Хотели перемен
Назар Шохин
1986-й год в Союзе прошел явно под знаком триумфального шествия группы «Кино».
Напомним, что многое прогрессивное в обществе в эти годы связывалось с супругой генерального секретаря ЦК КПСС: Раиса Максимовна, как считалось, делала очень многое для привлечения к Перестройке интересных и заметных деятелей московско-ленинградской культуры, которые этому не противились. В их числе, как были уверены в узбекской провинции, был и Виктор Цой.
Нам удалось выяснить, где именно находился в Бухаре очаг «киномании», то есть страстей по группе «Кино». Это была… бухарская обувная фабрика. Место для проявления любви к рок-музыке российской северной столицы, в общем, совсем обычное, если учесть, что в дни советского заката музыкальные вкусы были все еще общесоюзными, а кирзовые сапоги бухарской фабрики носил весь Союз, и инструкции коллективам художественной самодеятельности спускались аж из самой Москвы.
В середине 1980-х в Бухаре по ленинградскому подобию был создан свой рок-клуб, действовал свой «Музыкальный ринг». Постепенно песни «Кино» появились в репертуаре бухарских групп «Моро» и «Имидж»; летом, в разгар каникул, их музыка исполнялась на сцене Зеленого театра парка Кирова. Позже в ритмах Виктора Цоя были сочинены и распевались две собственные песни бухарского «Личного дела».
В далекой южной советской провинции с роком было сравнительно сложно: новое рождалось на почве как противостояния, так и дружбы профессиональной (местного музыкального училища) и кабацкой (ресторана «Интурист») культур.
Бухарский рок сам по себе – явление пограничное, это больше этнорок, а тут на тебе – появился оригинальный Виктор Цой, что называется, со своим минималистичным текстом и восточным лаконизмом. Разве что не принимался у нас проповедовавшийся Цоем культ принципиального одиночки – безработных героев здесь практически не было; спальные районы располагались недалеко от центра – пешком можно было дойти; профтехучилища в культурном отношении были намного слабее московских и ленинградских… И потому цоемания не получила такого широкого распространения, как в союзных городах-миллионниках.
В целом для бухарцев главным бардом все еще оставался Владимир Высоцкий. Виктор Цой только входил в жизненное пространство, а местные корейцы не выделяли себя из общей массы многонационального советского народа, не акцентировали внимание на своих корнях.
В последующие годы симпатии молодежи крутились также вокруг групп «Мираж», «Земляне», «А'Студио», «Сектор Газа», «Ласковый май», «Ногу свело!», «На-на», «Дискотека Авария».
На снимке: общежитие Бухарского технологического института, 1986 (cronobook.com).
Свидетельство о публикации №223070800880