Скалистая проповедь

Давно уже Николай просыпался рано. Заходил на кухню своей маленькой квартирки на семнадцатом этаже с видом на Москву-реку и открыв окно подставлял сердце первому лучу Солнца, словно пасхальное яйцо всплывающему над высотным домом за часовней. Половина красного диска словно шапкой накрывала дом, прорываясь лучами нижней части сквозь окна высотки. Затем диск заплывал за облака и озаряя небо розовой кромкой на час скрывался и в четыре появлялся снова над всеми высокими домами и башнями.

Сегодня Николяю снилось, что он на скалистом хребте и нужно как-то спуститься вниз. Проснувшись он понял, что нужно перевернуть образ, ведь в снах, словно в камере обскура изображение по смыслу перевёрнуто, как не только оптическая, но и смысловая иллюзия. С недавнего времени Коля задумался, как же похож мир снов на плотиновскую мировую душу, создавшую Космос. Просыпаясь мы понимаем, что всё, что было во сне – создано нашей душой, - и декорации, и другие персонажи, и мы сами - некая действующая во сне субстанция. И душа творя сон лишь часть себя отождествляет с собой, а остальное на время мира сна делает словно иным, отличным от действующего и чувствующего себя собой.

В сегодняшнем сне нужно было спуститься со скалы… а что это значит? Какое послание этим направила мне душа? А если, нужно не спуститься, а подняться на гору? Нагорная проповедь!

Коля понял, что нужно попробовать подняться, дотянуться до Нагорной проповеди.

Заварив пуэр, чтобы взбодрить мозг, глядя на реку и радуя себя чаем с дольками шоколада, Коля настраивался. Затем подошёл к полке и взял Евангелие 1917 года, изданное в Москве, в Синодальной типографии. Мельком обратил внимание на магию числа. Николай частью души так и остался в том, семнадцатом… И словно на пароходе двадцать второго года ушёл вместе с Франком, Бердяевым, Сергием Булгаковым… а ведь тогда, в семнадцатом, эти и другие наши люди могли стать революционерами духовного преображения России. Не дали. Нам теперь возвращаясь в вечный семнадцатый связывать разорванные нити и завязывать свои узелки, передавая дальше.

А генетически Коля тоже был в семнадцатом. Его прадед был ранен в сентябре 1916 в сражении у Корытнинского леса и лежал в госпитале в Петрограде, ходил на митинги. Рассказывал тогда брату, а брат передал внуку рассказ, ну а внук – Николаю, как послушает Иван одного партийца – «правду говорит! Запишусь в их партию!», - следом выходит на трибуну другой и говорит противоположное – и тоже правда… И понял Иван, - лучше он в Нижегородскую губернию вернётся, женится да хозяйством займётся. Хватит, навоевался в Преображенском гвардейском полку. Хватит. Вот только война бесконечная даже правнука его почти в те же леса затянула… Не только семнадцатый, но и шестнадцатый всё никак не закончатся в истории рода, страны, мира.

С трепетом открыл книгу, одну из чемодана дореволюционных книг, переданных прадедом его бабушке для хранения и передаче дальше. Родные люди держали эти страницы. А на книге 1882 года издания, даже записи карандашом остались…  читает Коля крайнюю запись карандашом перед первой страницей «…неверующие въ сiе имя – въ Него Самаго, не могутъ спастись». Верю, прадед, верю… Спасусь ли? Верю… надеюсь и люблю Его, тебя, и всех, по мере сил» - думает Коля и продолжает карабкаться по скалистой проповеди.

- «Блаженны нищiе духомъ, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 2) – что же это значит, быть нищим духом, думает Коля. Если дух, это то, что молитвой соединено с Господом – что значит, быть нищим духом? Не душой, не телом, а духом… Или, всё-же, речь о душе? Ведь у некоторых Святых Отцов душа и дух соединены и противопоставлены телу. А у таких как Лука Войно-Ясенецкий, например, - «Дух. Душа. Тело».  Или, возьмём понятие умно-сердечной молитвы. Дух как связан с умом и сердечным чувством? Кажется, что ум, не рассудок, и есть дух в человеке. Надо повнимательнее перечесть аскетическую литературу об этом. Так, пока буду исходить из ощущения, что ум в традиции исихазма и есть дух, о котором в этом предложении речь. Что тогда значит, быть нищим духом?

Николай мысленно обратился к Господу с просьбой помочь понять, что же значит, быть нищим духом? В сердечном месте потеплело. «Видимо, это правильно, спрашивать у Господа, что же он тогда, две тысячи лет назад сказал и что же мне, Коле, делать сейчас», - подумал Николай.

Итак, те, кто духом нищие – они блаженные… Значит, благодать к ним придёт. Ага. Так так, а как же стать-то нищим этим самым умом исихастским? Исихия – покой, тишина, в которой Господь приходит к нам… Так! – подумал Николай, - значит, тишина и покой – это когда я ни о чём не думаю, ничего не хочу, ни к чему не стремлюсь. Так затихаю, замиряюсь, что благодать может ко мне дойти, тихому.
Если я правильно понял, - думает Николай, - то следующие места скалистой заповеди должны как-то развить идею тишины и не шумления в мире, ради мiра.

- «Блаженны плачущiе, ибо они утешатся» (Мф. 5, 3) – да, в современной культуре, даже если ты инок в миру, пожалуй, не очень смотрятся непрерывно плачущие. А ведь здесь что-то очень важное, - подумал Коля, - «дай как я загляну в Симеона, - он много о слезах покаянных пишет в семидесятом слове» и Николай открыл издание 1882 года, прижизненное епископу Феофану Затворнику и в его переводе с новогреческого.
«… блажени плачущiи (и разсудите, прошу, - не сказалъ: плакавшiе, но: плачущiи, то есть те, которые всегда, каждый день и каждый часъ плачутъ), должен подумать, плачет ли он каждый день: ибо если он смиренъ действiемъ покаянiя, то конечно не пропустит ни одного дня, и ни одной ночи безъ слезъ, плача и сокрушенiя».

«Смирение действием покаяния…» - вот ключевые слова, подумал Коля, - смиряться через покаяние – вот что важно. То есть, механизм углубления смирения – ключевого условия возможности стяжать благодать – если Господь, конечно, решит нам её подать – покаяние… Так, посмотрим, что Симеон говорит в своём семидесятом слове о покаянии. Возможно, там найдём ключ к следующему этапу нашего «квеста».

И, вдруг, пришла Николаю мысль про покаяние, - Мы же все сделаны из своих предков и современников. Мы такие, как все. А все – распяли и распинают Христа, друг друга обижают, злятся, делают плохое…, и мы настолько пронизаны всеми прошлыми и настоящими людьми, настолько с ними одна душа, что лишь иллюзия помогает нам верить, что есть какое-то там «я» … Да нет меня, не связанного в хорошем и плохом смысле с другими. Я как кофточка связанная, где «я», лишь одна ниточка. И не только кофточка, но и смирительная рубашка на безумном человеке современности, того и гляди готового отправить всю нашу милую планету в ядерную топку. 
Как не раскаиваться за то, что мы все – одна мировая земная человеческая душа – безумны? Ведь и я злюсь, осуждаю, думаю и говорю плохо о людях… грустно», - подумал Коля. 

Продолжение здесь:

2 - Солнечная спичка - http://proza.ru/2023/07/09/215 


Рецензии
Религия - это идеология фантазии человеческих пороков.
Алчная спесь заставляет людей веровать в то, что у них есть на небе Крутой Папаша-Царь, который, будучи Волшебником, способен одаривать их чудесами при жизни и за её гробом.
Грешников не существует. Существует природная нравственность, состоящая в любви к ближним. А тех, которые пренебрегают своей природой, любя не людей, а мнимых Высокопоставленных Родичей с того света, нездоровый страх вынуждает спасать руно своей души от духовных блох - грехов.

13 сентября 2023 года

Эльвира Константиновна Сазонова   13.09.2023 11:53     Заявить о нарушении
Благодарю, Эльвира Константиновна, за природную нравственность и любовь к ближним, проявленную в вашем отзыве.

Игорь Клюев 2   13.09.2023 08:51   Заявить о нарушении