Ночь под Ивана Купала

Ночь под Ивана Купала

      Дьяченко Мария Антоновна

    Да,да – в ночь под Ивана Купала, слушая поверья от старших, я тоже искала цвет папоротника .
     Да в нашем лесу. Ну на его опушке находился наш хуторок.  Лес начинался всего в 20 метрах от нашего дома. Мы в него торили дорожки, как только научились ходить! Днями пропадали и зимой, и летом - всё детство! Особенно, после оккупации. Ну минёры приезжали – проверили вроде. Хотя разве проверишь каждый кустик и болотце! Были  мины. Нарывались и телята, и ребята… Но нас всё равно всех тянуло в лес… У каждого там была «своя» любимая яблоня и грушня, родничок и полянка…
  Да, мы знали где и что растёт  в нашем лесу, который перерезали балочки и меловые косогоры.
  Знали и где растёт папоротник. Но не у каждой моей подружки хватило смелости в ночи  добраться до поляны и кустиков, где густой зарослью проживал папоротник.
   Я решилась. Одна. Нашла. Увидела и его цвет. Он ещё не раскрылся. В бутончике. Я уже протянула руку с ножом с деревянной ручкой, обвитой моим пояском. А потом... Испугалась! Ага! Чего? Ну… А вдруг и правда я стану всезнающей, ведьмой, колдуньей… А это как? А вдруг у меня вырастут рога или клыки! А вдруг по ночам буду обращаться в волка и выть на Луну! Неа! Нафиг мне это нужно! Буду жить просто девочкой, как и все! Стану взрослой девушкой, встречу моряка… В форме… Бескозырка с лентами, с якорями… Брюки – клёш… Ремень… Красивый! Меня полюбит… И я его тоже… Будем вместе танцевать в клубе… Все будут смотреть и восхищаться: « Какая красивая пара!» Он уплывёт в дальнее плавание… Я ждать буду… Дочку или сыночка нашего растить, пока папка приедет из дальнего плавания… Правда, что это такое - "дальнее плавание" я тогда представляла сказочно -  моря, далёкие моря! Целые океаны! Хотя и моря тогда ещё не видела ни разу!
  Океаны, моря, чужие страны… Мой моряк будет капитаном!  Он даже перед глазами у меня в мыслях виделся…
   Неа! Нафик этот цветок волшебный! Пусть себе цветёт! Пусть другие его рвут! Руку одёрнула, вскочила и бегом! Подальше от этого папоротника! На опушке быстро спустилась к пруду и – прям в платьице – в воду! Да, и ночью было тепло, и смыла с себя всё – а вдруг пыльце от этого папоротника где-то  прилипло!
   И было мне в ту пору 13 с половиной лет!
    Но всё же мечты у папоротника в ту ночь под Ивана Купала частично потом в моей жизни сбылись… Муж точно – молодой, высокий, с огромными серыми глазами и красивейшими губками в мире… Бескозырка… Тельняшка… Брюки – клёш… И ожидания… Целых 4 года…Эти длительные ожидания... Эти письма и открыточки... А вокруг бушует сирень... Молодёжь гуляет... Обнимаются, целуются... А я несу сыночка на руках... А годы летят, и юность проходит... А я при живом муже - одна... А я веду своего первенца уже за ручку... А вокруг черёмуха ... Воздух пьянит её ароматом... А потом зацветёт и сирень и акация в шахтёрском крае, на Родине моего моряка... А я читаю только  в письмах о любви и поцелуях... Ах, это дальнее плавание... Это долгие месяцы ожиданий, тоска, грустные ночи... Да, растила сыночка нашего - Виталечку… Копия – отец. Только глаза, как у моей мамочке – карие и добрые…
   Ах! Ивана Купала, Ивана Купала!
 Праздник наших предков! Язычниками были. Верили Силам трав, воды, дерев, цветов, птиц, ветру и луне – Природе-матушке… Верили, наблюдали, делали выводы… Так рождались приметы и поверья. Мудрость народная. А праздновать наши трудолюбивые предки умели – благородно, весело, красиво!
  На  лоне Природы! И в единстве с нею!


Рецензии
Интересные сведения приводит автор.
Правда вызывает вопрос мог ли ребенок
в 13,5 лет (увидеть не глаза волка сверкающие
или кабана), а цветение папоротника...

Николай Михайлович Новиков   30.07.2023 13:20     Заявить о нарушении
Автор родился и до 15 лет жила в хуторке на опушке леса... В 20 м. от их избы начинался лес. Все дети хутора, как только начинали ходить"ковыляли" с бабушками в лес. А с 4-5 лет ... Кто не жил в лесу тому не понять ни стремление увидеть цвет папоротника, ни состояние, когда разлетаешься к холодному роднику в густоте кустов, а там... волчара лежит... Напился и отдыхает... И тут - ты... От ужаса глаза - тарелки... У волка - спокойные, но настороженные Глаза в глаза... Да, ладно...А папоротник это - обычай... Всего доброго!-/ОА

Мари Монна   06.08.2023 03:50   Заявить о нарушении
Сам родился в селе. Перелески и леса со всех сторон
окружали село Ефросимово. Красивейшее место.
Но никто из стариков не рассказывал и из нас пацанов не слышал и не искал когда папоротник цветёт.
Про волка. После войны одно время развелось много волков.
Однажды одна женщина шла в село Меньшиково. Около леса на неё напал большой волк.
но она сумела его одолеть.

Николай Михайлович Новиков   06.08.2023 07:26   Заявить о нарушении
В каждом крае своя история, свои сказания, обычаи и т.д., как и в семье. У нас село с обычаями русско-украинско- белорусскими ,да плюс - татарскими - интернационал, однако!) Всего доброго вам!-/ОА

Мари Монна   06.08.2023 23:13   Заявить о нарушении