Рецензия на спектакль Месяц в деревне
Постановка «Месяца в деревне» приурочена к 200-летию русского классика И.С. Тургенева. Пьеса существует на подмостках в разных вариациях уже более 150-ти лет и не теряет своей актуальности. В чём же секрет злободневности произведения и как современному режиссёру не терять в своей интерпретации генезиса пьесы, заложенного автором, по прошествии стольких лет с момента написания пьесы? Ответ на эти и другие вопросы точно знает главный режиссёр севастопольского театра Луначарского – Григорий Алексеевич Лифанов, смело воплотивший данный драматургический материал на сценических подмостках.
Своеобразие данной пьесы заключается в тесноте её художественного пространства: герои постоянно стакиваются друг с другом и не дают покоя даже хозяину дома, который возмущённо спрашивает: «Какое проходное место, подумаешь?»
Хронотоп произведения тоже имеет свои особенности: в названии комедии точно указана длительность действия – месяц, а в авторской ремарке сообщается о трёх днях. И неспроста, ведь из диалога молодых героев мы узнаём, что Верочка уже двадцать восьмой день находится в здешних краях. Также сказано, что именины Натальи Петровны будут ровно через неделю. О чём говорит эта деталь? Давайте обратимся к текстам житийного и поучительного характера из православного сборника Четьи-Минеи, где сказано о том, что день святой Наталии празднуется 26 августа по старому стилю. Мученицу вспоминают вместе с её супругом Адрианом. Богатая чета из Никомидии, всего год прожившая в счастливом браке, в начале IV века добровольно приняла страдания за христианскую веру. Они были почти того же возраста и положения, что Наталья и Аркадий Ислаевы. Упоминание именин Натальи Петровны – наверное, единственная христианская ретроспектива в тургеневской пьесе.
Беляев приезжает в имение 22 июля и проводит там 28 дней, невольно погружая себя и двух женщин в сладкое любовное томление. Неслучайно символом всей постановки становится наливное яблоко, созревающее как раз к середине августа, к ещё одному христианскому празднику – Яблочному Спасу или Преображению Господне. Вот и молодой студент сам становится яблоком раздора, порабощённым греховной страстью.
Обратимся к истории мировой культуры. Время действия тургеневской пьесы относится к 1840-м годам, когда были рождены такие шедевры как балет Адана «Жизель», опера Глинки «Руслан и Людмила», фортепьянные шедевры Шопена и Листа, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Три мушкетеров» Дюма, «Консуэло» Жорж Санд, «Утраченные иллюзии» Бальзака, «Мёртвые души» Гоголя, стихи Фета и Гюго, статьи Белинского.
Не стали исключением и такие легенды театра как В. И. Немирович-Данченко, когда в 1899 году задумал постановку «Месяца в деревне» в Московском Художественном театре. Для него стал привлекательным колорит дарования автора и художественная ценность пьесы. Однако К. С. Станиславского не заинтересовал конкретно-исторический материал пьесы. Он увлёкся кладезем «бродячего» любовного сюжета, в глубинах которого обрёл трансцендентные приёмы своей Системы и впервые во всём блеске выступил в роли Ракитина.
Таким образом, Иван Сергеевич осчастливил мировую сцену полифоническим произведением. Сам автор относился к пьесе беспечно, считал несценичной, а когда Малый театр в 1871 году приступил к репетициям, и автор разрешил всяческие сокращения, тем самым он развязал руки будущим постановщикам, включая Григория Лифанова.
В данной постановке режиссёр не стал делать акцент на какой-то одной исполнительнице главной роли. Лифанов принял решение ввести в спектакль диаметрально противоположных по творческой подаче и прочтению образа главной героини – Татьяну Сытову и Валентину Огданскую. Если в первом варианте Наталья Петровна – расчётливая жеманная красавица, пленяющая своей красотой и обаянием, но не умеющая любить, то во втором – это зрелая женщина, потерявшая голову от любви и не отдающая себе отчёта в собственных действиях. Остальные действующие лица ведут линию своих ролей соответственно внутренней жизни главной героини, разных воплощений Натальи Петровны.
И.С. Тургенев воспользовался приёмом реминисценции: «Месяц в деревне» начинается с чтения новомодной тогда новинки «Comtede Monte-Cristo» Александра Дюма. Таким же диалогом внесюжетного текста воспользуется потом и А.П. Чехов в своей «Чайке», в эпизоде, где Дорн и Аркадина развлекаются дневником Мопассана «На воде». Григорий Алексеевич расширил этот приём, отдавая дань романтизму тургеневской пьесы. Об этом говорят и декорации, и в принципе всё сценографическое решение спектакля, начиная с кружев, роскошью и разнообразием которых могут похвастаться изящные ширмы, которые рассекают пространство сцены на части и отделяют героев друг от друга. Фонари в виде спелой малины имитируют сочные и спелые ягоды и фрукты жаркого мимолётного лета. В целом, постановка характеризуется обилием красивых картин живой природы, которые так ярко контрастируют с душевными потрясениями героев.
Кружева – ещё один символ пьесы, который являет собой причудливое переплетение людских судеб. Так, нам становится ясна наглядная метафоричность слов Натальи Петровны: «…иногда мы с вами разговариваем, точно кружево плетём… А вы видали, как кружево плетут? В душных комнатах, не двигаясь с места… Кружево – прекрасная вещь, но глоток свежей воды в жаркий день гораздо лучше».
Как известно, основой сценического искусства является действие, внутреннее (психологическое) или внешнее (физическое), одно из которых плавно перетекает в другое и становится одним целым. Стоит отметить особую динамику постановки или по-другому темпо-ритм спектакля. Здесь он налажен от и до, ни одного лишнего движения, ни одной лишней реплики. Внутренняя жизнь главных героев протекает настолько стремительно, что у зрителя возникает ощущение, будто зал сейчас снесёт взрывной волной кипящих на сцене страстей. Этому способствуют и прекрасно подобранная музыка, которая помогает актёрам на сцене лучше прочувствовать свой образ и глубже погрузиться в переживания персонажа. Движение также создают и декорации, которые плавно перемещаются вместе с героями. Чётко выстроенные мизансцены ещё более отшлифовывают постановку, обращая внимание зрителей на внутреннее состояние действующих лиц через положение тела актёров, их мимику и жесты.
Крайне важную функцию в спектакле выполняют костюмы, демонстрирующие перемены настроения персонажей. Мужчины одеты в лёгкую одежду из парусиновой ткани, в то время как женщины в «пахучих платьях» (по слову Тургенева) гармонично вписываются в общий сценический рисунок и даже становятся «полотном чувств» соперниц. Если в начале действия Наталья Петровна одета в роскошное платье светлых тонов, что символизирует чистоту её помыслов, но всё меняется, когда хозяйка дома влюбляется в молодого студента Беляева, её одежда со временем приобретает больше тёмных оттенков. В самом конце спектакля, ближе к развязке, на «свидании» с Беляевым она уже одета в чёрное платье, что символизирует греховность её любви. Верочка же хоть и становится женщиной, но остаётся чиста душой как ребёнок. Она не снисходит до грехопадения, не попадается в коварные сети любовного треугольника.
Кульминация пьесы происходит после невероятно экспрессивной сцены побега на луг, когда Наталья Петровна как раз-таки влюбляется в Беляева, заражаясь его молодостью и весельем. Следует отметить широту размаха режиссёра, он будто бы ещё больше расширяет пространство, показывая на сравнительно небольшой сцене всё раздолье деревенской усадьбы.
Сам автор так говорил о своём произведении: «Это собственно не комедия, – а повесть в драматической форме». Это повесть о первой любви, посетившей душу уже немолодой, как считалось по тем временам, женщины и совсем ещё молодого студента, не успевшего окрепнуть в жизненных невзгодах. Наталья Петровна открыто признаётся в своем чувстве к Беляеву: «Я в первый раз теперь люблю». Тот отвечает ей взаимностью: «Быть любимым женщиной, которую любишь, великое счастье». Верочка оказывается лишней на этом празднике жизни. Естественно, что в ней просыпается ревность – чувство, так быстро превратившее её из озорной девчонки в степенную даму с едва окрепшим мировоззрением.
Вообще, образ Натальи Петровны многогранен и сложен, как и её расчётливо-чувственный характер. С одной стороны, легко можно понять героиню – ведь её чувства к Беляеву сильны настолько, что сжигают её дотла, и она уже не в силах противостоять им. С другой стороны, она пленяет всех своей холодной красотой и дерзким обаянием, под её чары попадают и муж Аркадий, и друг семьи Ракитин, который без памяти влюблён в Ислаеву, но ни одного из них она не любит. Наталья Петровна умеет только восхищать, пленять и мучить. Но способна ли такая женщина на настоящие искренние чувства? «С непривычки мне всё это в голову бросилось, как вино, но, я знаю, это так же скоро пройдёт, как оно пришло скоро», – говорит наша героиня, что ещё раз доказывает недолговечность новых чувств.
Григорий Лифанов очень точно передал дух тургеневской эпохи и гармонично переплёл её с современностью, тем самым показав, что проблемы, поставленные в пьесе, не теряют своей актуальности. Вечная тема неразделённой любви всегда будет присутствовать в отношениях между людьми, и этого не избежать. Вырваться из этого замкнутого круга возможно только при выходе одного из участников. В нашем случае этим беглецом оказывается Беляев, другого выхода из ситуации он не видит. Студент бежит подальше от «любовной чумы», захватившей усадьбу Ислаевых. И Наталья Петровна, и Верочка остаются без объекта любовных томлений, наедине с собой, со своими мыслями, чувствами, переживаниями. «Мы спасены теперь», - говорит Верочка Наталье Петровне. Но всё ли так просто? Ведь след-то остался в душе.
В целом, «Месяц в деревне» в лифановской постановке – это честный и правдивый спектакль о без вины виноватой любви. Постановка имеет точно намеченный каркас и жесткое режиссёрское решение, которое, как ни странно, даёт простор для актёрской импровизации.
Спектакль удивительно тесно перекликается с нашим безымянным временем, когда всё так нестабильно и зыбко в этом бушующем мире. Поэтому так злободневно звучит умозаключение Натальи Петровны: «Только я убедилась в одном: ни в каком случае нельзя за себя отвечать, и ни за что нельзя ручаться. Мы часто своего прошедшего не понимаем… где же нам отвечать за будущее! На будущее цепей не наложишь».
Помню, когда первый раз увидела спектакль «Месяц в деревне» в постановке главного режиссёра театра Луначарского Григория Алексеевича Лифанова (это было 29 апреля 2021 года), мои впечатления от постановки были настолько сильны, что на следующий день после спектакля я заново переживала те эмоции и чувства, которые подарили со сцены актёры. Я глубоко сопереживала Наталье Петровне, так как эта героиня в исполнении Татьяны Сытовой влюбила с первых секунд появления на сцене. Татьяна Геннадьевна – одна из тех актрис, которые умеют донести до зрителя тончайшие оттенки чувств своих персонажей. Глубочайшее проникновение в образ! Браво!
В роли Верочки выступила молодая актриса – Виктория Мулюкина, недавно пополнившая замечательную труппу луначарцев. Следует сказать, что образ Веры идеально подошёл ей (так как по возрасту актриса всё-таки ближе всех к юной семнадцатилетней героине). Несмотря на свою молодость и неопытность Виктория справилась с ролью великолепно, по крайней мере, смогла передать легкость, беззаботность, непосредственность и пылкость характера в первой части спектакля и абсолютно взрослую сдержанность, настороженность, недоверчивость и женскую гордость во второй. Мы чётко видим, как меняется этот персонаж на протяжении действия пьесы, её переход от наивной весёлой девчонки к взрослой серьёзной барышне, прекрасно знающей себе цену не хуже Натальи Петровны. В спектакле Викторией всё это передано очень точно, грамотно и независимо. Следует подчеркнуть, что по мере изменения положения Верочки и её характера меняются и костюмы: если в первой половине спектакля на ней надето простенькое платьице, то во второй – она уже в нарядном платье, какие носят солидные барышни. Насчёт костюмов, бутафории здесь тоже всё слажено и гармонично.
Никак не обойти стороной одного из самых главных персонажей пьесы – студента Беляева, роль которого блестяще исполнил молодой актёр, вместе с Викторией пришедший в театр Луначарского, Максим Веселов. Молодой артист попал в самое «яблочко», нашёл то самое «зерно роли» (термин Станиславского), из которого вырастает весь характер героя, раскрывается вся его сущность, как огромное дерево вырастает из крошечного семени. Симпатичный молодой человек, студент, приезжает на месяц в деревню, где попадается в сети любви сразу двух женщин – молоденькой Верочки и женщины постарше – Натальи Петровны. Казалось бы, банальная ситуация излюбленного всеми писателями и драматургами любовного треугольника, однако режиссёру удалось посмотреть на ситуацию свежим взглядом и найти новые приемы для решения поставленной драматургом проблемы.
Хотелось бы отдельно отметить актёрскую игру совсем ещё юных дарований – Мити Махонина в одном составе и Гриши Кондратенко в другом (играет вместе с Валентиной Огданской в главной роли). Мальчишки только встают на трудный и тернистый, но увлекательный путь актёрского искусства, однако уже имеют несколько ролей в разных спектаклях. Митя Махонин играет Серёжу Каренина в сценической версии романа «Анна Каренина», маленького Льва Толстого в «Идеальной любви» и в «Бесах» (по Ф.М. Достоевскому) вместе с Гришей, где Митя играет на скрипке, а его напарник так читает «Бесов» А.С. Пушкина, что у зрителей разрывается сердце, и в зале не стихают бурные аплодисменты.
Стоит посвятить отдельный абзац музыке в этом спектакле, так как она просто великолепна! Она настолько органично вписывается в атмосферу всего действа, что создаёт фантастический эффект погружения зрителей в предлагаемые обстоятельства. Нередко для меня мерилом «талантливого», «хорошего» или «неудачно поставленного спектакля» является музыкальное сопровождение. То, насколько правильно подобрана музыка, и насколько она ложится в общую партитуру постановки. Ведь именно музыка, звук самым непосредственным образом воздействует на зрителя, вызывая определённые эмоции (а сильная музыка и чувства), полностью погружает в нужное состояние и создаёт внутри зрительного зала спокойную, умиротворённую или же наоборот, накалённую до предела обстановку. Благодаря музыке зрителю становится легче пережить нужные эмоции и чувства, а уж как она помогает актёрам на сцене – так это не описать словами, потому что, подчеркну ещё раз, именно музыка является главным средством выражения атмосферы спектакля.
Так вот, музыка в спектакле «Месяц в деревне» созвучна внутренним переживаниям главных героев и особенно состоянию Натальи Петровны, так как именно она в большей степени является главной героиней, поэтому режиссёр делает акцент на её чувствах, которые ещё больше подчёркиваются музыкой, светом, движущимися декорациями. Следует отметить великолепно проделанную работу со светом и, конечно же, превосходными декорациями, а также хорошо продуманным реквизитом. В момент отчаяния Натальи Петровны «включается» сразу всё: и тревожная музыка, и яркий свет, направленный прямо на актрису, и, что самое интересное, начинают двигаться декорации, и сама героиня как будто пытается убежать от самой себя, от своих собственных переживаний и только потом понимает, что ей это никак не удастся.
Особенно хочу отметить работу в этом спектакле пошивочно-костюмерного цеха, которые создали столь необыкновенный и неповторимый стиль той ушедшей эпохи. Непременно следует обратить внимание на разнообразие нарядов Натальи Петровны, на украшения, аксессуары, дополняющие её образ и подчёркивающие естественную красоту актрисы. Стоит вспомнить элегантное летнее платье, солнцезащитные очки и шляпку, великолепно дополняющую летний образ главной героини. Да и остальные персонажи в этом плане не отстают: одежда каждого из них говорит о характере героев и их предпочтениях.
Отдельного внимания заслуживают точно определённые и чётко выраженные мизансцены (от фр. mise en sc;ne, что буквально означает «размещение на сцене»), особенно во время переходов, смены действия. Чего только стоит приём «немых» сцен, но хорошо выраженных пластически, через расположение тела актёра в пространстве. Применение такого приёма доказывает умение режиссёра мыслить пластическими образами и воплощать их в работе с актёрами. В то время, когда происходят такие «немые сцены» (не без участия музыки, конечно, и движущихся декораций), время как будто бы замирает вместе с действующими лицами, такие паузы акцентируют внимание зрителя на внутреннем состоянии каждого из персонажей, помогают лучше понять их характер.
Переломной в спектакле является сцена, когда все собираются на пруд купаться. Пока остальные герои движутся в закономерном темпо-ритме спектакля (по К.С. Станиславскому), на передний план выходит то радостная запыхавшаяся Верочка, чтобы отдышаться и попить воды, то сначала весело-утомлённая Наталья Петровна (потом мы узнаём, что её веселье мнимое, оно – лишь прикрытие от свалившегося на неё несчастия). Эмоции главной героини мгновенно меняются, она переходит в совершенно противоположное эмоциональное состояние, как гроза разражается после подозрительного затишья, и начинает рыдать на плече у своего лучшего друга – Ракитина, роль которого досталась талантливому и многогранному актёру – Геннадию Ченцову. Этот персонаж страдает больше всех (ведь он безответно любит Наталью Петровну, которая считает его своим другом): за кажущейся веселостью он скрывает глубокие душевные переживания, так и не раскрываясь перед зрителем, не выплёскивая наружу своих эмоций. Эту невысказанную гамму чувств мы можем наблюдать в его поведении. Ракитин поддерживает во всём Наталью Петровну, даже тогда, когда она неправа, ведь он прекрасно понимает её чувства.
В общем, как известно из предыдущего литературного опыта, любовный треугольник ничем хорошим закончиться не может. Так же и здесь: всё заканчивается тем, что Беляев уезжает, и обе женщины остаются несчастны. Только каждая по-своему. Верочка завидует своей старшей сопернице, что та хотя бы остаётся любимой студентом, но Наталья Петровна уверяет её в том, что теперь уже всё равно. Заканчивается спектакль сценой объятий Натальи Петровны и Верочки, что символизирует примирение между ними и женскую солидарность, ведь они теперь «друзья по несчастью» и прекрасно понимают друг друга.
В целом, можно сказать, что спектакль поставлен в классических традициях (текст драматурга оставлен в целости и сохранности), но с использованием инновационных приёмов, что добавляет постановке изысканности, прелести и многогранности в раскрытии образов. Здесь продумано всё вплоть до мельчайших деталей, и это большая заслуга не только режиссёра и актёров, но и всего творческого коллектива театра. Желаю театру Луначарского побольше таких замечательных спектаклей!
Свидетельство о публикации №223070801479