22 июня. История одного выступления
Именно в этот день меня попросили выступить в госпитале перед ранеными, доставленными с полей СВО. Параллели с Великой Отечественной – налицо. Исходя из этого я и построила свою концертную программу. Итак, поехали!..
Как правило, я начинаю свои выступления с песни, стихи которой были написаны ещё в 1980 году. Она так и называется: «Возвращение домой». Этой песней я поздравляла ребят с возвращением в родные пенаты, пусть даже и не все из них были родом из Рязани.
Здравствуй, край берёзовый,
Листьев позолото,
Стройный подберёзовик,
С ряскою болото!
В эту хмурь осеннюю
Рада встречи с вами,
С томиком Есенина –
Ранними стихами,–
Что под образами
Солнечного цвета!
Прав поэт: Рязани-
Края лучше нету!
И хотя песня «осенняя», но она и летом настраивает на лирический лад, а это важно, ведь если вспомнить песни военных лет, то большинство из них – лирические, задушевные, несмотря на суровость военных будней.
Ну и, конечно, уже по православной традиции, все дела начинаются с молитвы. Концерт – не исключение, и несколько молитв на мою музыку сегодня обязательно должны прозвучать.
Одна из них – «В минуту жизни трудную» – на стихи любимого мной поэта М. Ю. Лермонтова. Следует вспомнить, что кроме того, что Лермонтов в свои 27 лет был уже признанным писателем и поэтом, он всё-таки, в первую очередь был офицером русской армии и участвовал в боевых действиях на Кавказе. Мало того, проявляя чудеса храбрости в бою, Лермонтов командовал отрядом таких же бесстрашных казаков, который сегодня можно было бы назвать «спецназом»!
У Лермонтова три знаменитых молитвы, на каждую из которых у меня написана музыка. А именно эта посвящена молитве «Богородица Дева, радуйся»:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души, как бремя, скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
По исключительным дарованиям, которые проявились ещё в детстве, Лермонтова можно сравнить лишь с Моцартом. Будучи офицером, Лермонтов успел за свою короткую жизнь – а прожил он всего 27 лет! – создать незабываемые шедевры в драматургии, прозе и поэзии. Кроме того, он достиг значительных высот и в живописи, первым из художников изобразив красоты Кавказа. А его графические рисунки просто вызывают восхищение!
Михаилу Лермонтову мы должны быть благодарны за то, что он сохранил для нас в чистоте живой русский язык, продолжив пушкинские традиции русского слова в то время, когда светское общество говорило на французском языке, а родной язык презирало.
Любовь к русскому языку привил Лермонтову учитель русской словесности Московского пансиона, где учился будущий поэт, Александр Иванович Раич. Он же поощрял и направлял занятие стихосложением молодого поэта. Надо сказать, что Раич был воспитателем и другого великого русского поэта Ф.И. Тютчева, который в своей общественной деятельности продолжил борьбу за чистоту и сохранность русского языка, надолго пережив Лермонтова.
Услышав как-то на Кавказе колыбельную, которую пела казачка, Лермонтов сделал литературную обработку текста. Так появилась «Казачья колыбельная», рассказывающая о жизненном пути казака, которого с раннего детства готовили быть защитником Отечества.
Есть воспоминания, что Лермонтов сам пел эту колыбельную, аккомпанируя себе на фортепиано, но мелодию затерялась. Я написала свою музыкальную версию. Так в моём репертуаре появилась ещё одна песня на стихи Михаила Юрьевича.
Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю…
По камням струится Терек, плещет мутный вал;
Злой чечен ползёт на берег, точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин, закалён в бою:
Спи, малютка, будь спокоен, баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время, бранное житьё;
Смело вденешь ногу в стремя и возьмёшь ружьё.
Я седельце боевое шёлком разошью...
Спи, дитя моё родное, баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду и казак душой.
Провожать тебя я выйду – тТы махнёшь рукой...
Сколько горьких слёз украдкой я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко, баюшки-баю.
Стану я тоской томиться, безутешно ждать;
Стану целый день молиться, по ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь ты в чужом краю...
Спи, пока забот не знаешь, баюшки-баю.
Дам тебе я на дорогу образок святой:
Ты его, моляся Богу, ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный, помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю.
Если вспомнить историю нашей страны, то большая её часть состоит из постоянных военных конфликтов. Поэтому русским мужчинам по жизни приходилось быть ратниками, чтобы отстаивать свою родину – Святую Русь – от захватчиков. Ведь враги, как вороны, слетались со всех сторон, желая захватить наши земли. По этому поводу у меня родилось четверостишие:
Тучи чёрные небо застили.
Распростёрлось над миром ненастие,
Покатилося во все стороны,
А со всех сторон – чёрны вороны…
Оно-то и стало эпиграфом к песне на стихи А.С.Пушкина, которые я могла бы назвать самыми антимилитаристскими…
Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
- Ворон, где б нам пообедать?
Как бы нам о том проведать?
Ворон ворону в ответ:
- Знаю, будет нам обед:
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.
Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая…
Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждёт милого,
Не убитого, живого.
И ещё об одной молитве хотелось бы рассказать. Её автор, наш современник Александр Скопинов, рассуждает о значении Святой Руси для каждого русского человека.
Отче, воскреси Святую Русь!
Всю по кусочкам собери,
Любовью, радостью наполни
И всех врагов Руси прости!
Их нападения лихие,
И замыслов коварный план,
И нашу злобу и гордыню
Ты помоги увидеть нам!
Пусть страх развеется, как пепел,
И боль уйдёт, и скорбь уйдёт,
Задует тёплый нежный ветер
И сердце снова оживёт.
Отче, воскреси Святую Русь!
И образы святой Руси
Ты в нашем сердце оживи,
Чтоб возродилась в нас любовь
И исцелилась наша кровь,
И чтобы русская душа
Любовь и силу обрела;
Чтоб витязи Святой Руси
Всю Землю-Матушку спасли;
Чтоб поняли все силы зла,
Что Русь Святая вновь жива!
Отче, воскреси Святую Русь!
Сегодня – 22 июня. И время возвращает нас в 1941 год. В этот день у моей мамы был выпускной вечер в школе. Казалось, ничто не могло омрачить новый этап в жизни бывших школьников. Но на утро большинство одноклассников пришли в военкомат записаться добровольцами, чтобы идти на фронт начавшейся войны. Не все из них вернулись живыми домой…
Мама, прошедшая к тому времени курсы медсестёр, всю войну работала в госпитале для раненых, а во время налётов вражеской авиации тушила сброшенные зажигалки на крышах домов. А вот как описал начало войны школьник Иван Рыжов из города Орёл:
Ночь, луна высоко, замер воздух, тишь.
Не шуршит осока, не шипит камыш.
Не качнутся ветки в этой сизой мгле,
Не промчится ветер по сырой земле.
Робко, осторожно сквозь разрывы туч
Падал прямо в омут тонкий лунный луч.
Но светил не долго: смерклись небеса,
Вихрем над землёю пронеслась гроза.
Заскрипели сучья, ветер застонал.
Омут чёрно-синим, непроглядным стал.
В панике природа: знает лишь она,
Что вчера под утро началась война.
Это стихотворение вошло в композицию из трёх песен, которые можно рассматривать как историю прошедшей войны: её начало, защиту наших рубежей и победу. Заключительная часть также на стихи Вани Рыжова.
Мы все в строю за Русь благословенную
И славы предков мы не посрамим.
Мы все гордимся формою военною
И честь страны все вместе отстоим…
Центральное место в триптихе занимает марш "Время выбрало нас" на стихи рязанского автора Валерия Крючкова. С Валерием Николаевичем меня связывает давняя дружба. В 2002 году, когда мы с ним работали в Областной региональной детской общественной организации «Православные витязи». Тогда же за свои стихи он стал победителем Всероссийского конкурса творческих работ преподавателей и был награждён знаком «Святой Татианы» степени «Наставник молодёжи» организаторами конкурса - Советом ректоров Санкт-Петербурга. А наш марш стал гимном организации «Православные витязи».
В клубе авторской песни «Ваганты», которым я руковожу, был издан сборник стихов и песен Валерия Крючкова «Я – русский». Многие песни из этого сборника мы разучили с мальчишками этой организации, где я учила их играть на гитаре, а Валерий Николаевич – рукопашному бою. Организовав Системы Активной Обороны «Стрела», Валерий Николаевич сейчас является тренером одноимённого спортклуба, ведет свой сайт.
Практике «русского стиля» рукопашного боя(системы Кадочникова)он посвятил многие годы своей жизни, став инструктором не только для молодёжи, которая готовится к службе в армии, но и для сотрудников спецподразделений. Обаятельный и готовый всегда прийти на помощь, Валерий Николаевич и песни пишет такие, которые поддерживают в трудную минуту: полные веры, надежды и любви, они согревают в жизненной непогоде. Среди них есть песни о войне и воинах, которые трогают за душу. Вот одна из них.
В грозовые войны раскаты
Уходили на смерть ребята:
Покидали птенцы своё гнездо.
Уходили от парт и книжек
Сотни русских солдат-мальчишек.
Кто-то скажет: «Не повезло…»
Всем придётся хлебнуть им горя
И не каждый вернётся с поля:
Всё теснее смыкаются ряды.
Жёсткий взгляд и палец на спуске,
Страх зубами зажат до хруста:
Господи, спаси и сохрани!
Видно доля у нас такая
Быть всегда на переднем крае,
Но мы – русские и с нами Бог.
Всё пройдём – и не то терпели.
Отметут и по нам метели,
Но не замести им домой дорог.
Мы зубами вырвем победу,
Как её вырывали деды.
Славься, Русь! Да нас не позабудь.
Тех, кто жизнь не жалел ради жизни,
Кто во славу твою, Отчизна,
Доблестный и скорбный выбрал путь.
Припев: Ты главное, дождись дождись.
Льют свинцовые дожди.
И если скажут, что убит – не верь.
Ты жди и я открою дверь.
Сквозь пламя и свинец пройду,
И не застанет смерть меня в аду.
Сквозь боль и сквозь беду прорвусь.
Ты жди меня и я – вернусь…
Можно сказать, что песни Валерия Крючкова открыли мне дорогу в авторскую песню: именно с его песнями я впервые вышла в Санкт-Петербурге на свой первый, Александро-Невский фестиваль православно-патриотической авторской песни, где стала лауреатом. Тогда у меня ещё не было своих песен, и песни Валерия Николаевича помогли мне состояться как исполнителю на большой сцене. Осознание значимости этого приходит только теперь, когда я уже стала лауреатом более 50 музыкально-литературных фестивалей, пройдя большой творческий путь.
В моих песнях, которых теперь у меня уже не менее 500, я часто использую фрагменты мелодий популярных песен в качестве вступления или заставки. Так, в песне «Возвращение домой» это «Под окошком месяц» на стихи С. Есенина, в песне «Началась война» – «Вставай страна огромная». А вот в третьей части композиции о войне – это марш «Прощание славянки», автором которого является мой земляк, композитор Василий Агапкин.
Осенью прошлого года мне посчастливилось побывать на его родине в д. Шанчерово Михайловского района Рязанской области, где ему установлен памятник, и принять участие в праздничном концерте по случаю 110-летия написания знаменитого марша. Вряд ли найдётся сегодня человек, который не слышал этого марша. О нём моё четверостишие из песни «Родная Рязань»:
Бравый марш оркестр военный заиграл.
Встали «Смирно!» рядовой и генерал.
Славным символом России
Стал Агапкин наш Василий,
Что «Прощание славянки» написал…
И фрагмент мелодии марша как нельзя кстати подошёл для третьей части композиции о войне под названием «Вечная память»:
Сиянье вечного огня,
Как эхо дней давно прошедших,
Приносит образы людей,
С былой войны давно ушедших,
Ушедших, жизнь свою отдав
За мир, покой своей Отчизны,
Не ожидая громких фраз
И похвалы во время тризны.
Своим уходом ведь смогли
Они приблизить День Победы –
Об этом память сохраним.
Поклон вам низкий, наши деды!
Мой отец, ветеран ВОВ, гвардии подполковник дальней авиации, окончивший войну штурманом полка, а после войны преподававший в Академии им. Н. Е. Жуковского в Москве, о первых днях войны оставил воспоминания:
«В полку состоялся митинг, на котором мы гневно осудили вероломное нападение гитлеровцев на священные рубежи нашей Родины и выразили единодушное желание добиться отправки полка на фронт.
В конце июня из штаба округа поступило распоряжение перебазировать полк в город Калинин с последующей отправкой на фронт в действующее соединение.
Такое известие нас обрадовало. Но нас одновременно и озадачило то обстоятельство, что мы должны следовать к месту назначения не воздушным путём, а поездом вместе со штабом полка. Самолёты приказано было разобрать, погрузить на железнодорожные платформы и в сопровождении технического состава отправить в Калинин.
Чем было вызвано такое решение командования, нам не было известно. Думалось, может, считают лётный состав полка неподготовленным к такому сложному перелёту? Или направляемся железнодорожным транспортом ради экономии горючего?
– Долетались, авиаторы! Обрезали нам крылышки! Пешим этапом – на фронт! Какой позор! – начали распространяться среди лётного состава едкие остроты.
Конечно, нам хотелось следовать воздушным эшелоном, так как, во-первых, сохранялся выигрыш во времени, и, во-вторых, полёт на длительное расстояние с посадкой на промежуточных аэродромах являлся бы дополнительной тренировкой для лётного состава. Одновременно мы сознавали, что раз поступил приказ, его нужно безоговорочно выполнять: приказ обсуждению не подлежит.
Для быстрейшей разборки самолётов, весь личный состав полка был мобилизован на круглосуточную работу. На стоянках самолётов установили прожекторы для работы в ночное время. Когда уже были разобраны и погружены на платформы пятнадцать самолётов, неожиданно поступило распоряжение из штаба округа прекратить дальнейшую разборку, собрать разобранные самолёты и доложить о готовности к вылету воздушным путем.
Наконец-то мы, авиаторы, обрели крылья: как подобает, в полной боевой готовности можем лететь на фронт! Маршрут полёта нам был задан: Черногорск-Новосибирск-Омск-Свердловск-Казань-Калинин. Такого длительного перелёта нам ещё не приходилось совершать! Это обязывало нас тщательно к нему готовиться, быть внимательными во время полёта, использовать всё своё умение и опыт для его успешного выполнения…
За время перелёта полк имел потерю двух самолётов без человеческих жертв. По заключению инженерно-технического состава полка, вынужденные посадки двух самолётов произошли из-за отказов моторов по вине технического состава вследствие недостаточного контроля за их исправностью».
Отец очень любил песни военных лет, а также песни о войне из кинофильмов. Одни из самых любимых, конечно же, песни о лётчиках: «Пора в путь дорогу», «Туман, туман». Обладая приятным голосом, он любил их петь, когда родственники собирались на праздники за столом. Мне тоже нравятся многие песни военных лет. В клубе авторской песни «Ваганты», которым я руковожу, мы собрали такие песни с аккордами для гитары в два сборника под названием «В землянке» и «Сыновья уходят в бой». Эти песни мы часто исполняли на концертах.
Однажды ученик принёс мне фронтовую газету военных лет, где была напечатана заметка о подвиге его прадеда Сергея Чернобровкина. К заметке прилагалось стихотворение. Я захотела написать на него мелодию. Так появилась моя первая песня на военную тему.
По дорогам войны шли Отчизны сыны –
Боевой батальон удальцов.
Как всегда впереди со звездой на груди
Вёл Сергей Чернобровкин бойцов.
Он ведёт их вперёд, с ними песню поёт:
– Мы клянёмся, родная страна,
Что с врагами в бою за свободу свою
Отдадим свои жизни сполна…
Бой неравный настал, враг зверел, наседал,
Грудь героя осколок пробил.
Эта чёрная весть всех взывала на месть:
Каждый грозным в сражении был.
Хлынул яростный гнев, дрогнул враг, ослабев:
От расплаты ему не уйти!..
Ты погиб, наш герой, мы, прощаясь с тобой,
Поклялись за тебя отомстить.
По дорогам войны шли Отчизны сыны –
Боевой батальон удальцов…
Подвиг твой не умрёт, так к победе – вперёд! –
Вновь веди, Чернобровкин, бойцов!
Впоследствии мной были написаны другие песни военной тематики на стихи разных авторов, которые вошли в диск «Весна, весна…» Увидел свет нотный сборник «Солдатская шинель» с этими песнями, которых теперь уже 24. Кто знает, может, когда-нибудь и они станут популярными в народе? Дай Бог!
Интересна история песни «Солдатская шинель». На одном из моих творческих вечеров ко мне подошёл зритель и предложил написать песню на стихи его мамы, участницы Великой Отечественной войны. Её уже не было в живых, но осталось стихотворение. И он протянул мне листок, оставив свои координаты. Но самое интересное было в том, что автор стихотворения, Клавдия Ивановна Майбаум, была немка по национальности. Во время войны она воевала против фашистов. И тепло русской солдатской шинели смогла пронести через всю жизнь…
Ты была мне выдана когда-то
Временем, Отчизной и судьбой.
Дым костров и тяжкий труд солдата
Неразлучно связаны с тобой.
Сколько было пепла и металла,
Сколько отвоевано земель.
Ты в себя мороз и зной впитала,
Верная солдатская шинель.
Никогда мне не забыть об этом…
Скромная, но полная тепла,
Может быть, своим защитным цветом
Ты меня от смерти сберегла.
Мной было дописано недостающее по композиции четверостишие к этой песне с таким текстом:
До сих пор шинель свою я свято,
Как икону, бережно храню.
Для любого русского солдата
Ты опора в жизни и в бою.
Никогда мне не забыть об этом…
Скромная, но полная тепла,
Знаю, что своим защитным цветом
Ты меня от смерти сберегла.
Автор стихов верила, что её на войне спасала шинель. Конечно, это художественный образ. Ведь спасает Господь Бог. Много есть тому свидетельств. Об этом моё стихотворение «Во спасение», ставшее песней, которая в 16 строчках вместила в себя всё богословие. Здесь «свет одинокой звезды» олицетворяет Иисуса Христа и может соответствовать поговорке «И один в поле воин, если ладно скроен».
…У молитвы горяч слог.
Отступает ночи мрак.
Во спасенье нам Бог.
И да будет вовек так!
В своё время меня зацепила песня Юрия Визбора «Воспоминание о пехоте». Когда я услышала её в первый раз, мне сразу захотелось её разучить. Вообще мне очень нравятся многие песни этого автора. Более того, Юрий Иосифович является ещё и одним из основоположников авторской песни, поэтому каждый участник нашего клуба авторской песни должен был разучить его песни в обязательном порядке. И первый свой фестиваль в клубе, посвящённый 50-летию авторской песни, мы назвали его именем. А эпиграфом взяли слова Визбора «И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души…» И песни о войне у него – особенные.
Нас везут в медсанбат, двух почти что калек,
Выполнявших приказ не совсем осторожно.
Я намерен ещё протянуть пару лет,
Если это, конечно, в природе возможно…
Мой товарищ лежит, матеря шепотком
Агрессивные страны, нейтральные тоже.
Я ж на чутких врачей уповаю тайком,
Если это, конечно, в природе возможно.
Перед нами в снегах лесотундра лежит.
Медицинская лошадь бредёт осторожно.
Я надеюсь ещё на счастливую жизнь,
Если это, конечно, в природе возможно.
Так и еду я к вам в этих грустных санях.
Что же вас попросить, чтоб вам было не сложно?
Я хочу, чтобы вы не забыли меня,
Если это, конечно, в природе возможно.
Не могу не сказать о ещё одной песни, которую я всегда с удовольствием исполняю. Это «Песня о земле» Владимира Высоцкого. Глубоко уважаю этого автора и актёра. Он, как и Юрий Визбор, умел проникать в самые сокровенные уголки души своих героев.
Родная сестра моей бабушки, Елизавета Васильевна Чечнева, прошла всю войну врачом полевого госпиталя, повидала много людского горя. И когда она услышала в записи песни о войне Высоцкого, сразу захотела приобрести его пластинки, что было тогда большим дефицитом. Но она никак не могла поверить, что их автор – молодой человек: настолько они были реалистичны.
Кто сказал: "Все сгорело дотла"?
Больше в землю не бросите семя.
Кто сказал, что земля умерла?
Нет, она затаилась на время…
Очень нравится мне песня Владимира Мазура «Кто сказал, что Высоцкий не дожил». Да, много мог бы Владимир Семёнович о нас сказать, если бы не ушёл из жизни в 1980-м году…
…Он с годами нам будет дороже –
Голос правды с родной хрипотой.
Кто сказал, что Высоцкий не дожил?
С его песней ходили мы в бой!..
Военная история страны уходит в далёкое прошлое. Стоит лишь вспомнить три ратных поля, о которых знает, надеюсь каждый русский. Это Поле Куликово, Бородинское поле и Прохоровское поле. Три разные эпохи и три примера героической защиты Родины. Мне повелось посетить эти памятные для каждого жителя страны места. А о поле Куликовом даже написала две песни.
Одна – на знаменитые стихи А. Блока («И вечный бой! Покой нам только снится…»), а вторая – на стихи Николая Алексеевича Мельникова – поэта, актёра, режиссёра, организатора кинофестиваля «Золотой витязь», по сценарию которого был снят фильм о псковских десантниках «Русская жертва». Член Союза писателей России, он является автором хрестоматийной поэмы «Русский Крест». Кстати, по этой поэме недавно был снят художественный фильм, который в мае 2023 года вышел на экраны страны. Посмотрите, не пожалеете…
Прожив всего 40 лет, Николай Мельников, согласно завещанию, был похоронен на кладбище родного села Лысые Брянской области, что на местном наречии значит «лисьи»: здесь всегда водилось много лис! Село это интересно тем, что находится на стыке трёх государств – России, Украины и Белоруссии, – как бы подтверждая единение этих славянских народов. Я побывала в этом селе, познакомилась с сестрой Николая, которая подарила мне его книгу с дарственной надписью. А на кладбище, недалеко от его могилы, мне показали берёзу, ветви которой выросли в форме креста. Случайно ли?..
Эти строки, написанные о нашей истории, актуальны и сегодня. Когда я исполняю эту песню, то мне представляются десантники, марширующие под неё на параде:
Высока ковыль-трава поля Куликова –
Будто нам для вечных снов выстелен ковёр…
Покидая отчий дом, мы давали слово:
Лучше встретить смерть в бою, чем нести позор.
Наша слабость, наша рознь в прошлом остаётся,
Путь раздоров и обид мы прошли сполна!..
Упаси нас впредь, Господь, меж собой бороться,
Коли Родина одна нам навек дана.
Пусть поможет острый меч да скакун крылатый,
Не скорбите ни о чём в этот светлый час:
С нами Бог, за нами Русь, наше дело свято!
Кто останется в живых, тот помянет нас!
Исчерпалось до конца русское терпенье!
Встанем, братья, в полный рост на земле родной!
Не впервой нам принимать ратное крещенье
И их пепла воскресать тоже не впервой!..
При жизни Николай Мельников написал несколько песен на свои стихи. Сохранились их записи в его исполнении. И поскольку певцов, поэтов и музыкантов часто называют соловьями, то свою песню памяти ушедших из жизни поэтов и бардов я назвала «Соловушко». Она также прозвучала на концерте.
Заиграл Соловушко трелями вдали.
До чего же щедрые нынче соловьи!
Слушать – не наслушаюсь: голос неземной!
Спой ещё, Соловушко, спой, спой!..
Отчего знакомую трель не слышу я?
Неужели кончилась песня соловья?
Вновь веду мелодию следом за тобой,
Только пой, Соловушко, пой, пой!
Если говорить об участии женщин в Великой Отечественной войне, то фраза «У войны – не женское лицо…» давно стала крылатой. Позаимствовав её у автора, я решила развить эту мысль. Основой послужили фотографии военных лет, на которых были засняты женщины во время военных действий: большинство – совсем молоденькие девчата!.. Песню под названием «Журавушки Победы» я посвятила участницам Великой Отечественной войны.
«У войны – не женское лицо…»
Но в глубинах девичьего взгляда
Разглядим мы опытных бойцов,
Вышедших из огненного ада.
В них наивность детская видна,
Озорное удальство на лицах…
Если бы не подлая война,
Все блистали б на балах столицы!
Пролетели годы-журавли,
Пожелтели письма – вести с фронта.
Памятью на сердце залегли
Лица милых девушек на фото…
«У войны – не женское лицо…»
Опыт жизни вам давали беды.
Стали вы мудрее мудрецов,
Юные Журавушки Победы.
Женскую тему продолжила песня на мои стихи в стиле страданий. Она так и называлась «Письмо, или Девичьи страдания». Повествование идёт от лица девушки, которая пишет своему парню в армию, но не получает ответа. Много всяких мыслей проносится у неё в голове по этому поводу, но она верит и ждёт.
Где ты, милый? Отзовись. Жду тебя я, маюсь.
Вот уже в саду сирень распустилась в мае.
А мне нынче без тебя и весна – не дело:
Что-то важное меня з; сердце задело.
Знаю, друг мой, нелегка служба у солдата,
Но в короткий отдых свой вспоминай меня ты.
Может, ты меня забыл? Что ж, не помню зла я:
Просто год уж о тебе ничего не знаю.
Может, где-то у тебя лучше есть подруга?
Но при встрече, знаю я, мы поймём друг друга.
Приезжай, соколик мой, ждать тебя я буду.
И поверь мне, что тебя век я не забуду.
Шуточная песня на стихи рязанского поэта Анатолия Сенина «Как во городе Рязани», всегда находит отклик в сердцах слушателей, тем более, что большинство зрителей в зале – из других городов и весей нашей страны.
Как во городе Рязани
На есенинской земле
С развесёлыми глазами
Полюбилась милка мне.
Я уж к ней и так, и этак…
А она одно: «Отстань,
Никуда я не поеду,
Не покину я Рязань…»
Получилось как уж там уж
Не понять и небесам.
Взять хотел её уж замуж –
Получилось – вышел сам.
На Рязани – дух дерзаний.
Красота – куда ни глянь.
Кто хоть раз бывал в Рязани,
Полюбил навек Рязань.
И скажу вам по секрету,
Хоть объехал я весь свет,
И девчат красивей нету,
И парней красивей нет.
Как хотите понимайте…
Говорю ж я вам в глаза:
- Приезжайте, приезжайте,
Приезжайте к нам в Рязань!..
Рассказывая о войне, нельзя пройти мимо нашего замечательного поэта Сергея Есенина: в годы I мировой войны он был санитаром санитарного поезда, который вывозил раненых с полей сражений. Об этом сохранились его воспоминания и стихи. Одно из них посвящено Великим княжнам Ольге и Татиане Романовым – сёстрам милосердия в военном госпитале Царского Села. Написанное в 1916 году, это стихотворение пророчески предсказывает судьбу царской семьи.
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Берёзки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах...
Всё ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладет печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу!
«Умом Россию не понять…» – утверждает поэт Фёдор Тютчев. Действительно, наша история – это или история войн с захватчиками, или междоусобные войны. Почему бы не жить мирно?.. Как пожелание поэта всем ныне живущим, исполняю песню на стихи Фёдора Ивановича Тютчева:
Живя, умей всё пережить:
Печаль, и радость и тревогу.
Чего желать? О чём тужить?
День пережит – и слава Богу!
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить...
И здесь хочу сказать большое спасибо краеведами Рязани за буклет, который они выпустили в этом году: «Фронтовая Рязань – 1941-1945». На сложенном вчетверо красиво оформленном листе разместилась карта, на которой можно просмотреть всю историю прифронтового города во время Великой Отечественной войны.
И хотя фашисты не входили в наш город, но в городе были построены несколько линий обороны, вырыты окопы (многие из которых сохранились до сих пор), поставлены противотанковые «ежи» и зенитные орудия, оборудованы бомбоубежища. На железнодорожной станции курсировал бронепоезд, а заводы и фабрики выпускали военную продукцию.
Здесь же показаны места бомбардировок вражеской авиации, количество повреждённых объектов и человеческих жертв. В городе работали несколько госпиталей, принимавших не только раненых, но и жителей блокадного Ленинграда. И сегодня одно из памятных мест города – это мемориал воинской славы на Скорбященском кладбище, где покоятся умершие от ран и голода, которых не удалось спасти.
Песней «Родная Рязань» я обычно заканчиваю свои выступления. Слова припева «Рязань, родная Рязань» подпевал весь зал. Недавно были дописаны новые куплеты о героическом прошлом нашего города.
…Расплескалась синева над головой.
В голубом берете – парень удалой!
ВДВ – у нас столица!
Пусть стране спокойно спится:
Крепок славой дух десанта боевой.
На этот раз финальной песней концерта стала песня Михаила Ножкина «Последний бой», которую с энтузиазмом подхватили зрители. Встреча наша началась с песни «Возвращение домой» и закончилась пожеланием скорейшего выздоровления и возвращения к своим семьям. Всё возвращается на круги своя…
Ещё немного, ещё чуть-чуть.
Последний бой – он трудный самый.
А я в Россию, домой хочу:
Я так давно не видел маму…
Свидетельство о публикации №223070901352