6. как сказал Будда

Следующий урок по расписанию был – история. Взяв сумку, Вей Ли отправился в кабинет.
Открыв белую дверь, он увидел светлую аудиторию с персиковыми стенами. Парты располагались в четыре ряда, чистые и почти сверкающие на свету от прекрасной чистки. На стене, у которой была дверь висела карта мира, большая и разноцветная, стрелками разного цвета и длины, указывающих на определенные места. Также были развешены портреты великих историков, сразу можно было понять, что учитель заботится о своем кабинете, смотрит и приглядывает за ним. В углу кабинета стоял черный рояль, переливающийся на свету. На шкафах с книгами стояли бюсты Петра Великого, Ленина и других. Было много растений, пальм, красивых лиан. Ли не видел такого просторного и чистого кабинета, от которого еще веяло заботой, добром и наукой, спокойствием и романтизацией.
-Дай пройти, китаез! – дерзко бросил грозный бас сзади.
Перед Ли стояло существо небольшого роста, но большого в ширине. Лицо было осыпано красными и черными точками и угрями, карие глаза горели злым огнем, а пухлые губы скривились в усмешке. – Что застыл, «чопорный»? Или говорю не по-китайски?
Китаец едко усмехнулся и, задумав что-то, повернул к предмету деградации, но сразу опустил взгляд в пол.
-Чопорный? Я удивлен тому, что вы молвить изволили, месье. Я лишь захотел выглядеть более презентабельно и элегантно, нежели вы, будь холопом и пеньтюхом. В прошлые века, вы бы слова не могли молвить, но благодаря благополучию и равенству сейчас, можете абсолютно открыто выражать свою неприязнь, не боясь показать вашу ступень революции в этом обществе. Я не намерен становится на ваш уровень и, вероятно, вы ничего не поняли, поэтому дайте пройти и отпустите меня. -саркастично сказав это, Ли самоуверенно перевел взгляд на обидчика, лишенного дара речи. Не зря так много книг читал!
-Это…было очень интересно, юноша, но дайте уже пройти и мне, и вашим одноклассникам. Да, и где же ваше обещанное эссе, Дмитрий Конюхов? Молчите… Так я и думал. Ну же, проходим. – раздался спокойный мудрый голос сзади. Ли быстро отошел на свою парту и вгляделся в только зашедшего в кабинет мужчину.
Профиль лица был необыкновенно выразителен. У него был длинный нос с маленькой, едва заметной горбинкой, на которой покоились очки. Тонкие губы закрывала белая короткая борода, седые волосы были зачесаны на правую сторону, но в них виднелись тонкие холодно-русые тонкие пряди, еще не тронутые многообразием ума и прожитых тяжелых лет, они напоминали о той далекой молодости, что теперь безвозвратно исчезла и стала туманным воспоминанием в старческой голове, а голубые глаза придавали портрету аристократичности, ума и строгости. Тонкие длинные руки, покрывшиеся морщинами и складками, показывающие синие извивания вен, держали в руках учебник и большую коричневую сумку из кожи с многообразием карманов.
После звонка никто не сказал ни слова. Не было ни единого шепотка в громадном классе. Множество взглядов было устремлено на учителя и было лишь слышно, как он шел, тяжело дышал и что-то искал в своем портфеле. Ли завертел головой, рассматривая любопытные пары глаз одноклассников, удивляясь и думая, каким должен авторитетом обладать человек, имеющий такое богатое уважение.
-Дорогие друзья, как вы провели каникулы? – улыбкой обратился он к классу. Давайте рассказывать по очереди и, пожалуйста, вкратце. Начнем с тебя, Анихина.
Девочка, сидевшая на первой парте, теребила свои почти белые блондинистые волосы и направив на него свои карие глаза сказала:
-Все хорошо, мы ездили в горы, а еще мы отдыхали в санатории.
-Очень хорошо, Саввин?
-Я дома сидел, играл в игры и немного учил историю.
Он так честно сказал, удивился Ли, ни капли стеснения.
Так прошел весь ряд, и потом очередь дошла до второго ряда.
-Я ездила в кино с друзьями, было очень классно!
-Рад за тебя Кратошева, Милев?
-Дома сидел, я начал изучать психологию.
-Она тебе во многом поможет, Женя, молодец. Бубенко?
-Решил начать готовить, вроде хорошо получается.
-Молодец, что насчет тебя, Фамусова?
-Ничего не делала… Вот только уроки и все.
-Хорошо. Соловьева?
-Открыла для себя новый вкус к музыке и завела много новых знакомств. – с улыбкой проговорила Маргарита.
-Это очень хорошо, знакомства всегда понадобятся, особенно прекрасно, когда они становятся твоими друзьями…А ты…Новенький, да? Как ты провел каникулы.
-Я с сестрой переехал сюда, тоже познакомился с интересными людьми и осваиваю культуру. – смущенно сказал Ли.
-Откуда ты?
-Из Китая, там очень любят Россию.
Конюхов, сердито и презрительно глядя на иностранца, скривился и прорычал какое-то ругательство.
-Невероятно! Очень рад, что ты перешел именно в этот класс, тебе хорошо повезло. -дружелюбно ответил историк. – меня зовут Лукас Андеасович, будем знакомы.
Какое интересное имя, греческое, наверное, подумал Ли.   
Еще несколько человек рассказали про себя и свои проделки на каникулах, кто истории, кто анекдоты.
-Красотища! – сказал историк после своего опроса. – хорошо, когда на каникулах вы отдыхаете, даже глядя в телефон. Очень много наших учителей старой закалки, как вы знаете. Они не понимают, что значит то, чем вы занимаетесь… да и никто не будет понимать, не отважется, не будет тратить времени на это, главное, чтобы то нравилось вам и… ладно, сейчас я уйду в философию и отойду от самого главного. Вы уже не малые дети, вас уже не так просто удивить, но…я все-таки расскажу, как у меня проходили каникулы. Меня пригласили на раскопки в Индию. Да, да, в Индию. Добраться туда совсем просто, сел на самолет, да долетел за часов шесть, тем более билеты были за счет тех, кто и устраивал раскопки. – Лукас Андреасович лукаво подмигнул одним глазом. – но не буду вас мучать, мне удалось достать кое-что интересное…
Учитель взял свой большой портфель и потянул на себя молнию с самым большим карманов. Оттуда он достал картонную коробку. Запустив туда руку, перед классом предстал сам артефакт. Все охнули от удивления. Марго от такого даже бросила шепотом ругательство.
Учитель возвысил на своих руках громадную статуэтку Будды, выделанную из уже поблекшего серебра, но загрязненного. Будда сам сидел в позе лотоса, положив босую ногу на бедро другой, по телу его спускалась некая ткань, наполовину обнажая мужскую грудь. Левая рука статуэтки была согнута на уровне живота и направлена ладонью вверх, как бы прорисовывая линию внизу живота, а правая же была на уровне груди, направляла пальцы вверх и показывая черную, загрязненную землей ладонь. Лицо маленького будды было спокойно и невозмутимо, будто бы маленький индиец заснул, и медуза Горгона превратила в «камень» его, лишь кинув на него взгляд полный злости и гнева. Узкие глаза были закрыты, а под длинным прямым носом, переходившим в лоб и выпуклые бесцветные брови, сомкнулись пухлые губы, изображая маленькую, еле заметную улыбку. Мочки ушей были очень длинными и едва доходили до шеи, на которой было надето три браслета. Вместо волос у статуэтки были маленькие шарики, образовывающие какую-то прическу в стиле высокого пучка на самой макушке, даже выше. На высоком ясном лбу поместилась выпуклая точка, обозначавшая индийскую культуру и спиритуальный знак.
Красная точка в центре лба индийцев, так называемая бинди, имела много значений, сейчас рассмотрим некоторые. Индиянки раньше рисовали точку на лбу, как знак замужества и смысл был таков же, как и обручальных колец у нас, в России. Также красная точка символизировала скрытую мудрость, поскольку на это области лба расположен «глаз» шиваиского бога Шивы, известный, как «третий глаз». По другой версии, это защита от сглаза и нечисти. Бинди являлась принадлежностью к той или иной касте.
Лукас Андреасович после такого представления, поставил статуэтку на первую парту и начал свой рассказ:
-как вы видите, это статуэтка Будды. Вы уже с малых лет знакомы с религией буддизма, слушали о ней от учителей «ОРКС» и обществознания, географии… давайте немного повторим. Где зародился буддизм?
-В Древней Индии. – подняла руку Марго.
-Все так, Соловьева. Кто-то может рассказать про него?
-Это древнейшая и четвертая по величине религия? – с некоторым сомнением сказал Данила.
- Верно. Думаю, можно узнать эту религию немного поглубже, чем знаете ее вы с начальных классов. Кто-то может ещё что-то добавить? Вей Ли? Давайте.
-так называемая Дхарма Будды (дисциплины и доктрины Будды) это, как было сказано, индийская религия и также философская традиция, которая основана на ряде учений Гауатамы Будды…
-хорошо, знаешь ли ты какое-нибудь?
-в принципе да… но там есть большая книга и из нее можно выделить лишь несколько принципов буддистов. Первый, это можно выделить, как «страдание, как подход к развитию», буддисты утверждают, что, мол, депрессию и отчаяние вызывает наша неспособность контролировать собственные желания, а медитация поможет достичь нирваны, то есть блаженства. Второй- «ответственность». Заключается в том, что наивысшая цель человека, решившегося учиться – это достичь просветления и первый шаг к этому, научится отвечать за каждый твой поступок и понимать, что жизнь только в наших руках, и что нет ни высших сил, ни провидения, которые могли бы определить судьбу, только человек ответственен за то, как сложится его жизнь.
-спасибо, достаточно, Соловьева, вы прямо из кожи вон лезете, чтобы ответить, давайте уступим и пусть она расскажет оставшиеся три.
-Так…третий это «изменчивость жизни». Жизненная энергия не статична. И тот, кто совершает попытки ухватиться за ту или иную форму, какой бы красивой она ни была, обречен на страдание. Переносить стресс, перемены и тому подобное помогут лишь наблюдательность и беспристрастность. Четвертый это «Не существует отдельного «Я»». Точно так же как и все остальное, чего касается наш взгляд, человек подвержен перманентной трансформации. Происходит она, впрочем, в тесной связке со всеми вселенскими процессами — иными словами, существовать самому по себе не получится. Пятый принцип и последний «Любовь — это радость и доброжелательность» Буддисты верят, что существует четыре элемента любви, делающих ее истинной. Доброжелательность позволяет вам быть терпимым к близким, сострадание — понимать переживания и боль партнера, спокойствие — избегать ненужных конфликтов, а радость, которую приносит человеку чувство, сбережет душевное единство на долгие годы.
-так давайте поясним в нескольких словах истины Будды. Первое-  существует страдание; второе- существует причина страдания — жажда, страстное желание; третье- существует прекращение страдания — нирвана; четвертое- существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Благородный Восьмеричный путь (арьяаштангамарга).
На этом можно закончить повествование урока, так как дальше не было ничего интересного, за другими уроками тоже. Занятия, как занятия, не буду мучать ваши бедные глаза и вдохновение. Скажу лишь, что к Ли подходил почти весь класс, дабы познакомиться и разделить дискуссию со столь необычной и интересной персоной, с Минджу в классе было точно также, но если она отвечала с огнем в глазах и непреодолимой веселостью, то брат казался на её фоне равнодушной и холодной улиткой. Конечно, это гиперболизированно, так как Вей Ли тоже хотелось познакомится со своими одноклассниками, а также с нашим Данилой Покровским, которого подогнала к нему Марго. Не смотря на начальную неуверенность и зажатость парня, со временем новенький и Данила приноровились к друг к другу и получился весьма неплохой диалог.
Теперь плавно перейдем в окончание восьми уроков и пусть ваше воображение перенесется в коридор школы, пустой и чистый, около стены которого стоит пухлая уборщица. Ли Вей вместе с Марго и Данилой шли разговаривая и изредка смеясь.
-Ли, у тебя очень интересный акцент. – с улыбкой проговорил Данила.
-спасибо, мне много кто это говорил. – отвечал смущенно иностранец.
-правда, кстати, как ты так хорошо выучил русский язык? Да и культуру нашу знаешь очень хорошо – спросила Марго, спрятав руки за спину.
-да, расскажи! – согласился одноклассник.
-что же… мои родители очень любили русскую культуру, да и вообще Россию. Они знали ее язык и все, все, все, поэтому обучали нас с сестренкой. Мне это понравилось, зацепило, а вот Минджу пришлось несладко, она иногда не разделяла наши взгляды, да и она персона очень вспыльчивая и эмоциональная. Поэтому у нее акцент больше замечен, чем у меня.
-но она все равно очень милая. – проговорила Марго.
-класс! – протянул удовлетворенно Данил. – а сколько ей лет? В каком классе?
-хей, хей, не налегай так! Ей четырнадцать, и она в восьмом классе. На год младше нас.
-наверное хорошо иметь сестру почти ровесницу – проговорил Данилка
-лучше вам не знать…-горько усмехнулся Ли.
-ладно, я был рад познакомиться с тобой, Ли. До завтра и удачи тебе! До встречи на тренировке, Рита! – обогнав их, сказал вслед Данила.
-а куда ты?
-на пересдачу по геометрии!
-и тебе не помереть!
Дальше Ли и Рита шли одни. Пройдя немного кабинетов, к ним на всех порах подоспела Минджу. Радостно улыбаясь друзьям, она рассказывала о своем школьном дне, о том, что похвалил физрук, о предложениии войти в состав волейбольной команды и прочем. Марго с Ли молча слушали ее, иногда вставляя комментарии. Сестра замолчала, приготовившись слушать диалог брата с подругой. Рита первой начала разговор.
-тебе понравилось у нас в классе?
-да, вроде да. Мне очень понравился Конюхов, такой приятный тип.
-не обращай на него внимания, он всегда таким задирой был, курил с двенадцати лет, бандами с кем-то дрался, оскорблял все, что движется… в общем он никогда не поменяется. Не знаю, как и куда он работать пойдет.
-Ясно…может в армию или на завод какой-нибудь – рассмеялся Ли.
Марго оценила шутку, тоже немного посмеявшись.
-Но про Нихман… мне ее очень жаль, надеюсь с ней все будет хорошо.
-Кто такая Нихман? – резко вставила Минджу.
-да так, долгая история, я тебе дома расскажу. – шикнул на нее брат.
-Я тоже надеюсь, она говорила, что пойдет до одиннадцатого класса, как и я. Поэтому может удастся немного поговорить с ней... Как тебе Данила?
-хороший парень, конечно, немного замкнутый, но, если разговорить, настоящий актер! -улыбнулся Вей.
-это точно! Он как раз собирается поступать в театральный. Мы дружим с ним с первого класса, ходим в одну танцевальную студию и близко общаемся…
-Вы занимаетесь танцами? Как круто, какими? -снова удивилась Минджу.
-Хореографией, мы очень много выступаем. Сейчас готовим танец с индийской атмосферой!
-Ничего себе! Теперь понятно, почему ты так активно отвечала на истории.
-Нет, нет, хотя тоже возможно. На самом деле я уже очень давно интересуюсь буддизмом, и, по сути своей, я являюсь атеисткой, но хочу перейти в буддистскую…
Ее слова прервал звон клавиш и дивный звук музыки из нашего кабинета истории Лукаса Андреасовича. Китаец с двушкой переглянулись и направились к источнику звука. Дверь с табличкой была открыта нараспашку и Лис Ритой заглянули в кабинет.
Учитель стоял со строгим выражением лица, держа одну руку на боку, а второй упираясь о заднюю парту. Золотые очки у него на горбинке съехали и взгляд очей был направлен в пустоту, анализируя мелкие ноты и музыку, исходящую из инструмента. За роялем сидел Эраст, прикрыв глаза веками и длинными ресницами, он быстро барабанил по клавишам, играя Хорватскую рапсодию. Лазаренко наклонялся, то к пианино, то от него, качаясь, как корабль на больших волнах.
На крышке инструмента лежали книги, тетради и листы, брошенные в беспорядочном виде. Около них стояла большая белая свеча на маленьком блюдечке. В фитильке танцевало пламя, то уменьшаясь, то увеличиваясь. Рядом с ней стояла такая же маленькая свечка. В кабинете царил запах благовония, ванили и горького кофе.
Мелоди переливалась из светлых оттенков во мрачные, из нежной, в тяжелую. Она менялась так стремительно, как вода перед штормом. А по воде плыл корабль, качающиеся в разные стороны, у моряков его нарастала тревога и паника, как темнились ноты рапсодии. Словно кто-то свыше управлял людьми, словно куклами, тянув за тонкие ниточки и веревочки, те танцевали в безудержном веселии. Музыка эта нагоняла восхищение, немного тревоги, будоража саму душу и приходило осознание: «мы можем все, все в именно в наших руках», как во втором принципе буддистов.
Минджу с удовольствием вздохнула. Ли и Рита стояли в проеме двери лишь высунув головы в кабинет. Лукас Андреасович неожиданно обернулся и улыбнулся им. Он поднял руку и подозвал их к себе жестом. Немного смущенно, они быстро подошли к нему на цыпочках, дабы не помешать другу-пианисту. Прошло еще минуты две, Эраст перестал играть. Его длинные пальцы остановились, и изумрудные глаза открылись.
-как говорил Будда – проговорил с легкой усмешкой Эраст – «Тот может, кто думает, что может.»
Ли, Минджу и Марго проигнорировали эти слова, начиная закидывать друга комплиментами.
-Ты так красиво играешь! – воскликнула Минджу. – а мня научить сможешь?
-Можно, а почему нет! Только сначала пальчики отрасти. – рассмеялся тот.
-Правда, очень красиво. Почему ты не рассказывал нам о своих умениях? – удивился Ли.
-Я знал, что вы подружитесь. – неожиданно тихо пробормотал Лукас Андреасович.
Все обернулись на него с некоторым недопониманием.
-Мне Эраст рассказывал о вас. О том, что вы подозрительно быстро нашли общий язык друг с другом. Я думаю, об этом хотя бы мелкая мысль у вас была. Это легко объяснить. Вы словно корабли в одной гавани, такие разные, но чем-то похожи…Ладно не берите в голову, мысли в слух. Эраст, тебе стоит подучить несколько нот, эти же, как и в прошлый раз хромают. Ладно, выходите, мне нужно закрывать кабинет.


Рецензии