Скалистая проповедь
Сегодня Николяю снилось, что он на скалистом хребте и нужно как-то спуститься вниз. Проснувшись он понял, что нужно перевернуть образ, ведь в снах, словно в камере обскура изображение по смыслу перевёрнуто, как не только оптическая, но и смысловая иллюзия. С недавнего времени Коля задумался, как же похож мир снов на плотиновскую мировую душу, создавшую Космос. Просыпаясь мы понимаем, что всё, что было во сне – создано нашей душой, - и декорации, и другие персонажи, и мы сами - некая действующая во сне субстанция. И душа творя сон лишь часть себя отождествляет с собой, а остальное на время мира сна делает словно иным, отличным от действующего и чувствующего себя собой.
В сегодняшнем сне нужно было спуститься со скалы… а что это значит? Какое послание этим направила мне душа? А если, нужно не спуститься, а подняться на гору? Нагорная проповедь!
Коля понял, что нужно попробовать подняться, дотянуться до Нагорной проповеди.
Заварив пуэр, чтобы взбодрить мозг, глядя на реку и радуя себя чаем с дольками шоколада, Коля настраивался. Затем подошёл к полке и взял Евангелие 1917 года, изданное в Москве, в Синодальной типографии. Мельком обратил внимание на магию числа. Николай частью души так и остался в том, семнадцатом… И словно на пароходе двадцать второго года ушёл вместе с Франком, Бердяевым, Сергием Булгаковым… а ведь тогда, в семнадцатом, эти и другие наши люди могли стать революционерами духовного преображения России. Не дали. Нам теперь возвращаясь в вечный семнадцатый связывать разорванные нити и завязывать свои узелки, передавая дальше.
А генетически Коля тоже был в семнадцатом. Его прадед был ранен в сентябре 1916 в сражении у Корытнинского леса и лежал в госпитале в Петрограде, ходил на митинги. Рассказывал тогда брату, а брат передал внуку рассказ, ну а внук – Николаю, как послушает Иван одного партийца – «правду говорит! Запишусь в их партию!», - следом выходит на трибуну другой и говорит противоположное – и тоже правда… И понял Иван, - лучше он в Нижегородскую губернию вернётся, женится да хозяйством займётся. Хватит, навоевался в Преображенском гвардейском полку. Хватит. Вот только война бесконечная даже правнука его почти в те же леса затянула… Не только семнадцатый, но и шестнадцатый всё никак не закончатся в истории рода, страны, мира.
С трепетом открыл книгу, одну из чемодана дореволюционных книг, переданных прадедом его бабушке для хранения и передаче дальше. Родные люди держали эти страницы. А на книге 1882 года издания, даже записи карандашом остались… читает Коля крайнюю запись карандашом перед первой страницей «…неверующие въ сiе имя – въ Него Самаго, не могутъ спастись». Верю, прадед, верю… Спасусь ли? Верю… надеюсь и люблю Его, тебя, и всех, по мере сил» - думает Коля и продолжает карабкаться по скалистой проповеди.
- «Блаженны нищiе духомъ, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 2) – что же это значит, быть нищим духом, думает Коля. Если дух, это то, что молитвой соединено с Господом – что значит, быть нищим духом? Не душой, не телом, а духом… Или, всё-же, речь о душе? Ведь у некоторых Святых Отцов душа и дух соединены и противопоставлены телу. А у таких как Лука Войно-Ясенецкий, например, - «Дух. Душа. Тело». Или, возьмём понятие умно-сердечной молитвы. Дух как связан с умом и сердечным чувством? Кажется, что ум, не рассудок, и есть дух в человеке. Надо повнимательнее перечесть аскетическую литературу об этом. Так, пока буду исходить из ощущения, что ум в традиции исихазма и есть дух, о котором в этом предложении речь. Что тогда значит, быть нищим духом?
Николай мысленно обратился к Господу с просьбой помочь понять, что же значит, быть нищим духом? В сердечном месте потеплело. «Видимо, это правильно, спрашивать у Господа, что же он тогда, две тысячи лет назад сказал и что же мне, Коле, делать сейчас», - подумал Николай.
Итак, те, кто духом нищие – они блаженные… Значит, благодать к ним придёт. Ага. Так так, а как же стать-то нищим этим самым умом исихастским? Исихия – покой, тишина, в которой Господь приходит к нам… Так! – подумал Николай, - значит, тишина и покой – это когда я ни о чём не думаю, ничего не хочу, ни к чему не стремлюсь. Так затихаю, замиряюсь, что благодать может ко мне дойти, тихому.
Если я правильно понял, - думает Николай, - то следующие места скалистой заповеди должны как-то развить идею тишины и не шумления в мире, ради мiра.
- «Блаженны плачущiе, ибо они утешатся» (Мф. 5, 3) – да, в современной культуре, даже если ты инок в миру, пожалуй, не очень смотрятся непрерывно плачущие. А ведь здесь что-то очень важное, - подумал Коля, - «дай как я загляну в Симеона, - он много о слезах покаянных пишет в семидесятом слове» и Николай открыл издание 1882 года, прижизненное епископу Феофану Затворнику и в его переводе с новогреческого.
«… блажени плачущiи (и разсудите, прошу, - не сказалъ: плакавшiе, но: плачущiи, то есть те, которые всегда, каждый день и каждый часъ плачутъ), должен подумать, плачет ли он каждый день: ибо если он смиренъ действiемъ покаянiя, то конечно не пропустит ни одного дня, и ни одной ночи безъ слезъ, плача и сокрушенiя».
«Смирение действием покаяния…» - вот ключевые слова, подумал Коля, - смиряться через покаяние – вот что важно. То есть, механизм углубления смирения – ключевого условия возможности стяжать благодать – если Господь, конечно, решит нам её подать – покаяние… Так, посмотрим, что Симеон говорит в своём семидесятом слове о покаянии. Возможно, там найдём ключ к следующему этапу нашего «квеста».
И, вдруг, пришла Николаю мысль про покаяние, - Мы же все сделаны из своих предков и современников. Мы такие, как все. А все – распяли и распинают Христа, друг друга обижают, злятся, делают плохое…, и мы настолько пронизаны всеми прошлыми и настоящими людьми, настолько с ними одна душа, что лишь иллюзия помогает нам верить, что есть какое-то там «я» … Да нет меня, не связанного в хорошем и плохом смысле с другими. Я как кофточка связанная, где «я», лишь одна ниточка. И не только кофточка, но и смирительная рубашка на безумном человеке современности, того и гляди готового отправить всю нашу милую планету в ядерную топку.
Как не раскаиваться за то, что мы все – одна мировая земная человеческая душа – безумны? Ведь и я злюсь, осуждаю, думаю и говорю плохо о людях… грустно», - подумал Коля.
Продолжение здесь:
2 - Солнечная спичка - http://proza.ru/2023/07/09/215
Свидетельство о публикации №223070800683
Алчная спесь заставляет людей веровать в то, что у них есть на небе Крутой Папаша-Царь, который, будучи Волшебником, способен одаривать их чудесами при жизни и за её гробом.
Грешников не существует. Существует природная нравственность, состоящая в любви к ближним. А тех, которые пренебрегают своей природой, любя не людей, а мнимых Высокопоставленных Родичей с того света, нездоровый страх вынуждает спасать руно своей души от духовных блох - грехов.
13 сентября 2023 года
Эльвира Константиновна Сазонова 13.09.2023 11:53 Заявить о нарушении
Игорь Клюев 2 13.09.2023 08:51 Заявить о нарушении