Не добравшийся до северного полюса Наутилус

Недавно смотрел в интернете передачу, где два историка Егор Яковлев и Борис Кипнис на встрече со зрителями рассказали о том, как был написан знаменитый роман Жюля Верна «двадцать тысяч лье под водой». Они поведали, когда впервые появилось название «Наутилус», которое дал своей подводной лодке автор, и кто мог быть прототипом капитана Немо. Интересная передача, её можно посмотреть на Ютубе.

Но сегодня речь пойдет о совсем другом «Наутилусе». И даже не о первой субмарине с таким названием, в которой был впервые в мире использован принцип деления ядра в реакторе, даыший безграничные запасы энергии для подводного корабля.

Это не атомный "Наутилус", который хоть и не с первой попытки, но всё-таки 3 августа 1958 года сумел пройти над Северным полюсом, только подо льдом, всплыть не было возможности.

Речь пойдёт о дизельной лодке, вошедшей в строй в 1918 году, списанной уже в 1924-м и мирно ржавевшей в отстое, пока на неё не обратил внимание сэр Хьюберт Уилкинс. Как она выглядела во время своей недолгой военной службы, можно увидеть на фото в комментариях. Обычная дизель-электрическая субмарина периода Первой мировой войны.

А мысль использовать подлодку для достижения Северного полюса пришла в голову сэра Уилкинса в 1930-м году во время совместного отдыха с его богатым другом и коллегой по арктическим исследованиям Линкольном Элсуортом.

Элсуорт был из тех богачей, которые тратили свои доходы не на покупку двухсотметровых яхт, а на научные исследования, его интересы были направлены на исследования арктических областей. Он участвовал в попытке Амундсена достичь Северного полюса на двух самолётах в 1925 году, причём один из них в результате неисправности провёл на арктическом льду 28 дней, пока его не смогли ввести в строй и после семи попыток всё-таки поднялись в воздух.

Летал он также с Амундсеном на дирижабле "Норге", построенном Умберто Нобиле. Позже совершил четыре экспедиции в Антарктиду в период с 1933 по 1939 год, опять же проведя со своим пилотом Гербертом Холлик-Кеньоном два месяца в одиночестве, пока они не были найдены и спасены. В 1936 году он был награжден второй Золотой медалью Конгресса за «претензии от имени Соединенных Штатов примерно на 350 000 квадратных миль в Антарктиде и за его аэрофотосъемку сердца Антарктиды на расстоянии 2500 миль». В его честь названы Земля Элсуорта, озеро Элсуорта и гора Элсуорта в Антарктиде.

Теперь об Уилкинсе. Уроженец Австралии, он стал полярным исследователем.  Один из пионеров военной аэрофотосъёмки, о нём писали: «Уилкинс был высококвалифицированный и абсолютно бесстрашный боевой фотограф. То, что с ним произошло, представляет собой историю эпических масштабов. Неоднократно раненый ... он всегда возвращался. Иногда он привозил раненых, иногда он давал жизненно важные сведения о действиях противника, которые он наблюдал, он принял на себя командование группой американских солдат, потерявших своих офицеров в ходе более ранней атаки, и руководил ими, пока не прибыла поддержка. ... Его послужной список был уникальным».

Начиная с 1923 года он занимался изучением австралийских птиц для Британского музея. Его работа была высоко оценена музеем, но высмеяна австралийскими властями из-за сочувственного отношения к коренным австралийцам и критики продолжающегося экологического ущерба в стране.

В декабре 1928 года Уилкинс и Эйлсон взлетели с острова Десепшн, одного из самых отдаленных островов Антарктики, и совершили первый успешный полет на самолете над континентом. В апреле 1928 года Уилкинс и Эйлсон совершили трансарктический перелёт с Аляски на Шпицберген. За этот подвиг и свою предыдущую работу Уилкинс был посвящен в рыцари, стал баронетом и получил право именоваться сэром.

После он продолжил полярные исследования, финансируемый газетным магнатом Херстом и в благодарность назвал один из антарктических островов Землёй Херста.

А теперь еще о некоторых героях моей заметки.
Прежде всего, кто такой капитан Вилькинс? Имя его впервые стало известно во время арктической экспедиции Стефенсона 1913 - 1918 гг., в которой Вилькинс принимал участие в качестве метеоролога и которую он покинул в 1916 г., уже в должности помощника начальника экспедиции, после гибели раз давленной во льдах шхуны «Карлук».

В 1920 - 1921 гг. Вилькинс организует экспедицию в Антарктику, и в 1922 г. повторяет ее под руководством Шекльтона. За выдающиеся заслуги перед британским империализмом, специальным декретом английского короля Вилькинсу присваивается титул баронета.

В 1923 - 1925 гг. Вилькинс руководит экспедицией британского музея в неисследованных районах Австралии. Экспедиция эта, само собою разумеется, носит меньше всего научный характер и преследует, главным образом, стратегические и разведывательные цели в области исследования возможности организации запасной базы британской военной авиации в дебрях Австралии.

В 1927 г. британский империализм вновь призывает Вилькинса для работы в области исследования воздушных путей в Арктике. В данном случае речь идет о полетах непосредственно в районе Северного полюса, так как этот район чрезвычайно интересует британское воздушное командование с точки зрения возможности использования канадской авиации в случае какой - либо агрессии против СССР.
Нечего и говорить, что работа Вилькинса в Арктике, как и всегда, прикрывается шумными разглагольствованиями на тему о «величайших научных достижениях» и «общечеловеческих интересах».

Поскольку он не был гражданином США, то лодку купить не мог, зато её можно было взять в аренду на 5 лет за 1 доллар в год. И внести залог в 20 000 долларов.  Элсуорт внес 70 000 долларов плюс те самые 20 000 долларов. Газетный магнат Уильям Рэндольф Херст приобрел эксклюзивные права на освещение экспедиции за 61 000 долларов. Океанографический институт Вудс - Хоул внес еще 35 000 долларов. Сам Уилкинс добавил 25 000 долларов из собственных денег.

Командовать лодкой был принят Слоан Дэненхауэр (бывший командир С-4). Экипаж из восемнадцати человек был выбран с большим вниманием. В их рядах были выпускники Военно-морской академии США, а также ветераны военно-морского флота Первой мировой войны.

Для работ по переоборудованию подлодки был привлечён один из первых создателей американских подводных лодок Саймон Лейк:

Он, кстати, предлагал свою первую лодку "Протектор" ВМС США, но "костные адмиралы" не оценили новшества, тогда он уехал в Россию и строил там лодки типа "Осётр" и позже "Кайман".

Лейк фонтанировал идеями, а денежек вполне хватало. По проекту, боевая рубка срезалась. Над корпусом возводилось специальное ограждение для защиты от нижней кромки льда. Носовая часть укреплялась металлоконструкциями и бетоном, устанавливался специальный пневматический перфоратор для разрушения льда.

Вместо одного из торпедных аппаратов поставили мощный прожектор, который позволял наблюдать из специальных иллюминаторов подводную обстановку. Были предусмотрены две шлюзовые камеры для выхода водолазов на верхнюю палубу и под киль.

Но это всё хорошо, а как же пробиться сквозь льды для выхода из лодки и работы дизелей? Была сконструирована специальная выдвижная башня с фрезами на верхнем краю. Фрезы прорезают лёд, в образовавшееся отверстие выдвигается башня и вуаля, выходите на Северный полюс. А кроме того, ещё две телескопические трубы с фрезами, работающие на таком же принципе, для получения воздуха с поверхности льда и отвода выхлопных газов. Если вернуться к слабоумию - ни одно из этих устройств в работе со льдом так испытано и не было.

Лодка снабжалась гирокомпасом и эхолотом. Но поскольку эхоледомера ещё не придумали, над корпусом располагалась мощная наклонная штанга с роликом на конце, который должен был фиксировать нижнюю кромку льда. Все эти приспособление можно разглядеть на схеме в комментариях. Увы, на литературном сайте, кроме одной фотографии, ничего больше разместить нельзя.

23 марта 1931 года лодка должна была прибыть на Бруклинскую верфь в Нью-Йорке. При входе в гавань упал за борт и утонул квартирмейстер Уиллард Гриммер, 27 лет.

На следующий день лодку торжественно окрестили "Наутилусом". Поскольку уже царил сухой закон, крестили не бутылкой шампанского, а ведром с крошеным льдом. Крестной матерью была супруга Улкинса Сюзанна Беннетт Уилкинс. Есть фотография, где она рядом с присутствовавшим на церемонии внуком писателя Жюль Верна, Жан-Жюлем Верном, держится за линь от ведра.

Долго ли, коротко, но лодка отправилась через Атлантику к берегам Европы. Кстати, на Северном полюсе планировалась встреча с немецким дирижаблем "Граф Цеппелин", где должен был произойти обмен частью экипажей. Но отставание от графика уже составляло почти 2 месяца. В Атлантике лодка попала в сильный шторм, один за другим отказали дизели.
Вот что вспоминал Артур О. Блумбург, помощник главного электрика на подводной лодке и один из первоклассных специалистов ВМС США. Ему был предоставлен годовой отпуск, чтобы он отправился с «Наутилусом»: «Самое тяжелое положение пришлось нам пережить во время перехода через Атлантический океан. Мы никак не ожидали, что доберемся до другой стороны живыми. Мы фактически потеряли всякую надежду.

Моя работа заключалась в том, чтобы следить за огромным гирокомпасом, который указывал точное направление. Я никогда не забуду ужасов того путешествия.

Я собираюсь сказать вам в первый раз, что все на той лодке страдали от приступов отравления птомаином. Это от свинца, который попал в воду. Только один или два избежали этой болезни. Я сам лежал три дня. В этом путешествии я потерял двенадцать фунтов веса.

Мы были отравлены не только свинцом в воде из резервуаров, но и консервированными продуктами.

Прежде всего, однако, нам пришлось мириться с недостатком, который можно было преодолеть в начале. Наш корабль был в полуразрушенном состоянии. «Наутилус» вскоре доказал, что ему не место в открытом море, не говоря уже об Арктике.

Если честно, мы никогда не были в непосредственной опасности пойти на дно, но это можно было бы приписать милости Божьей больше, чем любому искусному управлению. Насколько я мог судить, Уилкинс ничего не смыслил в управлении подводной лодкой. Я никогда не слышал, чтобы он был на подводной лодке в каком-либо официальном качестве до экспедиции «Наутилуса».

Хороший шторм мог отправить нас в Дэви Джонсу, или течь означала бы быструю отправку в бескрайние земли. И не потребовалось бы ничего очень твердого или громоздкого вроде льда, чтобы покончить с этим во время пересечения Атлантики. Это было самое хрупкое и уязвимое судно, на котором я когда-либо ходил.

«Прежде всего я не хочу показаться излишне критичным. Я далек от намерения осуждать несправедливо. Как человек, прослуживший на подводных лодках ВМС США пятнадцать лет, я просто хочу перечислить свои наблюдения во время этого путешествия на благо будущих экспедиций. Мои взгляды строго безличны».

На счастье, неподалеку оказался линкор "Вайоминг", дотащивший лодку на буксире до Британии. "Наутилус" поставили на  ремонт в Девонпорте.  Вместо одной недели ремонтировались четыре, ну, это обычное явление для ремонта. Тёплое время года неумолимо истекало, но Уилкинс был непоколебим. 1 августа лодка добралась до норвежского Бергена. Здесь списали американского кока, оказавшегося слишком толстым для работы на лодке, и приняли норвежца. Погрузили запасы, приняли на борт ещё несколько участников экспедиции, в том числе знаменитого полярника Свердрупа, третьего после Нансена и Амундсена.

Предоставим ему слово: «Что за хаос! — писал X. Свердруп — Узкие проходы были переполнены ящиками, на полках лежали пакеты, и разная мелочь громоздилась горой, а дальше — в камере для погружения, впереди нашего помещения, — лежало пять огромных рюкзаков, набитых полярным снаряжением, ожидавшим, когда мы приложим к нему руки. Разную мелочь, вроде снежных очков, компаса, карманного ножа и финского ножа, я рассовал подальше в койке, где они, по моим предположениям, оставили бы наименьшие отпечатки на моем теле… Наконец, оставался еще пневматический матрац, но из соображений пространственных я не мог надуть его в надлежащей степени, и должен был отказаться от подушки, положив вместо нее несколько штук белья». На палубе положение было не лучше. Палубой считалась верхняя надстройка, имевшая двадцать метров в длину и метр в ширину; посредине находился «мостик», впереди которого стоять не позволялось, так как это мешало рулевому».

На заставке: так выглядела реконструированная подводная лодка перед выходил к Северному полюсу.

Командор-капитан Королевского норвежского военно-морского флота Танк-Нильсен, осмотрев подводную лодку, предупредил Свердрупа, чтобы он не отправлялся в длительное плавание подо льдом даже при благоприятных условиях.

«Наутилус» покинул Берген 5 августа. Первым испытанием был сильный шторм в Гренландском море.

«Стрелка, показывающая размах качки, временами опускалась до 52 градусов, — писал Свердруп. — Свободным от вахты приходилось крепко привязывать себя к койкам, а незакрепленные предметы разбредались повсюду».

Вблизи Шпицбергена оба дизельных двигателя вышли из строя, и лодка прошла Ис-фьорд на электродвигателях. В Лонгйире машины были отремонтированы. Во вторник, 18 августа «Наутилус» покинул Лонгйир. 19 августа в шесть часов вокруг было столько льда, что пришлось остановить движение. Лодка была плохо приспособлена для работы в условиях сильного холода, не хватало теплоизоляции и обогревателей. Система пресной воды замерзла, корпус медленно протекал.
Лодка остановилась в большой полынье, окруженной гладким льдом. Настал ответственный момент — погружение в воду. Раздалась команда Уилкинса: «Спустить радиомачту, готовься к погружению». Для Уилкинса наступила минута, когда он должен был доказать, что плавание на подводной лодке подо льдами вполне возможно. В это самое время «Наутилус» потерял руль глубины. Теперь пропала всякая возможность погрузиться в воду и продолжать плавание подо льдом. Это был момент крушения всех надежд на удачное плавание подо льдами.

Свердруп описывает следующим образом: «Из кормовой части появился Мейерс, еле пролезший мимо ледового бура и бледный, как полотно. Он даже не посмел повторить громко то, что услышал, и прошептал: «Доктор, мы потеряли руль глубины». Значение этих слов не сразу дошло до моего сознания, поэтому я только повторил: «Мы потеряли руль глубины?» — «Да, руля больше нет, мы не можем погрузиться в воду, не можем идти подо льдом. Я должен сообщить это Уилкинсу».
Уилкинс отнесся к аварии сравнительно спокойно. Надо было поскорее выбираться изо льдов, тем более, что льды юго-восточным ветром стали уплотняться. Уже от первого удара слабого корпуса лодки о лед ослабло несколько заклепок и появилась течь. Дальнейшее пребывание во льдах могло стать роковым для лодки.

Уилкинсу, однако, не хотелось возвращаться до тех пор, пока не будут произведены некоторые испытания лодки. Ему во что бы то ни стало хотелось протолкнуть свою лодку под лед и проверить, как будет обстоять дело в действительности.
«Наутилус» снова вошел во льды и, постепенно заполняя цистерны водой, начал медленно погружаться в воду. «Я не мог отделаться от чувства, что мы подвергаемся значительному риску, пробуя насильно загнать лодку под лед. Без руля глубины она не была способна управляться, а если слишком много набрать воды в цистерны, то лодка могла сейчас же пойти ко дну», — вспоминал впоследствии этот момент X. Свердруп.

Даненхауэр, создав дифферент на нос, после нескольких безуспешных попыток «загнал» лодку под льдину. При «нырянии» были повреждены радиоантенны, их ремонт занял несколько дней.

Ледовые условия в районе Шпицбергена были благоприятны. Уилкинс продолжал испытания лодки. В то же время научный персонал экспедиции выполнял различные океанографические исследования. Лавируя между льдами, «Наутилус» достиг широты 81°59;; этой широты еще не достигало до того ни одно свободно плавающее судно в районе Шпицбергена.

Вскоре Уилкинс понял опасность дальнейшего пребывания среди льдов, и «Наутилус» возвратился в Лонгйир, где учёные сошли на берег и на пароходе «Ингер Элизабет» отправились в Берген. «Наутилус» с 8 по 12 сентября находился в Лонгйире, пока план возвращения в США через Исландию или Ньюфаундленд не был отвергнут, после чего «Наутилус» направился в Берген, куда прибыл 20 сентября.

21 сентября экипаж был рассчитан (не сполна) и распущен. Вскоре поступило распоряжение от властей Соединённых Штатов о судьбе «Наутилуса». Поскольку подводная лодка не могла быть возвращена арендодателю, 20 ноября её отбуксировали вниз по Бюфьорду и затопили на глубине 347 м.

Уилкинс умер 30 ноября 1958 года. Позже ВМС США доставили его прах на Северный полюс на борту подводной лодки USS Scate. 27 марта 1959 года ВМС подтвердили, что «на торжественной мемориальной церемонии, проведенной Скейтом вскоре после всплытия, прах сэра Хьюберта Уилкинса был развеян на Северном полюсе в соответствии с его последним желанием».

Скажем честно, эта попытка достичь Северного полюса подо льдом, была чистейшая авантюра.  Надежность конструкции подводных лодок в годы Первой мировой войны была невысокой, все придуманные устройства для плавания подо льдом не испытывались, а это могло привести только к одному – задохнуться он недостатка кислорода после многочасового плавания подо льдами. Устройства для регенерации воздуха были придуманы много позже и использовались на атомных субмаринах с их неисчерпаемыми запасами электрической энергии. Поэтому о этой попытке достижения Северного полюса подо льдами на долгие годы замолчали, и знали о ней разве что сами участники экспедиции, их родственники и некоторые энтузиасты освоения Арктики. Сейчас, когда Россия серьезно занимается этим вопросом, я счел возможным рассказать своим читателям о неудавшейся попытке покорения Северного полюса под водой.


Рецензии