Как читать Слово о полку Игореве

Читатель должен понять значение подразумеваемое автором, а не привносить в текст свое значение .В зачине автор Боян рассказывает с примерами  как правильно читать текст «Слова…».
 Вспомним Блаженного Августина( 354 – 430),который считал, что Библия содержит четыре смысла. В христианстве есть четыре значения библейских текстов :
1) буквальное понимание библейского рассказа доступно самому тупому, неразвитому человеку . Он поймет только первый смысл,  о реальных событиях. В «Слове…» первым смыслом написан поход Игоря « по былинам сего времени». Это правдивое, воспроизведение действительности, противоположность кривде , искаженной действительности . Замышление - умышленное искажение  события  «а не по замышлению Бояню», как проходил поход в настоящем времени , так Боян и передал, используя дневниковую форму записи .Как бы сейчас мы сказали, что это направление в литературе – реализм,   верное воспроизведение действительности. Жизнь изображается приближенной к существующей реальности.
 Следующий ,второй уровень толкования смысла Библии, доступен более развитому человеку. Он уже понимает мораль и нравственные причины сказанного или описанного в Библии.
В «Слове …» Боянъ же… своя вещиа пръсты на живая струны въскладаша они же сами княземъ славу рокотаху». « Задеть за живую струну»( иносказательно) затронуть больное место, честолюбие, касаться вопроса особенно трогающее или  задевающего князей. Вместо славы, почетной известности, признания заслуг и уважения,  Боян обличает негативные явления в жизни князей, объясняет нравственные причины и основание  сказанного.
 Третий смысл в Писании - аллегория, изображение отвлеченного понятия при помощи конкретной действительности.
(Боян) …тогда пущашеть десять соколов на стадо  лебедей .»
Буквально  -  это рассказ о соколиной охоте, а если человек слышит данный текст в свадебном  обряде, то смысл меняется  и понимается аллегорически, соколы – мужчины , лебеди- девушки ,невесты. « сокольца опутаевъ красною девицею».
 Боян отмечает  , что автор должен иметь две основные черты :честность и интеллект. «Боянъ бо вещий»,писатель ,который  смотрит дальше и шире,чем большинство людей, «вещий»- знающий. Личность с самым высоким уровнем интеллекта ,философ и ученый .Понимает четвертый наивысший смысл в Библии.
К четвертому методу толкования Библии относится передача абстрактного понятия с помощью  конкретных образов.
Текст “…мыслию по древу  серымъ вълком по земли, шизым орлом подъ облакы”Все слова, употребляемые в предложении известны, и не изменили своего значения с древности. Этот текст- пример структурного мышления, которое  объединяет известные элементы. Каждый из этих элементов в структуре имеет собственное место и связан с другими словами. Объединяющий фактор – время. Сам феномен времени проявляется в том, что свойства времени природных объектов разные.
Древо-каждый год изменяется, прирастает и эти изменения фиксируются в самом растении, в годовых кольцах, высотой побегов. Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией.
Другие свойства времени тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в виде следов волка. След - отпечаток лап волка на земле, после его движения. Оставить след на земле /переносно/ создать что-то, родить ребенка, построить дом и т. д.
Другие свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы». Это  растворение временных свойств или темподесиненция. Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних  случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой  темподесиненцией, за ней последнее слово. Все объекты этого мира принимают формы и поддаются изменениям только благодаря тому, что существует время, которое творит, поддерживает и разрушает мир. Безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которого движется материальное мироздание. О людях наделенных духовной силой ‘’Боян бо вещий’’ говорят, что  им известен ход вечного времени, и они обладают  мистическим зрением, которое делало их ‘’вещими’’, всевидящими, знающими. Боян достиг совершенства ’’песнь творите…’’ и обрел способность видеть прошлое, настоящее и будущее
Песнотворцы – мудрецы, сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям.Они были хранителями знаний и всех достижений тогдашней цивилизации.
Зная, четырехуровневый  метод толкования смыслов у автора Бояна, каждый читатель  будет понимать текст «Слова…» в зависимости от его умственного развития .
 Татьяна Николаевна Зинченко.


Рецензии