Нужный попутчик

Билетов в кассе на Москву не было, а мне в 10 часов нужно быть на совещании. Билеты есть только СВ. Благо, что мой начальник дал распоряжение бухгалтерии оплачивать мне любые виды транспорта, кроме такси.
Принимая мой авансовый отчёт, бухгалтерша поджимала губы и задавала вопрос: «А что, плацкарта не было?», как будто платила из своего кармана. Такая льгота давалась редко кому, и это у неё вызывало подозрение.
Да, в таких купе ездили чопорные особы, а я была рядовой инженер.
Я вошла в купе, моим соседом оказался пожилой мужчина крестьянской наружности, хотя был одет в дорогой костюм.
«Наверное, ударник труда, едет на ВДНХ», – подумала я. Я положила свои вещи, представилась. Он тоже назвал себя и сразу перешёл на расспрос: куда я еду, с какой целью и как это я, такая молодая, а уже чинуша.
Я засмеялась:
– А кто это вам сказал, что я чинуша?
– Сын сказал, что я поеду в министерском купе. Говорил я ему, чтоб купил билет с людьми простыми, чтоб поговорить можно. А с министром о чём поговоришь?
– Я подумала, что вы едете на ВДНХ.
– Угадала, это я обязательно посещу. Я еду к сыну среднему, он живёт в Москве. Вот младший мне купил билет дорогой, костюм дорогой, хочет брату показать, как он обо мне заботится!
– А на самом деле не заботится?
– Да как тебе сказать. Вытащил меня из деревни, мать-то умерла, одному жить тоскливо. Старший сын в нашей деревне живёт – механизатор. С утра до вечера на работе. Жена его тоже работает в магазине. У них трое ребят, да я ещё в нагрузку. Звали, я не пошёл, решил в город поехать, к младшему. Он у меня живёт богато: квартира большая, машина хорошая, а детей нет. Жена его, краля, говорит, что пока нужно пожить для себя, детей нарожать успеют.
– Чинуша сын-то?
– Да нет, говорить не хочется.
Старик замолк.
Пришла проводница предложила чай. Я взяла два стакана, сосед отказался. Я развернула собранный мамой туесок, предложила соседу разделить со мной еду.
– Спасибо. С чем пирожки?
– А вот угощайтесь и узнаете, это пекла моя мама.
– Пойду возьму чай.
– Берите мой, мне хватит одного стакана.
Но он пошёл и принёс себе два стакана. Открыл баул, достал пакет с едой.
– Посмотрю, что эта краля мне положила.
В пакете лежали бутерброды с колбасой, сыром и даже с паюсной икрой.
– Ты ешь вот это? – протянул он мне бутерброд с икрой. – Я это видеть не могу. Мне сын как-то прислал в деревню две банки этой икры. Я открыл, покушал и подумал: лучше б кильки в томате прислал. Хотел выбросить, а в это время пришла жена старшего сына, увидела и говорит: «Ты что, знаешь, сколько она стоит, за эти две банки можно купить 1000 банок твоей любимой кильки». Отдал ей. Так что ты ешь, если хочешь.
Я угостила его пирожками.
– Раньше моя жена пекла мне с вишнями, вареники делала, сырники. Я заказал это крале, она говорит: «Я не умею, закажу вам в ресторане». Заказала, вкусные. Но твои пирожки вкуснее.
– Кем же работает ваш сын, что так богато живёт?
Сосед промолчал, протянул мне бутерброд с колбасой.
– Вот видишь, положила мне эту колбасу, забыл, как она называется, дорогущую, а я её не люблю, лучше б ливерную, печёночную, та мягкая, вкусная, по моим зубам. А вспомнил – сервелат. Ешь. В командировку надолго едешь?
– На неделю в Москву, а потом в Ленинград дня на три.
– А муж-то отпускает?
– У меня нет мужа, разошлись.
– Из-за командировок?
– Характерами не сошлись.
– А дети есть?
– Сын.
– Да, раньше, если муж не пьёт да жену не бьёт, баба весь век с ним живёт. А характер если не переделает, так перетерпит.
Я уже собиралась лечь спать, так как весь день работала на даче без отдыха, едва не опоздала на поезд. Но соседу видно хотелось поговорить.
– Вот ты спрашиваешь, где работает мой сын. Я тебе расскажу. Ты только никому не говори, да кому ты скажешь, доедем до Москвы и разойдёмся в разные стороны.
У меня их три сына. Он младший. На мать похожий. Жена у меня не дурная, симпатичная. И он высокий, красивый. В школе учился не ахти как. А как окончил школу, поехал в город пробивать себе дорогу, так нам заявил. Снял квартиру, вернее угол у одной бабы, домой ездил редко, где работал, нам не говорил. И вдруг через год приехал на машине, на «Запорожце». «Откуда у тебя машина? Угнал что ли?» – «Нет, заработал. Милиция не приедет, не волнуйтесь». – «На шахте что ли заработал? Где такие деньги заработаешь?» – «Хуже шахты!»
Мы с женой заволновались, что-то он мутит! Потом приехал с кралей, говорит, что это его невеста, скоро поженятся. Ну, мы с матерью не возражали, всё будет под присмотром, хотя и не очень понравилась. Свадьбу не справляли, а может нас, деревенских, не хотели приглашать. Поехали молодые в тёплую страну в свадебное путешествие. А через некоторое время приехал на «Жигулях», новеньких. Вышли мы к ним. Я ему говорю: «Не отпущу, пока ты не расскажешь, как ты дошёл до такой жизни». И рассказал.
Снял квартиру, а сын хозяйки работал копальщиком могил на кладбище, он его туда и пригласил работать. Они там хорошо зарабатывают. Ну, ребята там все пьют, а наш к этому не приучен. Вот их начальник и пригляделся к нему. У начальника дочь, вот эта краля, про которую тебе говорил, внешность у неё не очень. Она в него влюбилась. А отец её заболел. На их брак согласился. Сына поставил на своё место. Место доходное, постыдное, но доходное. Вот он от всех нас скрывал это. А мне старший сын не говорил, хотя и знал. Я тогда не понял, почему он спросил: «Давно ли к тебе приезжал гробовщик, мой братень?»
– А что вы расстраиваетесь, ведь не спился, не ворует, не бандит.
– А как ты думаешь, откуда такое богатство? Я заговорил тебя, вижу, ты спать хочешь. Я-то в гости еду, а ты на работу. Ложись спать.
Утром, когда мы стали прощаться, приехав в Москву, он предложил записать телефон его сына.
– Это зачем? – удивилась я.
– А у тебя родители пожилые, придётся хоронить, ты ему позвонишь, скажешь, что от меня, он хорошее местечко тебе выделит.
– Нет, мы в городе не хороним, у нас вся родня похоронена в деревне. Родители уже для себя присмотрели место.
– Вот видишь, хотел быть тебе полезным попутчиком, возьми вот домашний мой телефон.
Я взяла, не хотела обижать старика.
Через три года мне пришлось на этом кладбище хоронить отца моей подруги. Она оплатила всё, что требовали. Но когда подъехали к кладбищенским воротам, стражник потребовал немалые деньги на въезд. Мы били страшно возмущены. На стражника это не действовало.
И тут я вспомнила про своего «нужного попутчика». Телефон я, конечно, не помнила. Решила отправиться к директору этого погоста. За столом сидел молодой красивый человек. Я сказала:
– Я знакомая Сергея Ивановича, вашего отца. Вы мне поможете?
–Сергея Ивановича уже 2 года как нет в живых, но какая у вас просьба?
Я сказала. Он открыл окно и крикнул стражнику: «Открывай, всё оплачено».
Такой услуги в квитанции не значилось. Теперь мне стало ясно, почему мой «нужный попутчик» так, смущаясь и огорчаясь, говорил о работе своего сына.


Рецензии