День победы

Юная брюнетка задержалась у входа в винную лавку с названием «Майер и  ». На вывеске не хватало последнего слова. На этом месте краска облупилась и выступила ржавчина. Широкие ленты бумаги перекрещивали немытые окна витрины и мешали разглядеть выставленные бутылки.

Девушка толкнула дверь. Над головой звякнул колокольчик и оповестил о её приходе. Внутри встречала прохлада, запахи старых бочек и сырого камня. Брюнетка подошла к прилавку, на котором возвышался кассовый аппарат. Она приподняла на затылке влажные от жары волосы и с ожиданием смотрела на штору из плотного тёмного фетра, которая заменяла дверь в другое помещение. Оттуда всё ближе доносился мужской голос:
- Бегу, бегу!

Ткань отодвинулась и высунулась седая голова с залысинами. Старик сразу заметил девушку. Его рот растянулся в улыбке, от чего дряблых морщин под глазами стало ещё больше.
- Фройляйн Хельга! Рад вас видеть!
Мужчина торопился подойти, но его правая нога хромала и не слушалась. Он застёгивал на ходу пиджак из синей шерсти, который был слишком велик. Старик выглядывал из него как птенец из дупла.

Девушка мелко отбивала дробь кончиками пальцев по деревянному прилавку, доски которого отполировались за десятки лет.

- Извините, я теперь один без помощника, - развёл руками продавец и его лицо исказилось отчаянием, как у ребёнка, который потерялся. – Моего сына вчера призвали. Сказали, на восточный фронт.
Он замолчал. Его глаза устремились мимо покупательницы, мимо тусклого стекла витрины и бутылок, мимо пыльной улицы. Они смотрели во вчерашний день.

- Добрый день, герр Майер!
Мужчина спохватился, тряхнул головой, пригладил ладонями редкие волосы и с вниманием обратился к девушке:
- Фройляйн Хельга, вы восхитительно выглядите! Как всегда, бутылочку рислинг?
Девушка поправила поясок на тонкой талии, прищурилась, приподняла узкий подбородок и с торжеством сообщила:
- Сегодня день победы! Хочу что-то особенное!

- Как? Уже победа? Я не слушал сегодня радио, – кустистые брови старика поднялись и узкие плечи вдруг разогнули сутулую спину. Он метнул вгляд на стену, где на гвоздике висел отрывной календарь. На странице - надпись «Мир прекрасен!» и балерина в струящемся до пола платье, на её вытянутых вверх руках – большой шар.

- Это моя победа! – пояснила девушка. Открыла модную сумку-конверт, вытащила газету и протянула её. Это был свежий номер еженедельника «Дер штюрмер» от 5 июля 1943 года. Старик поспешил открыть ящик прилавка, достал очки, заправил гибкие дужки за уши и внимательно углубился в титульную страницу.

- Это вы? – он с изумлением переводил глаза с  девушки на изображение элегантной кудрявой лётчицы с ярко накрашенными губами, которая поднималась в военный самолёт.

- Да! Я победила в конкурсе моделей для нашего вермахта. Из ста участниц выбрали меня, – лоб и щёки Хельги порозовели. Острый кончик носа вздёрнулся вверх, как у цирковой собачки, которая готова держать на мордочке мячик.

Старик выглянул поверх очков и с осторожностью спросил:
- Извините, пожалуйста, моё любопытство. Ваш жених, герр оберштурмфюрер, не рассказывал, как сейчас обстановка? Моего сына вчера призвали, - его плечи сжались, а нижняя губа выпятилась и затряслась, будто её дёргали чем-то тяжёлым.

- Он не говорит со мной о работе. Но я вас уверяю, в армии всё в порядке! Мой фотограф так сказал, а он в курсе всего.
- Фройляйн Хельга, не будет ли вам трудно спросить о моём сыне. Его вчера призвали. Зовут Эрих Майер, вы знаете. Ему 19 лет.

Мужчина засуетился и зашаркал хромой ногой за фетровую штору:
-  Я отблагодарю! Подождите меня.
Через пару минут он вернулся с бутылкой шампанского «Моет&Шандон».
- Для вашего праздника - самое лучшее! Трофейное.

Девушка поставила свою сумочку на прилавок, обхватила обеими руками бутылку из чёрно-зелёного стекла и стала рассматривать.
- Теперь в моих планах фотосъёмки с военными.

- У меня есть ещё кое-что из запаса,  - продавец снова заковылял за толстую штору и появился c картонной коробочкой в виде сердца.  Он перешёл на шёпот:
- Это шоколадные пралине с первитином для хорошего настроения. Сейчас они только по рецепту в аптеке. Говорят, от них бывают галлюцинации, но я дал сыну коробку. Для бодрости. Его вчера забрали.

Девушка взяла конфеты и открыла кошелёк.
- Сколько я должна?

- Только за шампанское, шоколад - в подарок. Ведь вы не забудете спросить, что на востоке? Мой сын сейчас там. Я ношу теперь его пиджак. Смотрите, -  он протянул правую руку вперёд, - вот здесь след от кофе. Сын вчера пил и облился, - старик поднёс правый рукав к лицу и поцеловал пятно. Склонился над кассой, обхватил руками голову и его плечи затряслись.

Хельга отогнула манжет шёлковой блузки на запястье и посмотрела на ручные часы. Выложила деньги на прилавок, забрала покупки и выбежала из магазина.

В конце улицы девушка исчезла в кирпичном домике. В тесной прихожей на вешалке висел военный китель землистого цвета с нашивкой черепа на воротничке. Улыбка залила всё её милое личико. Изящные ноздри задвигались, а верхняя губа приподнялась, словно у лошадки, которая почуяла рядом резвого коня. Взбила локоны и распахнула дверь в комнату.

- А вот и я! – как флагом она взмахнула еженедельником.

За обеденным столом сидел военный тридцати лет в фуражке и коричневой рубашке. Перед ним стояла открытая табакерка, над которой его спина согнулась, будто кривой ржавый гвоздь.
Хельга  швырнула газету в сторону мужчины. Туда же полетела коробка с пралине. Она с размахом стукнула шампанским по столу, но крепкое стекло выдержало.

Мужчина не обращал внимание на шум. Он сосредоточился на кофейной ложечке, в которую набрал из табакерки белый порошок. Откинул назад голову, всыпал снежные крупинки в нос и глубоко втянул воздух.

- Не многовато будет? – со злобой спросила девушка.

Мужчина расслабился на стуле. Его зрачки расширились и заблестели. Он облизал белый налёт с ложечки:
- Майн шатц, не стоит отказываться от кокса, только потому что он немного вреден для здоровья. Мы не успеем заболеть. И пока есть повод, - он хохотнул, кивнул на газету, - давай выпьем за победу!


Рецензии