возьми мою

                "Возьми мою"

               (Из евангелического ж-ла CHRISMON 07.2023
                сокр. пер. с нем. Е.Дроздова)

   В 14 другие девочки узнают по месячным, что у них есть матка: внутренний орган, напоминающий мешок величиной с кулак. В этом возрасте Лолита С. узнала, что у нее нет матки. Она рассказывает: "У меня были сильные боли в животе, поэтому моя мама отвезла меня в больницу. В результате тщательного обследования врачи установили: у тебя нет матки." Когда она вернулась домой, ее старшая сестра Линда сказала ей: "Ты можешь взять мою. Она мне не нужна." Но этого мало: у Лолиты не было полностью образованной вагины.

   В 17 ее оперировали. Врачи вложили искусственную вагину из ее собственных тканей, т. наз. неовагину. Но для нее не было большой разницы. Она все еще не знала, кто она? Женщина? С виду, да. И тем не менее, у нее никогда не было опыта, который, по ее мнению, должна иметь настоящая женщина.

   "Ребенком я была лучшей в мире матерью для кукол, - рассказывает Лолита. - Позже я все время качала детей. Я всегда  мечтала когда-нибудь самой стать матерью. Моей мечте не суждено было сбыться." По ее словам, она стыдилась своего тела. "Как-будто я совершила ошибку, что родилась на свет Божий. Лишь в 17 или 18 я рассказала об этом своей подруге. Когда я знакомилась с мальчиками, я не знала, что я им должна сказать и, вообще, должна ли я что-нибудь говорить."

   Линда на четыре года старше своей сестры. На совместном видеоролике с Лолитой она громко говорит, смеется, Лолита же ждет, добавляет. В детстве Линда мечтала совсем о другом, чем ее  сестра: она хотела быть свободной, много путешествовать, испытать различные приключения. Она не хотела иметь детей.

   После посещения врачей жизнь для семьи Лолиты складывалась трудно. Ее мать упрекала себя, спрашивала себя, может быть она неправильно питалась, когда вынашивала Лолиту. Линда не могла видеть, как страдает ее младшая сестра. Не только Лолитина, но и жизнь Линды шла не так, как было запланировано. Пара приключений, немного свободы - затем, в 1997г. беременность. Лолита была в отчаянии. Должна ли она полностью устранитья? Или подсоединить ребенка сестры к своему сердцу?

   В конце 1999г. знакомая прислала Лолите вырезку из одной шведской газеты. Один юный врач из Гётеборга хотел выяснить, можно ли пересадить женскую матку. Лолита позвонила ему  и спросила, может ли он ей помочь. Врач медлил. Исследования были в самом начале, и в течении следующих 12 лет они ничего не слышали друг о друге.

   В один из весенних дней 2022г. мы в кабинете этого врача в Гётеборге. На стене кроме прочих фотографий и дипломов в самом центре висят две одинаковые фотографии, одна черно-белая, другая цветная. "Это Винсент", - говорит врач. Винсент - первый ребенок на земле, рожденный из пересаженной матки. Несмотря на скепсис коллег, этот шведский врач имел верного союзника - лабораторного техника Ранду А., которая работала в той же клинике, что и он.
    Мать троих детей, она экспериментировала с мышами и с их крошечными матками. Когда Ранда не была занята своими детьми, она работала в лаборатории, день и ночь. И через 2 года и 10 месяцев была готова ее докторская работа. Ей удалось не только вживить чужую матку в организм мыши, но и получить здоровое потомство от такой мыши. Иногда экспериментатор пересаживает шесть, семь мышиных маток в день. Когда первая мышь забеременила, в это трудно было поверить. "Для меня это был незабываемый момент", - рассказывает Ранда и улыбается. Второй по значению момент - это рождение Винсента 12 лет спустя. За это время Ранда родила еще троих детей, закончила свое медицинское образование, стала врачем и продолжает исследование пересадки матки.

   Многие другие врачи принимают участие в этой работе. После мышей последовали крысы, потом кролики, свинья, овца, шимпанзе. Впоследствии эти же врачи провели первые операции на людях. До сих пор было проведено 20 операций по трансплантации матки. Три четверти из них прошли успешно. Родилось 14 детей. Весной 2023г. забеременели еще три женщины.

   В 2011г. появилась еще одна газетная статья, которая вновь свела Лолиту С. и шведского врача. Теперь она наконец услышала: "Мы готовы к пересадке женской матки." Она позвонила своей сестре. За эти годы Линда родила еще троих. И она не забыла обещания, которое дала 14-летней Лолите. "Это было, как-будто  я попросила ее одолжить мне свитер, - вспоминает Лолита. - Она только спросила: где и когда?" Еще было не ясно, пойдет ли Лолита на операцию. Примерно одна из 5000 женщин страдает той же болезнью, что и Лолита. Только в Германии таких около 8000. Часто встречается отсутствие матки у однояйцевых близнецов: у одной сестры есть, а у другой нет.

   Уже в декабре того же года врачи начали гормональное лечение. Весной 2012г. Лолита приезжает в Гётеборг. Десять эмбрионов ждали в морозильной камере один год. Затем пришло решение из Гётеборга: она была одной из 9 первых претенденток на трансплантацию матки.

   15-ого марта 2013г. состоялась многочасовая операция. Вот что сказали после операции сестры. Лолита: "Я не боялась. Я жаждала эту операцию, даже если бы я умерла. Я наконец стала полноценной. Годы напролет столько страданий было связано с этим органом. Теперь матка моей сестры позволяет мне чувствовать себя женщиной. Наконец у меня есть шанс родить ребенка!"

   Линда: "Я была рада, что у меня удалили матку. Я нахожу это отличным, что часть меня теперь находится в организме моей сестры. Как-будто я дальше цвету."

   27 апреля у Лолиты были первые месячные - в 32 года. После операции Лолита должна была год ждать, пока врачи вживят в нее первого эмбриона. Только лишь эмбрион №6 прижился в пересаженной матке. Мальчик. 27 июня 2015г. у Лолиты родился ребенок.

   

   


Рецензии