Полтава-А. С. Пушкина-глубина предательства

Два дня назад села я перечитывать поэму Александра Сергеевича Пушкина "Полтава" (1828-1829). Давно в руки не брала этот текст. Читала как в первый раз, с увлечением. А сегодня 8 июля узнала о годовщине Полтавского сражения, о чём и думать не думала - совпало. И решила написать.

Странное чувство возникло у меня после прочтения. Словно со дна, из глубины стало подниматься в душе, что поэма эта о предательстве совсем не одного главного героя, Мазепы. А по меньшей мере троих. О гордыне, мести и страсти, которые так часто движут изменниками.

Несомненно, стремится к власти гетман Украйны Мазепа и ловит мудрым старческим слухом, как «Украина глухо волновалась, давно в ней искра разгоралась…»* И выжидает терпеливо, когда ж пробьёт желанный час и он сбросит власть Москвы, Русского царя и сам сядет на трон: «Издавна замысел ужасный взлелеял тайно злой старик…»

Издавна - это когда? Когда в душе своей замыслил Мазепа предательство Русского царя, которому присягал на верность?

Давно уже коварный Мазепа тайно сносился со Швецией и Польшей, врагами Руси.

И вот накануне Полтавского сражения он в беседе с другим изменником, своим приближённым, Орликом откроет тайну сжигающей его ненависти к Петру:

«Нет, поздно русскому царю

Со мной мириться невозможно.

Давно решилась непреложно

Моя судьба. Давно горю

Стеснённой злобой. Под Азовом

Однажды я с царём суровым

Во ставке ночью пировал…

Я слово смелое сказал.

Смутились гости молодые -

Царь, вспыхнув, чашу уронил

И за усы мои седые

Меня с угрозой ухватил.

Тогда, смирясь в бессильном гневе,

Отмстить себе я клятву дал;

Носил её как мать во чреве

Младенца носит. Час настал.

Так, обо мне воспоминанье

Хранить он будет до конца.

Петру я послан в наказанье;

Я тёрн в листах его венца…»

Поэт открывает нам основной исток предательства Мазепы: не мысли об Украйне, о её народе, не жажда власти и богатства толкают его на измену, а собственная жгучая обида, гордыня и месть.

Но есть ещё один герой в поэме Пушкина, который предаёт из мести, хотя и сам потом будет предан и казнён за то, что напишет донос Русскому царю на Мазепу. Это его бывший соратник, друг, а теперь злейший враг - Кочубей. Именно его дочь Марию, свою крестницу, влюбил в себя жестокий старик Мазепа, очаровал и сделал своей наложницей. И теперь опозоренный отец пытается отомстить ему за оскорбление.

Кочубею давно были известны настроения Мазепы и его истинное отношение к Москве:

"Так, было сердце Кочубея

В то время предано ему.

Но в горькой злобе свирепея,

Теперь позыву одному

Оно послушно служит; он голубит

Едину мысль и день и ночь:

Иль сам погибнет, иль погубит -

Отмстит поруганную дочь".

Вовсе не политический мотив и не желание открыть Русскому царю правду о предательстве гетмана движет Кочубеем в его доносе на Мазепу - это месть за честь его дома, его дочери, за его собственную честь.

Но есть в поэме Пушкина ещё один нежный, прелестный предатель, который падёт несчастной жертвой своей измены, - это сама Мария:

"Мария, бедная Мария,

Краса черкасских дочерей!

Не знаешь ты, какого змия

Ласкаешь на груди своей...

Соблазном постланное ложе

Ты отчей сени предпочла..."

Не может проститься в мире поэмы Пушкина предательство родителей и домашнего очага. Мария сходит с ума, узнав о гибели отца, не выдержав ужаса, в который вовлекла её собственная слепая страсть к Мазепе.

Примечательно, что Мазепа во время подготовки заговора против Москвы, перед казнью Кочубея, делает Марию по сути своей единомышленницей. Скрывая готовящуюся казнь ее отца, Мазепа рассказывает ей о будущем выступлении против Москвы, и она, ослеплённая страстью, принимает эту весть с восторгом:

"О милый мой,

Ты будешь царь земли родной!

Твоим сединам как пристанет

Корона царская!"

Через сто лет лишь "мхом поросшие ступени гласят о шведском короле" (Карле XII). Никто уже не сыщет могилы ни предателя Мазепы, ни "преступницы" Марии... Однако сохранилась могила её родителей - Кочубея и его жены, где почил прах двух страдальцев, по выражению поэта. Да сквозь время реет гигантская фигура Русского царя Петра Первого:

"Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе."

8 июля 2023 года, Москва

Дополнение:

Во время чтения "Полтавы", я была так увлечена, что не могла "отвлекаться" на изучение "Примечаний А.С. Пушкина". Однако потом взяла и все их внимательно прочитала. Дословно цитирую примечание 15:



«ЕЗУИТ ЗЕЛЕНСКИЙ, княгиня Дульская и какой-то болгарский архиепископ, изгнанный из своего отечества, были главными агентами Мазепиной измены. Последний в виде нищего ходил из Польши в Украйну и обратно».

*Здесь и далее цит. по: А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах. Том второй. Поэмы. Евгений Онегин. Драматические произведения. М., "Художественная литература", 1986.

**Иллюстрация Владимира Серова (1910-1968) - разговор Марии и Мазепы к изданию поэмы "Полтава" А.С. Пушкина, 1929 год.


Рецензии
Как и автор статьи, я тоже перечитал пушкинскую "Полтаву". И как и он (автор то есть) обратил внимание на как-то ускользавшие от меня детали. А они лежат на поверхности, и весь замысел поэмы обнажают как на ладони. Вот эти квинэссенцнвэые строки:

Прошло сто лет — и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось —
И с ним исчез кровавый след
Усилий, бедствий и побед.
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

То есть вот мы люди, живем себе. И вокруг нас и в нас бушуют разные страсти. Кто-то соблазняет девушку, а потом бросает ее. Не выдержав потрясения, она сходит с ума. Кто-то любит эту девушку до гроба и ради своей любви идет на смерть. А бедные старики, лишившись дочери, от горя сходят в могилу. Словом страсти нехилые. Их описанию и посвящена большая часть пушкинского текста.

А в заключительных эпизодах без какой-либо связи с драмой героев вдруг возникают события громадного исторического значения. И оказывается, что именно только деяния великого человека и имеют значение для потомков, а все страсти-мордасти нас, простых людей -- так пыль под солнцем. Растереть и забыть.

Так поэтом раскрывается одна из излюбленных в его позднем творчестве тем: человек и история. Правда, автор статьи пишет в ней о чем-то другом, о чем в поэме и следа, на мой взгляд, не просматривается. Ну на то они и существуют литературоведы, чтобы отыскивать в произведениях искусства то, что читателю ни при какой погоде и в голову не придет

Владимир Дмитриевич Соколов   01.11.2023 12:54     Заявить о нарушении
Полагаю, что ни к какому художественному тексту нельзя подходить так прямолинейно и однобоко. Особенно в художественном мире Пушкина.В нём есть всё: и человеческие страсти, и тяжёлая поступь Истории. Поэтому вульгарная интерпретация здесь кажется неуместной.

Елена Сударева   01.11.2023 23:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.