габаем. Анна будет участвовать в различных выставках, эмигрирует в Израиль, потом в США…

Алексей Понсов, которому также отпущена долгая жизнь, будет работать в театре художником-декоратором и художником по костюмам. Женится он на родственнице Петра Вильямса, с которой познакомился на похоронах своего учителя… Кстати, в том далёком 47-м, когда была написана картина, он и не надеялся, что всё сложится именно так.

Дело в том, что как раз в том году его отчислят из Института им. Сурикова, куда приняли после фронта сразу на второй курс. В приказе будет написано «за формализм и низкопоклонство перед Западом». Лишь в 1953 году он сумеет окончить постановочный факультет Школы-студии МХАТ и с той поры верой и правдой станет служить родному театру. Начнёт с оформления спектаклей «Лермонтов» и «Дорога через Сокольники». Всего же Понсову доведётся участвовать в сценическом решении более 50 пьес.

Выдающийся театральный художник
В 1920-е годы Пётр Вильямс был известен как один из основателей творческого объединения ОСТ (Общество станковистов). Остовцы интересовались современной жизнью страны, ростом городов, развитием транспорта, строительством и искали новые средства выразительности для отражения этих тем. Их работы отличали лаконизм изображения, графическая четкость рисунка, динамичное монтажное построение композиции.

Буквально с первых шагов молодой художник показал себя как хороший портретист. Но в отличии от своих коллег по творческому цеху, он уделял большое внимание колориту, использовал контрастные цветовые сочетания для раскрытия образа.

Со временем художник начинает отдавать предпочтение театрально-декорационному искусству. В 1937 году Вильямс поступает на работу в Большой театр, где его первой работой стала постановка оперы «Поднятая целина» И. Дзержинского. В 1941 его назначают на пост главного художника Большого.

В богатейшую декорационную традицию этого храма искусства он внёс понимание декорации как станковой картины, вписанной в зеркало сцены. Он создаёт огромные панно-задники пейзажного, сюжетного или портретного характера. Наиболее яркими образцами такого рода стилизаций стали балеты С. Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта».

Для достижения пространственности сценического пейзажа Вильямс первым стал применять на сцене тюль, транспаранты и аппликацию. Кроме ГАБТа, он создаёт декорации к спектаклям театра Вахтангова и МХАТа. Всего за свою жизнь он оформил более пятидесяти постановок в семнадцати театрах.

Современный художник
Сегодня произведения Петра Вильямса находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина и других.

Одной из самых известных считается картина «Автопробег», которую, как и «Весна. Портрет А. Мартинсон и А. Понсова», можно увидеть в Третьяковке.

Современники Вильямса считали «Автопробег» одной из его лучших работ. Это полотно и по сей день смотрится очень динамично и ярко. Более того, глядя на него, невольно хочется сесть за руль и погнать свой автомобиль куда-то в светлое будущее. А может и впрямь сделать это?


Рецензии
"герои ничего вокруг не замечают, они слишком заняты друг другом… Анна смотрит на Алексея с явной симпатией, если не сказать с восхищением."
А она мятежная искала бури... Поменяла двух мужей, потом Израиль, США.
Кому что?

Владимир Иноземцев   13.10.2023 17:47     Заявить о нарушении
если бы молодость знала, если бы старость могла!

Наталья Швец   14.10.2023 19:27   Заявить о нарушении