Незабытое

Я хочу предложить вашему вниманию несколько миниатюр о детстве,о тех незабываемых моментах, которые остались в памяти.

                ТАЛКА И БЕЛАЯ


   Талка- это речка, длинная, но неширокая и мелководная, вброд ребенку можно перейти.Но, когда весной снег тает, Талка(оттого, видно, и название!)разливается широко.Луга у ее берегов ровные,заливные, кажется, в озерцо Талка превращается.

   А летом речка-для плескания хвойнинских и городских приезжих ребятишек.

   От нашего дома к Талке ведёт прямая дорожка, наезженная лошадью строгого дяди Елизара, что живёт в крайнем доме на берегу.Дом у него добротный, под стать степенному хозяину и лошадь, чинно везущая телегу то со скарбом, то с ребятнёй. 

   Шум, плеск, визг-это теплый летний денёк на Талке.

   Ближе к мосту берега становятся покруче, они все обросли незабудками,словно ковер синий выстелен.

   А рядом Белая речка, она названа так за необыкновенную прозрачность и чистоту, ведь это родниковая речка.Вода в ней  ледяная даже в самый жаркий день.

   Женщины, стоя на деревянных мостках, подоткнув  подолы,полощут белье, а потом, ещё мокрое, отбивают деревянными вальками.Сколько силы в этих движениях!Мы, семилетки, ещё не понимаем этого, но незаметно для себя впитываем эту энергию и радость труда.

   Две речки-соседки, две наших радости...   




                НАШ ДОМ


   Дом у нас хороший, бревенчатый.Сначала поднимаешься по ступенькам крылечка, затем заходишь в сени и поднимаешься по лестнице, чистой, почти добела выскобленной заботливыми руками бабы Мани.Прямо дверь в холодную кладовую, где хранятся варенья, соленья, плавает в банке с холодной водой кусок жёлтого сливочного масла.Туда же кладется и вареная "Докторская", привезённая из Ленинграда.Съедать ее надо было быстро, иначе позеленеет,потому что не было в этой советской колбасе никакой вредной химии.   .

   А налево дверь в жилое помещение.Входим:на стене жестяной рукомойник, посреди кухоньки выбеленная русская печь с лежанкой.Окно из кухни глядит на кусочек огорода и картофельное поле за забором.Поле это наше, осенью приедут из Ленинграда бабушка с дедушкой и начнется важный и интересный процесс выкапывания картошки, которая хранится потом в специально подготовленной яме.Долго хранится, до следующей весны хватает картошки.

   В нашем доме три комнаты.В первой, что ближе к двери, живёт прабабушка Варя, ей за девяносто,читать и писать она не умеет, почти не видит,но охотно потчует меня байками из старинной жизни да сказками.

   Средняя комната летом -в нашем распоряжении, в ней четыре окна, два- в палисадник с черемухами, два-в огород. В комнате всегда светло и тепло.В углу стоит кадка с олеандром, покрытым розовыми цветами.

   А третья  комната-для жильцов.Одно время в ней жила Катя, девятнадцатилетняя приезжая девушка, рассказ о которой-позже.

   А ещё в нашем доме есть чердак, где много всякой всячины.И если порыться, то можно найти, например, старую коробочку из-под леденцов, полную старинных монет...

   За домом, в углу сада, папа соорудил мне деревянную пристройку для игр.Мы там весело проводим время с моей подружкой Танюшкой, играя то в куклы, то в дочки-матери.

   А сад благоухает черёмухой, звенит птичьими  трелями.Взлетает маленький самолёт с хвойнинского аэродрома.Здорово!




                КОЗОЧКА


   Вечером я всегда встречала стадо, которое чинно и неторопливо шествовало по нашей Первомайской улице.Позади разноцветные коровы-Дочки, Чернушки, Буренушки,- а впереди-козочки и овцы.

   Понравилась я одной старушке, хозяйке белой козочки.Как ни пройдет, всё со мной заговорит, заулыбается.А ещё пообещала мне козленочка подарить.

   О детская наивная доверчивость!Я ведь тогда искренне размечталась о таком подарке, хотя, понятно,в Ленинград к себе козлёнка не заберёшь, да и бабе Мане моей лишние хлопоты.

   Потом-то, конечно, я поняла, что это были разговоры-завлекалочки.Старушка не обманывала, а просто увлекала меня детской мечтой.И это было здорово и запомнилось навсегда!




                СВИНКА


Вечер был замечательный.Теплый, июльский.На картофельном поле, на узкой меже , мы играли с цветами.

   А утром...Что-то такое произошло с моей шеей.Она стала толстая-претолстая.Свинка, определил доктор.Мне было и больно, и приятно:обо мне всегда, конечно, заботились, но тогда -особенно.

   Надо было чем-то подкрепить детский организм, и баба Маня выбрала для этого курочку.

   Вы пробовали бульон из настоящей деревенской курочки?Аромат витал в доме, во дворе, даже на улице, непередаваемый, незабываемый аромат!А эти золотистые озерца жира в тарелке с бульоном...Как-то я стала быстро поправляться!

   А потом ко мне пришла Люся, соседка, ей, наверное, тогда лет 15 было, и принесла мне в подарок удивительную шкатулку, в которой лежало несколько книжек-малышек с болгарскими сказками.

   Помню одну:богач хотел женить сына, но жену ему хотел найти трудолюбивую, добрую, умную.Велел потенциальным невестам посоревноваться.Надо было нагрести в своем доме мусора и принести ему.Мол, кто больше мусора соберёт, та и невестой будет.

   В домах дым коромыслом!Девицы столько по углам мусора нагребли!А одна бедная девушка принесла совсем немного мусора в кулечке.Все над ней посмеялись, а богач спросил, почему она так мало принесла.На что девушка ответила, что в их доме мусора нет,это ей соседи по доброте одолжили.

   Она-то и стала невестой богатого юноши.Вот так-то!Сказка-ложь, да а ней намек, добрым девицам урок!





               


Рецензии
Теплые воспоминания и сказка - чудо, как хороша! Спасибо. Понравилось.

Валентина Бычковская   20.08.2023 20:44     Заявить о нарушении
Я очень рада, что Вам понравилось.Спасибо!

Елена Вараксина   20.08.2023 21:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.