Солнечная спичка

Начало здесь:

1 - Скалистая проповедь - http://proza.ru/2023/07/08/683

Солнце чиркнуло как огненно-оранжевая головка спички о стенку панельной коробки дома напротив окна и первым лучом зажгло свечу сердца Николая.  Он вышел из кухни, подошёл к книжному шкафу в гостиной, взял с полки Евангелие и второй том «Слов» Симеона Нового Богослова, чтобы продолжить карабкаться по Скалистой проповеди.

- «Блаженны кроткiе, ибо они наследуютъ землю» (Мф. 5, 5) – и следом глянул, что Симеон говорит об этом в семидесятом слове, - «…блажени кротцыи. И кто можетъ слезить и плакать каждый день, - и оставаться гневливымъ, а не быть кроткимъ и тихимъ? Ибо как пламя огненное погашается водою, такъ гневъ душевный гаснетъ от плача и слезъ; а если кто долгое время пребудетъ в плаче, то раздражительность души приходитъ въ совершенную неподвижность, - и душа тогда уже совсемъ не гневается. Потому всякой долженъ и съ этой стороны осмотреть себя, - истинно ли онъ кротокъ…».

Коля знал, что в душе есть раздражительная, желательная и мыслительная сила. Согласен был и с Плотином, что сознание человека подобно осознающей чувствительности – воспринимающей либо явления внешнего мира, либо плоды бессознательного мышления иной реальности. Такое значение слёз в словах Симеона для следования заповедям блаженства заставило задуматься. Слёзы напомнили Коле что-то вроде стакана тёплой воды утром натощак – как лицо умывает вода, так и желудок словно омывается тёплой водой и подготавливается к пище. Может, слёзы также омывают душу, успокаивая раздражённость и подготавливая сердце к благодати? Ведь об этом же опыт слёз во время молитв перед причастием – ведь Тело и Кровь Христовы совсем иначе принимаешь, если наплачешься всласть во время молитв на утренней службе. Не сладострастие дают эти слёзы, а сладчайшего Иисуса вкушаешь в молитве перед таинством причастия.

«…Истинно кроткий только преступления заповедей Божiих не можетъ сносить ни въ каком человеке; но и при этомъ онъ плачетъ о преступающих сiи заповеди и грешащихъ, и также искренно, какъ бы самъ грешилъ».

Плакать о прегрешениях других также искренне, как бы сам грешил… Коля задумался, - снова и снова в словах Симеона и Златоуста и других святых он встречал эту мысль о переживании происходящего с другими словно с тобой. Это очень созвучно мыслям Семёна Франка и оказавшего на него влияние Плотина о единой мировой душе. Да и где-то в своей душе Коля чувствовал, что люди подобны стаям птиц или рыб, летящим или плывущим словно одним телом – в одно мгновение меняющим направление, словно один мозг дал команду десяткам и сотням и они синхронно повернули в какую-то сторону.

Что происходит с человеком, когда он плачет о прегрешениях других, словно сам согрешил? Не осознаёт ли он эти нити соединяющей его с другими подлинной любви – ведь любовь и единство судьбы нераздельны. И если Господь и есть любовь, то через эти нити связи с другими человек глубже прикасается к божественному, как-бы разлитому между людьми. Не внутри воображаемой личности, а между частицами единой души.

Сегодня Коля пойдёт на причастие, и потому не пьёт воды с утра. Чувствуя жажду, закрывающиеся глаза – хочется ещё немного поспать, он подумал – ну, нет – на скалистом переходе нельзя спать и снова обратился к Евангелию.

- «Блаженны алчущiе и жаждущiе правды, ибо они насытятся» (Mф. 5, 6) – и следом об этом прочитал у Симеона, - «Опять и то пусть испытаетъ о себе, алчет ли он и жаждет правды Божiей. Ибо взыскавшему Бога нельзя не алкать и не жаждать правды, такъ какъ правда есть Богъ, который, как слышишь, именуется солнцем правды. Итакъ алчущiй и жаждущiй правды, алчетъ и жаждетъ Бога, т.-е. Его единого желаетъ и къ Нему единому горитъ любовiю; все же прочее, мiръ и все, что в мiре, вменяетъ в уметы (Фил. 3, 8), - и чести человеческiя и похвалы почитаетъ какъбы пристыженiемъ, не принимая ихъ в умъ, и совсемъ их не чувствуя».

- Дааа, - подумал Коля, - как же это отличается от нашего «прайд парада» нарциссов в соцсетях и на любом общественном мероприятии. Аксиомой стало, что нужно рекламироваться, продвигаться и прочее, прочее… Чего только не делают, как только не преувеличивают и даже лгут ради создания имиджа, повышения узнаваемости, славы и продаж. Мир всё больше бежит от Него, от правды.

И что с этим делать? – спросил себя Коля. В монастырь все жаждущие правды не уйдут, - жить ради детей и общества тоже нужно. Нести правду в мир не только из монастыря, но в школе, офисе, на заводе. На кухне, воспитывая в любви к правде и жизни по совести, а не только кормя детей. Вынимать из их рук гаджеты, чтобы маму, папу и братишек с сёстрами видели, а не улетали всё дальше в мета-вселенную от родных и близких.

Правда… Коля когда-то хотел сделать карьеру в корпорациях, но правду любил больше, чем карьеру. Просто стал хорошим специалистом, работающим по совести и не жалел теперь уже об упущенных возможностях больших денег и власти. Вышел из всех соцсетей, перестал пиариться. Просто продолжал хорошо работать, его «передавали из рук в руки по сарафанному радио» и это позволяло кормить семью и немного помогать другим людям. Правда ли я выбрал правду? – спросил себя Коля. И где-то внутри услышал, что не ответ важен, а дойти сегодня по скале до причастия. И он продолжил.

Продолжение здесь:

Златая цепь - http://proza.ru/2023/01/23/181 


Рецензии