Дойные коровы Кригсмарине

3 сентября 1939 года Великобритания и Франция объявили войну Германии. В бой вступили возрожденные всего лишь около пяти лет назад U-Boot-Waffe, в состав которых входили всего лишь 57 подводных лодок, в основном прибрежного дейcтвия.
Постепенно в строй вступало все большее количество океанских подводных лодок различных модификаций типов VII и IX. Районы действия лодок смещались дальше на запад, в Северную и Центральную Атлантику. В июне 1940 года начался первый этап Битвы за Атлантику. После вступления в войну США (декабрь 1941 года, хотя фактически намного раньше) действия У-боотов развернулись у восточного побережья Северной Америки, в Мексиканском заливе и Карибском море. Не оставили без своего внимания немецкие подводники Южную Атлантику и даже Индийский океан.
Однако, узким местом в эффективном ведении подводной войны была ограниченная автономность У-боотов, в первую очередь «семерок», по запасам топлива и торпед. Например, расстояние от французских баз Ла Паллис / Ла Рошель до побережья Флориды и обратно составляет около 8000 миль. Для преследования конвоев и одиночных судов в надводном положении и занятия выгодного положения для атаки требовалось много топлива. Но запаса топлива даже у лодок с его увеличенным запасом типа VIIC/41 и следования самым экономичным ходом 7 узлов хватало только на 10 000 миль. Исходя из этого, считалось, что лодки типа VIIС способны действовать не далее, чем в средней части Северной Атлантики.
Конечно, в этой области старшие механики лодок были очень изобретательны, иногда используя для хранения дизельного топлива часть танков пресной воды, что увеличивало дальность плавания, но отнюдь не добавляло комфорта экипажу.
Заранее предвидя эту ситуацию, командующий подводными силами вице-адмирал Карл Дёниц уже 8 сентября 1939 года обратился к Верховному командованию Кригсмарине с предложением построить подводные лодки-танкеры для снабжения боевых лодок топливом, пресной водой, продовольствием, запасными частями и т.п.
Идею Дёница командование поддержало и в феврале 1940 года в опытовом бассейне Schiffbau-Testinstitut в Гамбурге начались испытания модели будущей субмарины. Проектно-конструкторские работы продвигались быстрыми темпами, так как использовались уже существующие технические решения, в первую очередь ПЛ типа IXD1, а также VIIC.
14 мая 1940 года судостроительный завод Deutsche Werke A.G. в Киле получил контракт на строительство четырех подводных лодок типа XIV, а 23 октября состоялась церемония закладки киля первой субмарины этого типа. 15 ноября 1941 года головная лодка (U 459) была передана флоту. Всего же до марта 1943 года было построено десять лодок типа XIV (U 459-U 464, U 487-U 490). Планировалось построить еще 14 таких подлодок, но заказы был аннулированы в мае 1944 года.
У-бооты типа XIV имели надводное водоизмещение 1688 т, подводное - 1932 т. Два дизельных двигателя суммарной мощностью 3200 л.с. обеспечивали надводную скорость до 14,4 узла, а два электромотора мощностью 750 л.с. - подводную 6,2 узла. Толщина обшивки прочного корпуса 21,5 мм обеспечивала предельную глубину погружения 240 м.
При надводной экономической скорости 10 узлов лодки-танкеры имели солидную дальность плавания - 12 350 миль (около 22 900 км), а аккумуляторная батарея емкостью 13 000 А ч обеспечивала подводную дальность 120 миль (2 узла) или 55 миль (4 узла). В 1943/1944 годах «четырнадцатые» стали оснащать шноркелями (устройствами для работы дизелей под водой).
Так как основной задачей этих лодок, получивших прозвище Milchk;he («дойные коровы»), было снабжение «фронтовых» у-боотов топливом, то они могли принять на борт до 613 тонн дизельного топлива, 410 из которых предназначались для передачи на другие лодки. Кроме того, для этой же цели У-боот-танкеры могли принять 19,5 м; смазочного масла и четыре торпеды (хранились в прочных контейнерах, расположенных в надстройке).
Для снабжения боевых лодок “Milchk;he” перевозили до 45 т продовольствия, скоропортящиеся продукты хранились в провизионных холодильных камерах. «Коровы» имели даже небольшую пекарню, способную выпекать в течении десяти часов 80 килограммовых буханок ржаного хлеба - настоящего деликатеса для подводников. Для снабжения пресной водой были установлены две опреснительные установки суммарной производительностью около 180 литров в час.
Доставлялись и разнообразные запчасти и оборудование, в которых особенно остро нуждались боевые лодки. Номенклатура была широкой - от воздушных компрессоров, цилиндровых втулок и поршней для дизелей до радиооборудования и стекол для биноклей.
Торпедного вооружения на XIV-х не было, так как все было направлено на увеличение полезной грузоподъемности. Лодки оснащались только зенитным вооружением. На первых порах оно состояло из двух 37-миллиметровых полуавтоматических орудий, одного 20-мм автомата и пары переносных пулеметов MG 34 или MG 81 калибра 7,92-мм. По мере роста воздушной угрозы усиливалось и вооружение. С 1943 года оно чаще всего состояло из одного 37-мм, двух одноствольных и одного счетверенного 20-мм орудий. Для защиты от пушечно-пулеметного огня авиации стали бронировать ходовой мостик.
Экипажи “Milchk;he” состояли из шести офицеров и 47 (иногда и более) старшин и матросов. Для оказания медицинской помощи подводникам имелся доктор (обычно лейтенант медицинской службы - Marinestabsarzt) с необходимым запасом медикаментов, инструментов и оборудования. Скучать без работы медикам не приходилось - для многих получивших боевые ранения, тяжелые травмы или элементарный аппендицит моряков подводных лодок, разбросанных на безбрежных просторах океана в тысячах миль от родных берегов, «дойная корова» была последней надеждой.
Появление в Атлантике лодок-танкеров существенно повысило боевую эффективность «волчьих стай» Дёница. Переданные одной «дойной коровой» запасы обеспечивали четыре недели боевого патрулирования двенадцати лодок типаVIIC или пяти типа IX C.
На одну лодку передавали от 20 до 55 м; топлива, хотя был отмечен случай бункеровки с U 460 У-боота, следовавшего в Японию, 85 тоннами дизтоплива. В зависимости от количества топлива, опытности экипажей и погодных условий продолжительность бункеровки одной лодки составляла от полутора до пяти часов. Передача продовольствия, торпед и запчастей осуществлялась с помощью надувных шестиметровых лодок и трехметровых понтонов, а в штилевую погоду, когда субмарины могли пришвартоваться борт к борту, эта процедура значительно облегчалась.
Служба на «дойных коровах» была трудной и полной опасностей. Во время грузовых операций «рабочий день» экипажа часто превышал 16 часов, из-за низкого надводного борта по палубе даже при незначительном волнении разгуливали волны (особенно «приятные» зимой в Северной Атлантике), что вело к травмам и даже к гибели моряков. Так, с U 463 смыло за борт трех членов экипажа, спасти удалось только одного.
Но самым страшным врагом была авиация противника. Первоначально снабженческие операции проводились в наиболее безопасной средней части Атлантики, находившейся вне пределов досягаемости авиации берегового базирования англосаксов (так называемая «черная дыра» или Mid-Atlantic gap). Но к маю 1943 года эта «дыра» захлопнулась. Союзники вынудили Португалию предоставить им базы на Азорских островах, на вооружение в больших количествах стали поступать четырехмоторные самолеты Б-24 «Либерейтор» с большой дальностью полета, увеличилось число эскортных авианосцев, действовавших в составе противолодочных поисково-ударных групп. Вдобавок ко всему, союзникам удалось взломать шифры Кригсмарине, что позволило определять места встречи “Milchk;he” с боевыми субмаринами.
«Четырнадцатые» имели сравнительно плохую маневренность, малые надводную и подводные скорости и большое время погружения (45-50 секунд). Добавьте к этому болтающиеся за бортом шланги, открытые люки, вооруженные грузовые стрелы, спущенные на воду лодки и понтоны. Неожиданно вываливающийся из облаков самолет врага означал почти неминуемую гибель, хотя иногда зенитчикам лодок удавалось одержать победу.
В 1942-1944 годах были потоплены все десять «коров». Самые большие потери подводные лодки XIV серии понесли в период с июля по август 1943 года, когда были уничтожены пять подлодок. Последняя лодка серии, U-490, была потоплена в первом же боевом походе северо-западнее Азорских островов в июне 1944 года. Из 530–576 членов экипажей 289 подводников погибли, а остальные попали в плен.
Вот как погибла U 459, головная лодка серии, в своем шестом походе. Утром 21 июля 1943 года лодка вышла из базы в Бордо (Франция) и направилась в Южную Атлантику. В 17.15 двадцать четвертого июля в Бискайском заливе следовавшая в надводном положении U 459 была неожиданно атакована «Веллингтоном» 172-й эскадрильи Королевских ВВС с высоты около 30 метров. Сбитый меткими очередями из 20-миллиметровых автоматов, самолет врезался в кормовую часть ограждения рубки, уничтожив зенитные орудия, и упал за борт. Расчеты зениток погибли. Неизвестно, был ли это намеренный таран британского летчика или случайность.
С упавшего самолета на палубу U 459 выпали три глубинные бомбы, которые подводники поспешили выбросить за борт. Вероятно их взрыватели были установлены на минимальную глубину подрыва и бомбы сдетонировали прямо под корпусом лодки. Вышло из строя рулевое управление, сорвало с фундаментов дизеля, в электромоторном отсеке вспыхнул пожар. И хотя пожар удалось быстро потушить, лодка лишилась хода.
Однако, командир все еще надеялся, что удастся отремонтировать хотя бы часть механизмов и вернуться в базу, поэтому запросил берег об организации воздушного прикрытия при первой возможности. Надежды оказались напрасными - вскоре появился второй британский самолет, который сбросил несколько глубинных бомб и обстрелял палубу из пулеметов. Подводники, пытавшиеся отразить атаку огнем 37-миллиметрового орудия, были убиты или ранены.
Понимая безнадежность положения, командир, капитан 3 ранга резерва Георг фон Виламовиц-Мёллендорф (Korvettenkapit;n der Reserve Georg von Wilamowitz-M;llendorf), отдал приказ оставить корабль, а сам остался на мостике. Убедившись, что его люди в безопасности, корветтенкапитан попрощался с ними воинским приветствием и спустился в лодку. Вскоре раздался звук взрыва, из рубочного люка поднялся столб черного дыма и в 17.30 лодка быстро ушла под воду. Геройски погибший офицер был самым пожилым командиром немецкой подводной лодки - ему было почти 50 лет. Всего лишь за три дня до смерти он бы удостоен высокой награды - Германского Креста в золоте (Deutsches Kreuz in Gold).
Через 7,5 часов польский эсминец “Orkan” подобрал 37 уцелевших немецких подводников и британского летчика.
За время своей службы U 459 снабдила 52 подводные лодки, сбила 2 вражеских самолета. Ее самый продолжительный поход составил 79 суток.
Кроме XIV, немцы в 1943 году построили четыре лодки-снабженца типа VIIF. Их задачей было снабжение боевых лодок в океане торпедами (могли принять до 39 штук).


Рецензии