На прогулке

 Мы гуляли по набережной Кирьят-Яма. Прогуливались по променадной дорожке. Мы - это я с Людой и Коля Осипчук с Мариной. Был конец мая. Настояшее тепло пришло в Израиль. Поздновато в этом году. Было темно и душно. Безветренно. Желтые фонари плохо справлялись с нагрузкой, но, несмотря на сумерки променад был заполнен гуляющими людьми. Бегуны и бегуньи разных возрастов, велосипедисты и самокатчики, собаки со своими хозяевами, гуляющие пары и гордые одиночки.            
     Коля с Мариной - это супружеская пара из Днепра, ну, а мы с Людой всю свою жизнь прожили в Петербурге.
     Познакомились мы на  курсах иврита, пять лет назад, когда приехали в Израиль. Хорошее было время: море было теплее, пальмы - экзотичней, а сами мы - моложе и веселее. Наши жены шли впереди нас метров на десять, а мы с Колей и с чишкой Джессикой, которая то бежала, то ехала у меня на руках,, шли сзади и говорили о разных вещах. Не знаю, о чем говорили женщины, мы же с Колей говорили, в основном, о войне в  Украине.    
      В этой войне Россия применила новую боевую тактику. Суть ее была в том, чтобы оставить в покое вражескую армию и уничтожить мирное население. Массированными бомбардиро-вками. Типа, не можем сломать передовую - уничтожим тыл. Украина начала контрнаступление, однако видимых позитивных результатов пока не было и поэтому мы с Колей часто сьезжали с этой нервной темы на другие, более спокойные.
     Коля рассказал, как в 90-е годы он занялся ремонтом машин. До этого он работал на ЮЖМАШЕ, огромном заводе, делавшем тяжёлые ракеты для СССР. Руководил им в то время Леонид Кучма, будущий  второй президент Украины. В начале 90-х завод остановился, чтобы посмотреть на реформы, которые проводили страны бывшего СССР.
     "Ракеты никому уже не были нужны - расска-зывал Коля. - Перебивались мы случайными заработками, которые находило для нас начальство, чтобы хоть как-то сохранить коллектив. Часто сидели без зарплаты. Начал я присматриваться к автомастерским поблизости. И вот одна из них мне приглянулась.
     Поговорил с ее хозяином. Спросил он меня, где я работал, ремонтировал ли когда-нибудь машины? - Свою "копейку" - говорю - разбирал до коробки передач.  Он мне говорит - ну, давай, приходи, поработаешь месяц, а там посмотрим. Можешь завтра выйти? Я говорю - нет, завтра не могу, надо сначала на работе отпуск за свой счёт оформить, Тогда это легко делалось. Договорились, что начну у них работать послезавтра.
     На следующий день отнес я на работу заявление и выхожу на новое место, как условились. Одежду кой-какую с собой принес. У них на складе валялась неисправная коробка передач от Нивы, и дали мне задание поставить ей диагноз. Отгородили в цеху место - давай занимайся. Перетащил я туда эту коробку, слил масло и начал потихонечку разбирать. Не торопясь разбираю, проверяю все передачи, осматриваю каждую деталь и составляю список, что нужно заменить. Через пару дней отдаю этот список хозяину, а еще через день он привозит мне все заказанное. Неделю я провозился, перебрал всю коробку, все передачи работают, все переключается, залил масло. Дали мне человека, установили мы ее на машину, смонтировали, проверили - все работает плавно, без заеданий. Завел я машину, вывел из гаража и отдал ключи начальнику. Он говорит - завтра проверю. Прихожу я на следующий день на работу, а его уже нет - уехал на Ниве. Жду, нервничаю, конечно. Час проходит, другой - нет его. Через три часа приезжает. Вылезает из машины. Ну - говорит - приноси документы, оформляйся. Ты у нас работаешь. Я говорю - так мне еще три недели  осталось. - Ничего не надо - говорит - ты принят. Я на следующий день с заявлением на завод. Начальник цеха за голову схватился, но, подписал. Говорит - надумаешь возвращаться, возьмем без разговоров.
      И стал я в этом сервисе работать. Всю механику освоил, по всем машинам, а по коробкам я только один там и был.
      Проработал я так 2 года, деньги уже другие получал.
      Дальше Коля рассказал, что скопил он некую сумму и открыл собственный автосервис. Все сделал сам, с нуля. Нарисовал план, эскиз, нашел место, нанял строителей, но, когда подвели его строение под крышу, кончились деньги. Случился тогда в Украине обвал, подобный нашему "черному вторнику". Гривна упала по отношению к доллару вдвое и цены на стройматериалы рванули вверх.
      Пошел Коля, для оздоровления финансов, опять батрачить в чужой сервис. Зато, когда отстроил свой, получился тот, как конфетка - два подьемника, эстакада по второму этажу, вода, воздух, зона отдыха. Показывал мне фотографии. Впечатляет. Сейчас там его сын управляется.
     А Коля в Израиль  перебрался и здесь тоже не бездельничает. Мне всегда, - говорит - надо что-то делать. - Надо, чтобы руки были заняты. Оборудовал он себе в квартире уголок, тиски, инструмент и всегда что-то мастерит. Нашел как-то на улице разбитую и обшарпанную гитару - без струн, деки пузырями, только гриф в исправном состоянии - и загорелся ее восстановить. Сделал специальные зажимы, штук 20, по какой-то специальной технологии вымочил и высушил эти деки, закрепил зажимами на чем-то ровном, все выровнял, покрыл лаком  и теперь имеет прекрасную гитару, третью, кстати, в своей коллекции и с самым громким звуком.
     Слушай - говорю я ему - ты мне одного человека напоми-наешь. Был у меня такой рабочий, Толя Зайцев. Типаж примерно твой. Высокий, худой и жилистый. Только нос подлинее и немного обвислый.
       Все мне делал. Валки обрезиненные сделал, ванны разные, вертушки для трубки, столики. Заказал я как-то два бака из нержавейки, один на три куба, другой на полтора. Мы в них трубку полиэтиленовую собирались вываривать. Так Толя их полностью оснастил - нагреватели, сливные краны, воздух, кассеты из нержавейки сварил, поворотную кран-балку на 0,25 тс между ними смонтировал. Все сам сделал, я только цепную таль купил. Тележку грузовую, очень удобную, сделал, колеса крутятся в разные стороны, два уровня.
       В общем, помогал мне капитально. У меня как-то шнек сломался на экструдере, длиной под два метра, нагрузки страшные.  Надо или к специалистам везти, или новый заказывать. Так он его на швеллере по уровню выровнял, струбцинами зажал и заварил. И работал потом этот шнек года два, пока его кто-то снова по дурости не сломал. Но, тут уже я был ученый и заварил его сам. Главное, что Толя нам проблему снял. Мы этих поломок очень боялись. И с ремонтом проблемы, и достать негде.
     Однажды купил я на Невском заводе списанный экструдер с 45-миллиметровым шнеком для полиэтиленовой пленки. Бэушный, старый, весь в нитях полиэтилена, пыльный и грязный. За 2000 долларов. Привез его к себе на завод и стал думать, как его поднять на 4-й этаж. Он весил около тонны, а подьемник у нас был на 250 килограммов. Так Толя разобрал его на части, поднял, редуктор весь перебрал, систему смазки в нем продул, все вычистил, смазал и обратно собрал. Двигатель старый мы выкинули, а купили новый мотор-редуктор на 22 киловатта. Все это он приладил и заработала у нас вторая экструзионная линия.
       А вообще - говорю - у меня такое впечатление сложилось, что в России хороших специалистов от общего числа работников - максимум 20 про-центов, а то и меньше. У меня в крановой мастерской работало десять человек, и только двоим я мог поручить любую работу. Электрику Гузею Виктору Павловичу и слесарю Коле Матвееву. Так же и в ремонтых цехах, и в сборочных, выпускающих конечную продукцию. Бригад сборщиков, было, допустим, десять, а половину плана вытягивали  две. И спасали весь завод. Правда, у них и заработки были профессорские - до пятисот рублей.
       Я  знал, конечно, неплохих рабочих. У Толи на Кировском, в цеху работал токарь Паша, совершенно безотказный человек, излишне совестливый, точивший мне калибры и бравший за это почти символические деньги, наотрез отказываясь от нормальной цены. У него был один недостаток - пьянство. Он сильно запивал. Потом он уволился, перешел в какой-то трамвайный парк, где я иногда навещал его по каким-то своим делам. Потом он опять уволился и исчез.
      Был там еще фрезеровщик Сашка. Мастер своего дела, балагур и весельчак. Кое-что мне делал. Любил выпить и деньги. Как многие из нас.
       Мне вспомнился связанный с ним эпизод, о котором мне рассказал Толя. Был как-то у них в цехе длинный "простой" и, как это часто бывает, рабочие одного из своих послали в магазин за выпивкой. А Толя, надо сказать, вообще не пил. Был непьющий. И решил он в это время заняться ремонтом одного насоса с очистных, о чем его давно просили местные рабочие. Времени всегда не хватало, а тут - "простой". Снял он этот насос и привез в цех, когда там уже шла пьянка. Сидит, разбирается и тут подходит к нему этот фрезеровщик Сашка и говорит - Толя, завязывай с работой, пойдём, выпьем с ребятами. Толя, конечно, отказывается. А что ты делаешь? - спрашивает Сашка.  - Да вот, на очистных ребята давно просили насос посмотреть - отвечает Толя.  Ты сделаешь - говорит Сашка - а, мы сломаем.
       И так несколько раз - вспоминал Толя. Уйдет, выпьет, потом подойдет, посмотрит, как я работаю и говорит - ты сделаешь, а, мы сломаем.
      На море совсем стемнело. Людей стало меньше, цикады запели громче. Мы повернули  к дому и, словно приневоленные, вернулись к украинской теме. В эти дни, в преддверие украинского контрнаступления Россия усиленно атаковала ракетами и шахедами украинские города. Била по больницам, жилым домам, рынкам и вокзалам. Разрушила плотину Каховского водохранилища и поднявшаяся днепровская вода затопила десятки городов и громад. Погибло много людей и бесчисленное количество животных - и домашних, и диких. Все это было настолько бессмысленно, жестоко и мерзко, что не поддавалось никакому рациональному обьяснению.
      И вспомнился мне почему-то неплохой когда-то парень Сашка, весельчак и балагур, который сказал тогда Толе - ты сделаешь  - а, мы сломаем. И многое сейчас происходит точно так - одни делают, а другие ломают. Пока ломают. Пока.


Рецензии