Один день Петруши Даниловича

Короткая лёгкая комедия в стихах.
Действующие лица:
Петруша -  молодой человек, 19 лет, ленивый, с хитрецой, любит поесть.
Анисья Александровна Завескина - мать Петруши, 59 лет,
Настасья, Дуня -  девки в услужении.

Действие происходит в 19 веке в одной из усадеб. На сцене три двери, одна из них ведет в опочивальню молодого барина. Две прислуги ДУНЯ И НАСТАСЬЯ на цыпочках выходят из другой двери, подходят к спальне ПЕТРУШИ, осторожно приоткрывают дверь, пытаются заглянуть.
Дуня. Настасья, глянь, проснулся ли наш барин.
Уж больно долго почивает. Прямо страсть!
Вчерась он на ночь выпил столько квасу,
Готовься чистую перину снова класть.
Настасья. Спит, как младенец в колыбели.
Дуня. Пойди раскрой ему окно.
Может, проснется.
Настасья. Попытаюсь.
Тем более что завтрак был давно.
Заходит в комнату Петруши. Тот спит. Настасья распахивает шторы, окно, свежий воздух наполняет комнату. Петруша спит.
-Живой ли?
Может кочергой проверить?
А ну, как помер! Господи прости!
А, нет, живой.
Не может страсти он к еде умерить.
Обжорство  не прибавит красоты.
Нет, нам женитьбы не дождаться..
Петруша. (Не открывая глаз) О ком бубнишь ты спозаранку?
Обо мне?
Настасья. Да это  вам привиделось с устатку.
Вставайте, барин!
Завтрак на столе.
Уходит. Петруша потягивается, нехотя встает, одевается.
Петруша. Так-с, что на завтрак?
Молочко парное,
Фу, каша! Гренки…
Крем-брюле…
Да я от голоду подохну,
Коли с утра такое на столе!
Нехотя садится за стол, завтракает.
Входит мама ПЕТРУШИ - АНИСЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, барыня. Она не в настроении.
Анисья Александровна. Проснулся, значит.
Наконец-то.
А то уж думала, что как вчера.
Петруша. Ой, маменька моя!
С добрейшим утром!
На улице и впрямь жара.
И именно по этой же причине
Я рано встал и…
Снова лёг в кровать.
Открыл окно, что б свежий воздух в доме,
Потом расслабился и снова увалился спать.
Анисья Александровна. К тебе я не по этому вопросу.
У нас к тебе серьёзный разговор.
Петруша. О чем же?
Ежели о службе,
То не согласен я.
И возраст уж не тот.
Анисья Александровна. Нет, не о ней.
Петруша, Тогда о чем же?
Боюсь предположенья строить я.
Анисья Александровна. Я о женитьбе
Уж  успели
как выйти замуж все подруги и друзья.
И мамы их уж нянчат внуков.
Один ты до сих пор у нас.
Развей наши сомненья, Петя,
Ты разумом давно погас?
Иль болен ты?
Так лекарь рядом.
Тебя излечит быстро он.
Пошлю за ним. Настасья! Дуня!
Петруша. Ваш лекарь редкий пустозвон!
Не нужно мне его ни капли.
Давайте сей отложим разговор.
Анисья Александровна. Нет, Петенька.
И слишком поздно.
Прокудин в гости приглашен.
И, ежели нет повода отсрочки,
Изволь ты к ужину подняться в пять часов.
Он не один придет - с ним будут дочки.
Ждем в пять в столовой. Будь, сынок, готов.
Анисья Александровна уходит. Ошарашенный Петруша задумался.
Петруша. Вот это я попал!
Всё! Кандалы! Остроги!
Я не могу жениться здесь, сейчас.
Мне нужно уносить быстрее ноги!
Куда? Вернут! И оженЯт как раз!
Вот ведь мамаша подмахнула!
Ей внуков крики подавай.
Я тишины хочу, покоя!
Жена и дети? Нет, это не рай!
Что же придумать?
Что за повод
мне от женитьбы увильнуть?
Скажусь им игроком - ну, чем не довод?
Хотя последствия.. Мне нужен новый путь.
Прикинутся хромым? Занудным? Грубым!
Девицы не лелеют страсть любви
К таким опаснейшим фигурам.
Не будут с ними визави.
Все решено!
И выход найден.
Пойду к себе. Попробую как что.
Вот удивится наш сосед Прокудин!
Как я придумал-то смешно!
Петруша убегает вприпрыжку за кулисы репетировать. Звучит бой часов, фоновая музыка. По сцене бегают слуги с яствами, кто-то выносит стол, скатерть, свечи, накрывают на стол. Выходит барыня, которая отдает приказы, периодически посматривая в зеркало на себя.
Анисья Александровна. Дуняша! Все у нас готово?
Ты посмотри.
Дуня. Все на столе.
Анисья Александровна. Так, около пяти.
И гости будут скоро.
Мне таракан привиделся во сне.
К чему, не знаешь?
Дуня. Все пустое.
Не надо верить в эту чушь.
Анисья Александровна. Ну, ладно.
Раз все напускное,
Пойду с Петрушей разберусь.
Барыня уходит. Комната Пети. Он сидит за столом и смотрит на горящую свечу. Входит барыня.
Анисья Александровна. Петруша! Ты готов, я вижу.
Петруша. Отстаньте, маменька.
Анисья Александровна. Да ты  же не в себе!
Петруша. Я всех вас люто ненавижу!
Анисья Александровна. Вот таракан к чему приснился мне.
С чего такие перемены?
Ты все же болен!
Петруша. Нет, здоров.
Не вы ли все затеяли с женитьбой?
Я же сказал я не готов!
Анисья Александровна. Петруша!
Что за демоны вселились?
Совсем недавно был другим!
Не хочешь ты жениться?
Ну и Бог с ним!
Живи хоть до ста лет ты холостым.
Но с папенькой ты говори уж сам уж.
Не буду между вами я встревать.
Но ежели соседские девчонки хотят замуж,
Мы этому не в силах помешать.
Учти, проблемы будут знатны.
Ты опозоришь всю семью.
Петруша. Но, маменька…
Анисья Александровна. Скажу, что ты лежишь в припадке.
И рожу не показывай свою!
Барыня в гневе уходит.

Петруша. Так,
вроде все проходит гладко.
Никто не заподозрит мою ложь.
А если и начнутся беспорядки-
Я болен!
Что с болезного возьмешь.
Дуня. Ой, барин, извините,
Я без стука,
От барыни и барина иду.
Мне велено поставить вам ночную вазу,
Что б было все три дня куда справлять нужду.
Дуня ставит ночной горшок на пол и очень быстро убегает. Слышен звук ключа в замке.
Петруша. Эй, Евдокия!
Дуня!
Дурааа!!
Открой мне дверь!
Ты что не отвечаешь мне?
Эй! Позовите конюха!
Пусть всыплет
Двадцать…
Лучше тридцать ей плетей!
Они там что, меня не слышат? (начинает стучать в дверь)
Маменька! ПапА! Хоть кто-нибудь!
Настасья (из коридора) Пущать не велено!
С сегодняшнего дня вы на диете
Ах, да, и порцию уменьшили чуть-чуть.
Настасья уходит.
Петруша. Ладно.
Вы еще  поплачете.
Я знаю,
что буду делать я сейчас.
Немного я поголодаю.
Умру.
И вот вам весь мой сказ!
Петруша ложиться на кровать в позе трупа.
Раннее утро. Осторожно открывается дверь, и заглядывают Настасья и Дуняша.
Настасья. Думала вчера он двери выбьет
Так тарабанил, прямо жуть!
Дуня. Я сонный чай ему дала.
Вот выпьет.
К утру может исчезнет эта муть.
Настасья. Что за снадобье?
Расскажешь?
Дуня. Да мне его наш конюх ноне дал.
Он меринам в еду подбавил,
Что б ни случился жеребят аврал.
Настасья. Может, подойдем, посмотрим?
Живой ан нет?
Дуня. Сегодня ты смотреть иди.
Настасья (подойдя и прижавши голову к груди Петруши) Матушка родная!
Кажись не бьётся сердце у него в груди!
А все твое лекарство!
Дуня. Что ты! Что ты!
Ты не кричи,
А то нам всем несдобровать.
Давай уйдем,
Как будто не было заботы.
И ляжем потихонечку в кровать.
Девушки уходят.
Проходит два часа. В комнату Петруши входит  Анисья Александровна
Анисья Александровна Странно. Спит еще.
Вставай, засоня!
Эй! Просыпайся!
Что за колдовство?
Вчера здоров был…
Настя! Дуня!
Да разбудите вы его!
Девушки пытаются разбудить Петрушу. Тот не подает признаков жизни.
Анисья Александровна. Ну, что же вы! За лекарем! Скорее!
Настасья, принеси мне таз с водой!
Петруша! Мальчик мой!
Да как же так!
Быстрее!
Петруша ( открывает глаза. как ни в чем ни бывало) Маман..
Я пошутил..
Анисья Александровна Ну..это перебор!
Анисья Александровна падает в  обморок. Петруша вскакивает и пытается привести в чувство мать. В комнату вбегают Дуня и Настасья.
Петруша. Вчера я не готов жениться, а сегодня
Готов жениться хоть на Дьявольской вдове.
Вы только больше не шутите-
Не падайте вы в обморок при мне.
АНИСЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА. снова падает в обморок.

занавес.


Рецензии