Магазин Байкал

В 70-е, 80-е и 90-е годы мне пришлось довольно часто летать в командировки в Москву из Новосибирска. И неоднократно я останавливался в гостинице Академии наук СССР на Октябрьской площади в начале Ленинского проспекта. В те годы мы всегда старались что-то привезти из столицы домой: конфеты, апельсины, какие-то другие продукты. Всегда хотелось как-то порадовать гостинцами родных. Потом стали привозить «Фанту» и «Пепси-колу». Эти напитки начали разливать в одном из первых в стране заводе «Пепси-колы» около Москвы в симпатичные небольшие бутылочки. Эти бутылочки вместе с содержимым считались важным атрибутом любого праздничного стола. Вот и я каждый раз покупал и привозил домой штук 5-6 таких бутылочек.
Купить такие напитки можно было не везде, но, к счастью, в самом начале Ленинского проспекта был расположен небольшой магазин «Байкал», в котором продавались только различные газированные напитки, в том числе отмеченные мной «Фанта» и «Пепси-кола». Кроме того, там продавались и другие напитки, часть которых также разливалась в эти маленькие симпатичные бутылочки. Среди них были «Байкал», «Саяны» и «Тархун».  В честь первого из них, наверное, и был назван сам магазин.
Я постоянно заходил в этот магазин, чтобы купить пару-тройку «Байкалов» или «Саян», чтобы пить в гостинице, а также взять с собой в Новосибирск несколько бутылочек «Фанты». Всегда эта покупка отнимала максимум минут 15-20.
Технология была простой и совершенно обычной. Нужно было взять при входе специальную плетёную корзину, зайти с ней в торговый зал, положить с полок необходимые бутылочки и пойти к кассе, чтобы оплатить. Очередь, если она и была, двигалась довольно быстро, т.к. кассирша считала очень бойко на счётах, быстро набирала необходимые суммы на кассовом аппарате (вспомним счёты и старые советские кассовые аппараты), покупатель давал деньги, затем нажимала клавишу и…готово. Если необходимо было дать сдачу, то это тоже занимало секунды.
Иногда в торговый зал выходил солидный колоритный мужчина, наверное, директор магазина. С виду, скорее всего грузин, похожий на актёра Баадура Цуладзе, игравшего роль Рашида Рашидовича в фильме «Блондинка за углом», который каждое своё появление обставлял как очень торжественный акт, т.е. появлялся и двигался медленно и торжественно. Взгляд его – это взгляд великого человека, осознающего своё величие. Весь его вид говорил о том, что он тут главный. И не только тут, а ещё вообще главный.
Так вот! Однажды в день отлёта домой я пошёл в «Байкал», чтобы купить, как обычно, несколько бутылочек домой. Время у меня было. Я думал о каких-то своих делах и всё делал почти на автомате. Зайдя в магазин, я увидел небольшую очередь, чтобы взять корзинку для покупок и пройти в торговый зал. Нужно сказать, что такие очереди в советских магазинах самообслуживания были не редкость, т.к. количеством доступных корзинок регулировалось число покупателей в торговом зале, что обеспечивало в нём определённый контроль.
Наконец, минут через десять я получил заветную корзинку, прошёл к полкам с бутылочками напитков и взял то, что мне было нужно. После этого я пошёл к кассе. Но в кассу стояла довольно длинная очередь, что меня вначале никак не насторожило, т.к. по опыту я знал, что кассирша работает очень быстро. Наверное, подумал я, она сдавала деньги инкассаторам и сейчас очередь быстро рассосётся.
Но, не тут то было!
Очередь стояла почти как вкопанная и немного гудела. «В чём дело?» - подумал я и попытался через небольшую толпу посмотреть на кассиршу. И, о чудо, на её месте сидел САМ! Он САМ работал на месте кассирши!!! При этом для него и в этом захватывающем процессе соединилось всё сразу: важность самого процесса, важность самого исполнителя, торжественность любого действа, которое он совершал, его высочайшая ответственность за порученное дело и его полный непрофессионализм. Он сидел как царь на троне, вынужденный заниматься тем, что обычно делает кто-то из слуг, и делающий это что-то, т.к. это всё равно была его «царская» ответственность.
Всё происходило следующим образом. Он брал в руки очередную бутылочку из корзины покупателя. Затем, взглядом «его величества» несколько секунд смотрел на неё, определяя вид напитка. Потом искал его в списке, написанном на листочке, лежавшем перед ним. Далее он глядел на цену и подносил палец к кассовому аппарату. Перед этим он несколько секунд смотрел на конец пальца, потом искал нужную клавишу на аппарате, торжественно нажимал её, смотрел в окошко кассового аппарата, проверяя цифру. После этого он переходил к следующей цифре. И так было с каждой бутылочкой. Счётами, как пережитком прошлого, он, как современный человек, принципиально не пользовался.
Процесс продолжался, казалось, бесконечно! Он был похож, если вспомнить разные исторические фильмы, на процесс вынесения и исполнения приговора сонмом присяжных. И все присяжные были в его одном лице. И прокурор, и адвокат, и судья тоже, да и экзекутор тоже. Очередь всё больше и больше начала роптать.
Наконец кто-то не выдержал и громко сказал, обращаясь к «самодержцу»: «Нельзя ли побыстрее?!».
Ответ был потрясающим. Кто-то посмел ему давать указания?! Он был произнесён спокойно с достоинством, чётко и с хорошим грузинским акцентом:
«А Я НЭ НА СОРЭВНОВАНЫИ !»
Все тут же замолчали. Он, ведь, был абсолютно прав. Задавший вопрос, мне показалось, как-то даже съёжился. Как он мог с таким вопросом и таким тоном обращаться к «великому человеку»? Все тоже притихли.
А я стал спокойно ждать, и всё время смотрел с наслаждением и на это зрелище и получая удовольствие от процесса и от его великого исполнителя.
Этот спектакль одного актёра до сих пор стоит перед моими глазами. И я верю, что вся жизнь, даже в самых мелочах, - это ТЕАТР. Просто смотри.


Рецензии
Пробить чек на кассовом аппарате, наверное, не так уж сложно научиться. А вот знать себе цену и относиться к самому себе как к самому-самому - это не всякому дано.

Борис Текилин   09.07.2023 17:00     Заявить о нарушении