Анатомия предательства Глава 21

1.21 Предательство в форме наёмничества.

     Чтобы раскрыть содержание данной главы, нужно определиться в понятиях, а именно, что такое наемничество. Под наемничеством в уголовном праве принято понимать участие на территории иностранного государства в вооруженных конфликтах, военных действиях лица, не входящего в состав вооруженных сил воюющих сторон и действующего в целях получения материального вознаграждения без уполномочия государства, гражданином которого он является или на территории которого постоянно проживает (статья 133 УК ) Наёмник (солдат удачи, «дикий гусь») это лицо. вступающее в вооруженный конфликт не из идеологических, национальных, религиозных, или политических соображений ( и не принадлежащее к так или иначе заинтересованной в исходе конфликта идеологической группе) и не в соответствии с воинской обязанностью, а ради личной выгоды. Наёмник не служит в вооружённых силах какого-либо государства — как участника конфликта, так и не участника. Служащие армий, флота и авиации, формируемых на добровольной основе, наёмниками не считаются. Начиная с XX века наёмники всё чаще стали восприниматься как лица, имеющие меньше прав на защиту по законам войны, чем не наёмники. Действительно, Женевские конвенции провозглашают, что наёмники не признаются законными комбатантами и им не нужно предоставлять такую ;;же правовую защиту, как и пленённым военнослужащим регулярной армии. Две международные конвенции описывают и криминализируют деятельность наемников — Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. и конвенция организации Африканского Единства о ликвидации наемничества в Африке от 3 июля 1977 г. . В международном гуманитарном праве наёмничеству посвящён подписанный 8 июня 1977 г. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года. Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола[11]. Наёмником считается лицо, которое:
специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;
фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;
не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;
не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.
Для признания лица наёмником необходимо, чтобы оно соответствовало сразу всем указанным критериям, что на практике встречается редко. Например, государство просто может включить наемников в состав своих вооруженных сил, как это сделала в 1997 г. Папуа -Новая Гвинея в отношении сотрудников британской ЧВК «Sandline International», которые подавляли сепаратистов острова Бугенвиль, получив за это 36 млн. долларов. Исходя из определения Дополнительного протокола, ни солдаты Иностранного легиона французской армии, ни военнослужащие частей непальских гуркхов британских вооружённых сил не являются наёмниками, так как хотя эти части и сформированы из иностранцев и их вознаграждение не соответствует вознаграждению обычных военнослужащих (получение французского гражданства является «вознаграждением», превышающим вознаграждение обычных военнослужащих), однако они являются военнослужащими, входящими в личный состав вооружённых сил соответствующих государств. Международное гуманитарное право (или право вооружённых конфликтов) наёмничество прямо не запрещает, а говорит лишь о том, что наёмники не являются комбатантами и не имеют права на статус военнопленного. Это означает, что наёмник рискует быть привлечённым к уголовной ответственности за участие в вооружённом конфликте, если попадает в плен, и условия содержания в плену на него тоже не распространяются. Однако реальное положение наёмников в боевых действиях определяется индивидуально. Действие международных договоров распространяется на те державы, которые эти договоры подписали, за исключением случаев, когда положения того или иного договора признаются нормами обычного права. К Дополнительному протоколу I от 1977 года, в отличие от Женевских конвенций, присоединились далеко не все страны, в частности, его не ратифицировали США. Недавнее исследование по обычному праву вооружённых конфликтов, тем не менее, считает статью 47 установившимся правовым обычаем, то есть нормой, ставшей обязательной для исполнения всеми государствами. В комментариях к этому исследованию приведены любопытные выдержки из воинских уставов и руководств. Так, в израильском руководстве по законам войны говорится: «…следующее положение Дополнительного протокола предназначено для того, чтоб лишить наёмников статуса военнопленных. Это положение, которое было принято под давлением африканских государств, считается нормой обычного права и, таким образом, обязательно». Ещё более недвусмысленно высказываются составители новозеландского военного руководства: «Выпустив серию резолюций, относящихся к отдельным антиколониальным конфликтам в Африке, ООН рекомендовала запретить использование [наёмников] против национально-освободительных движений. Это не повлияло на их правовой статус, хотя правительство Анголы и начало уголовный процесс против наёмников, попавших в плен». В связи с участившимися случаями использования наёмников в военных конфликтах, в 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о необходимости разработать конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наёмников; был создан специализированный комитет, в состав которого вошли представители 35 государств (однако хотя до 20 января 1987 года состоялось шесть сессий комитета, нормативно-правовых документов по проблеме принято не было). В 1989 году ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наёмников, которая вступила в силу двенадцать лет спустя, имея на февраль 2006 года всего 24 государства - участника. Нет единого мнения по вопросу того, подпадают ли под определение наёмников сотрудники частных военных компаний. Эксперты ООН по правам человека полагают, что если сотрудники частных военных компаний непосредственно участвуют в боевых действиях, то они являются наёмниками. К примеру, по некоторым данным в составе всех ЧВК  в США входит около 100 тысяч сотрудников, а это уже серьёзная сила, которая может влиять на политику отдельных государств, находящихся в зоне жизненно важных интересов США. Правительство этой страна ежегодно перечисляет миллиарды долларов на спонсирование этой наёмнической армии. На национальном уровне во многих странах существуют законы, запрещающие вербовку наёмников.
     В России это статья 359 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наёмника, а равно его использование в вооружённом конфликте или военных действиях, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до восемнадцати лет, а участие в вооружённом конфликте в качестве наёмника — лишением свободы от семи до пятнадцати лет. При этом наёмником признаётся лишь такое лицо, которое действует в целях получения материального вознаграждения, не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживает постоянно на его территории и не является лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
    В уголовном законодательстве ряда европейских стран рассматриваются различные проявления наемничества как преступления против внутренней безопасности и обороноспособности государства, преступления, направленные на подрыв добрососедских отношений с иностранными государствами или нарушение нейтралитета, т.е. как преступления против внешней безопасности, и как само наемничество, правда, в специфическом его выражении. Подобная классификация позволяет, на наш взгляд, точнее выявить общее и специфическое в закрепленных в этих странах нормах о наемничестве или его проявлениях. В качестве преступлений против внутренней безопасности и обороноспособности государства ряд проявлений наемничества рассматривается в уголовном законодательстве Бельгии, Дании, Франции, ФРГ, Швеции. В УК Бельгии, Дании, ФРГ, Швеции таким преступлением признается вербовка лица для иностранной службы без разграничения вербовки наемника или добровольца. Причем вербовка может являться собирательным названием для ряда составов: самой вербовки, а также «побуждения» и «пользования услугами другого лица» с корыстной целью (УК Бельгии); «доставки» вербуемого вербовщику или завербованного лица к месту службы (УК ФРГ) , «склонения» людей «незаконно покинуть страну для того, чтобы поступить на такую службу» (УК Швеции). Как видно, в одной норме содержатся и сам состав вербовки, и соучастие в такой вербовке в виде подстрекательства и пособничества к ней. В отличие от других стран, в УК Франции, принятом в 1992 г., прямо не закрепляется преступность вербовки для иностранной военной службы, а устанавливается ответственность за «набор вооруженных сил без приказа или без разрешения законных властей» (п. 2 ст. 412-7). По логике вещей, данной нормой фактически должны охватываться и случаи противоправной вербовки лиц для создания вооруженных сил. К лицу, осуществляющему вербовку наемников, может применяться ст. 413-, признающая преступлением «подстрекательство военных, относящихся к французским вооруженным силам, к переходу на службу иностранного государства», осуществляемое с целью «нанести ущерб национальной обороне».  По смыслу последней нормы наказуемо подстрекательство к переходу как на военную, так и на гражданскую службу. Как преступления против внешней безопасности государства, т.е. преступления, направленные на подрыв добрососедских отношений с иностранными государствами или нарушение нейтралитета ряд проявлений наемничества представлен в законодательстве Великобритании, Испании, Финляндии и США. В этой группе стран в основном устанавливается ответственность за незаконное поступление на военную службу. Причем последнее также имеет свои составляющие: само поступление на такую службу и побуждение к поступлению на нее (Закон Великобритании о поступлении на военную службу за границей (Акт о службе иностранному государству) 1870 г. ); «не оставление службы в таких вооруженных силах» (УК Финляндии) или состоит из нескольких альтернативных действий: «найм», само «поступление», «записывание» или «прибегание к услугам другого лица» (п. «а» 959 раздела 18 Свода законов США).
     А теперь стоит упомянуть об отличии добровольца от наёмника, он входит в личный состав вооруженных сил государства. При этом, воюющая сторона ответственна за все действия, совершенные лицами из состава ее вооруженных сил. (ст. 3 IV Гаагской конвенции 1907 года.) Добровольцу также может выплачиваться материальное вознаграждение, однако, так как он входит в состав вооруженных сил государства, то оно будет таким же как и у лиц того же ранга. Что же касается схожих положений в правовом статусе наемников и добровольцев, то здесь можно говорить об:
— отсутствии правовой связи с государством, находящимся в конфликте (т.е. гражданство или постоянное проживание на территории государства). Данный критерий является обязательным для наемников, и, в то же время, доброволец может быть гражданином иного государства.
— не наемники, ни добровольцы не направлены государством для выполнения официальных функций, что позволяет их отличить от военных советников. Последние действуют на основании межгосударственных соглашений.
        В наших СМИ почти не слышно о добровольческих формированиях из граждан России, воюющих на стороне бандеровского режима. Но как не покажется это странным и удивительным - такие формирования есть. Автор при написании этого абзаца использовал статью Юрия Туркула « Русские и представители союзных республик на службе СБУ». Он указывает, что наиболее известны два таких формирования; легион "Свобода России" и "Русский добровольческий корпус". Легион Свобода России стал светиться в прессе с апреля 2022 года. Были ролики в Ютубе, очень короткие и снятые не в боевой обстановке. Численность этого подразделения точно неизвестна, по некоторым данным(неофициальным, то есть сами участники этого подразделения на различных конференциях озвучивали цифры) в нём от 500 до 3000 человек (явно завышенная цифра, иначе военкоры давно бы рассказали о боях с этими предателями). В составе легиона состоят бывшие военнослужащие вооружённых сил России, попавшие в плен и изменившие присяге. Утверждается, что есть и офицеры. Но есть и добровольцы с русскими паспортами. Вербовка в легион происходит по всей России и в российских СМИ бывают репортажи о задержании граждан России, которые пытаются попасть на Украину в состав этого легиона. Некоторые конечно добираются, и на просторы интернета и в СМИ Украины выплёскивается вся их ненависть к России и к русским. Хотя многие из них русские. "Русский добровольческий корпус". Об этом подразделении заговорили в августе 2022 года, сформировано из российских добровольцев, воевавших на Украине в составе полка "Азов" и ему подобных формированиях с 2014 года. Пополняется эмигрантами из России с фашиствующими взглядами. Его состав самими "добровольцами" определён в несколько десятков человек и где они воюют, сведений нет. Больше похоже на пиар акцию. Отметились и некоторые граждане Крыма. В 2014 году был создан батальон "Крым", из крымских татар, численностью несколько сотен человек (Мустафа Джемилев, создатель этого батальона, говорил о 10 сотнях человек), из числа уехавших из Крыма после присоединения к России. Командиром был Исса Акаев. Батальон основательно потрепали в 2014 году в Иловайском котле и с тех пор его численность упала до 100 человек. Отметился в боях под Киевом и с тех пор сведений о нём в СМИ нет. Пополнить батальон новыми бойцами крымскими татарами не удалось. Не пошли крымские татары воевать за светлое будущее украинских националистов. Внесли свою лепту в войну на Донбассе и некоторая часть чеченцев, эмигрировавших в своё время В Европу.
В 2014 году на Украине был сформирован батальон имени Джохара Дудаева из чеченцев - эмигрантов. Командовал батальоном Иса Мунаев, его убили в 2015 году на Донбассе (так писали СМИ Украины). Численность по информации СМИ Украины около 200 человек. Батальон в начале СВО мелькал в СМИ, но в настоящее время о нём репортажей не слышно. Ещё одно формирование - батальон имени шейха Мансура. Батальон был создан в октябре 2014 года в Дании. Принимал участие в боях за Широкино в 2014-15 годах. Командиром был Автаев Умхан. Воевал с российской армией под Киевом в 2022 году. В настоящее время батальон воюет на Донбассе. Согласно сообщений нашего министерства обороны несёт потери и немалые. Численность батальона в настоящее время нигде не фигурирует. Кроме перечисленных выше батальонов имени Дудаева и шейха Мансура в составе войск Украины имеются; отдельный батальон особого назначения вооружённых сил Ичкерии и батальон им Гелаева, а также другие формирования и инструктора. Общая численность всех чеченских формирований около 500 человек. Это признают сами чеченцы сформировавшие эти подразделения. Основным деятелем из числа чеченцев, принимавших участие в формировании этих подразделений был Закаев, проживающей в Великобритании.Ну и конечно о наёмниках из бывших союзных республик стоит тоже упомянуть. Хотя их и немного. Самой большой контингент наёмников(и добровольцев), как это не покажется многим странным - это белорусский батальон имени Кастуся Калиновского. Он был создан 25 марта 2022 года. Белорусская оппозиция приложила максимум усилий для вовлечения своих соратников в этот батальон. 21 мая 2022 года госпожа Тихоновская (лидер белорусской оппозиции и человек называющий себя президентом Белоруссии) объявила о сформировании на базе батальона , полка численностью 1500 человек, в который входят два подразделения – "Террор" и "Волот", ещё одно подразделение "Литвин" находится в стадии формирования. Численность полка всегда вызывает сомнение. Командир полка Денис Прохоров (фамилия русская) заявлял, что в его полку им. Кастуся Калиновского служит 400 бойцов. Полк участвовал в боях в Северодонецке, где понёс потери. Заместитель министра внутренних дел Белоруссии Г. Казакевич утверждает, что "в рядах националистических батальонов Украины состоят около 200 белорусских граждан, в основном это так называемые футбольные ультрас и участники протестных акций 2020-го, которые совершили разного рода преступления и смогли скрыться от суда и следствия". Министерстве обороны РФ, по информации которого на стороне ВСУ с февраля было зафиксировано около 250 белорусов. В районе Лисичанска белорусы понесли потери, несколько человек попали в плен. В основном это формирование - пиар акция белорусской оппозиции. В составе ВСУ имеется батальон "Туран" сформирован в ноябре 2022 года из добровольцев азербайджанцев, уйгур, киргизов и казахов. Пиара много, но дел пока особых не слышно. Командиром батальона стал гражданин Киргизии Алмаз Кудабек улу, с 24 февраля воюющий за Украину. Этот человек сообщает, что в "Туране" состоят 350 боевиков. Но где и против кого воюют этот батальон, информации нет. По оценке наших разведчиков, численность этого "батальона" пока около 20 человек. Есть на Украине и ещё одно формирование из бывшей союзной республики - Грузинский легион. Приблизительная численность "Грузинского легиона" в настоящий момент составляет примерно 20–30 человек. Легион никогда не представлял собой отдельную боевую единицу, а входил в состав украинских подразделений. Отличился легион зверским отношением к пленным российским солдатам и офицерам. Но в настоящее время после понесённых потерь на Донбассе, он в основном пиарится в СМИ Украины и стран ЕС. Ещё некоторое количество, но опять же незначительное, воевало не в составе Грузинского легиона, а в других украинских вооружённых формированиях. В СМИ есть упоминание и о молдаванах в составе ВСУ. Они якобы сформировали свой Молдавский легион, численностью около 200 человек, но где этот легион воюет и как воюет, данных нет. Есть наёмники из Прибалтики и других бывших союзных республик, но отдельных формирований они не создали, видимо не очень хотят положить свои жизни за чужое "счастье", хотя трубят об этом на каждом шагу. 
     Нас конечно в первую очередь интересуют россияне, которые разными способами перебрались на Украину и воюют в рядах бандеровцев, против своей страны. Все они конечно предатели, потому что изменили своей стране, своему народу, кто-то поехал воевать на стороне врага и стал настоящим наёмником, кто-то поехал в качестве добровольца по идеологическим соображениям, это уже не влияет на оценку их поступка. Поэтому, если человек воюет против своей страны он уже по определению предатель, и уже не важно в каком качестве или наёмника или добровольца, или уже бойца ВСУ.  Если бы человек поехал воевать в третью с страну, то его ещё можно было назвать или наёмником или добровольцем, но не предателем. Поэтому в нашем понимании тонкая грань, которая существует в таком явлении, как наемничество, легко переходит в откровенное предательство и измену своему Отечеству.


Рецензии