Немного об Ольге Кобылянской

У памятника Ольги*, в местном сквере
в Гора Гумор, в «немецком» городке
стою. Здесь родилась в бунтарской вере,
мистичная, со знаменем в руке

от феминисток, та, как нежный лотос,
стремящаяся к таинству любви
бесполой, трепетной и превращённой в логос.
На Буковине красочной живи,

пиши о тайнах прикарпатских далей,
где таборов цыганских дым и звук.
И заинтересуется едва ли
такой обычный парень... Тень подруг,

любимых, вечно преданных и близких,
твоей судьбою правит, видит бог.
Не разорвать карпатское монисто
духовных встреч, струящихся дорог.

У памятника Ольге, в местном сквере
в Гора Гумор, безмолвно постою.
Тебя читала в школе, свято веря,
что встречу на дорогах тень твою.

*Родилась Кобылянская в городке Гура-Хумора в Буковине (ныне Уезд Сучава, Румыния ) в семье административного работника украинского дворянского происхождения из Центральной Украины. Она была четвертым ребенком из семи Марии Вернер и Юлиана Яковича Кобылянских. Одним из ее дальних родственников был немецкий поэт Захариас Вернер. Мария Вернер была полонизированной немкой, крестилась в греко-католике и выучила местный диалект украинского языка. Один из братьев Ольги, Степан Юлианович, стал художником-портретистом, другой, Юлиан Юлианович, стал филологом и был автором нескольких учебников по латыни.
Кобылянская была в основном самоучкой, получив только четыре года формального образования на немецком языке. Свои первые произведения она написала на немецком, начиная с 1880 года. Помимо знания немецкого языка, она говорила не только по- немецки, но и по-украински. Где-то в 1868 году она вместе с семьей переехала в Сучава, где ее отец устроился на работу. В 1889 году она переехала в имение родителей матери в селе Дымка (ныне часть Глубокского района, Черновицкой области ). В 1973 году здесь был открыт музей ее памяти. В 1891 году переехала в Черновцы. Там она познакомилась с Натальей Кобринской (Озаркевич), доктором Софьей Окуневской. В 1894 году она стала одним из инициаторов Ассоциации русинских женщин на Буковине, программу которой она включила в свою брошюру «Кое-что об идее феминистского движения». Одним из наиболее ярких ее произведений, отражающих ее политические и социальные взгляды, был роман «Царивна», опубликованный в буковинской газете в 1895 году, а затем и в других изданиях. 
В 1896 году она написала «Аристократку», за ней последовали «Импровизированная фантазия» и «Меланхолия» в 1898 году. Последняя из них представляла собой новаторский подход к однополой любви и частично основывалась на собственном опыте Кобылянской. В 1901 году Кобылянская познакомилась с писательницей Лесей Украинкой. Встреча привела к очень страстному союзу, который был реализован через переписку, поскольку болезнь и обстоятельства мешали им жить вместе.
Известными её романами были «Земля» (Земля, 1902) и «В недилю рано зилля копала» (1909). Одновременно некоторые из ее поэтических и прозаических произведений в абстрактно-символическом стиле были опубликованы в различных местных изданиях. журналы «Свит» и «Украинская изба».
Позже Кобылянская встречалась и путешествовала с другими украинцами, такими как Леся Украинка, Иван Франко, Василий Стефаник и Михаил Коцюбинский. Вместе с другими писателями, такими как Марко Черемшина, Осип Маковей, Катрия Гриневичева, она описала Первую мировую войну. Вот некоторые из ее рассказов того периода: «Иуда», «Письмо осужденного солдата жене» и другие.
На ее произведения повлияли Жорж Санд и Фридрих Ницше. Кобылянская интересовалась украинским крестьянством и часто писала о жизни этих людей. Во многих своих рассказах о крестьянской жизни она изображала борьбу добра и зла, мистическую силу природы, предопределение, магию и иррациональное. Ее работы известны своим импрессионистическим, лирическим описанием природы и тонкими психологическими изображениями.
В 1944 году в Черновцах, в доме, в котором она жила с 1938 – 1942 годов, открылся посвященный ей литературно-мемориальный музей.


Рецензии