Пушкин и демонизм

Исследование пушкинского демонизма
В 1823 г  Пушкин написал своего Демона
Эту идею демонизма героя он развил в романе Евгений Онегин, когда уже в первой главе Хандра  в мыслях эгоиста Евгения отметил: «когда же черт возьмет тебя» … отсылая нас к Мефистофелю Гете
И к моему Демону самого А.С. Пушкина в Главе Осьмой:
XII.
                Предметом став суждений шумных,
Несносно (согласитесь в том)
Между людей благоразумных
Прослыть притворным чудаком,
Или печальным сумасбродом,
Иль сатаническим уродом,
                Иль даже Демоном моим.
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

*) в некоторых даже академических изданиях пушкинский «мой Демон» волюнтаристски и в рамках канонов вульгарной социологии и партийной идеологии  редакторы ( в частности Благой, Томашевский) препарировали в «мой демон», никак не комментируя в страхе ни демона, ни, тем более, Демона Пушкина

Каков же смысл этого демонизма?

Роман об Онегине (Пушкине)  начинается символом веры (черт), очерчивает магический круг чрез облик Онегина в шабаше  чудищ во Сне Татьяны и затем в ее вопросе (попытке понять натуру Жени) в 7-ой главе :
 
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес?

завершаясь финалом демониады – «Демоном моим»:

Иль маской щегольнет иной …
Иль сатаническим уродом …
Иль даже Демоном моим…


Бердяев Н. в работе «Новое религиозное сознание и общественность – 1907» о демонизме:

То, что на поверхности современной культуры принято называть «демонизмом», есть кризис души, переходное состояние, провалы, обострение трагизма, легко превращающееся в моду, но у всех демонистов, сатанистов и пр. и пр. не чувствуется силы и власти, грядущей в мир, не предчувствуется во всем этом воплощение земного бога
демонизмъ,— очень  глубокій  кризисъ  челов;ческой  души  и  очень  серьезное  теченіе  въ
искусств;

Демонизмъ  говорить  о  праведныхъ  и  великихъ  вещахъ:  о  личности,  объ  абсолютномъ  ея  значены,  о  свобод;,  о  красот;  и  мн.  др.  Но  какой  жалкій  фарсъ получается  въ  результат;.  Самообожаніе  всегда  неблагородно.

Демонизмъ,  въ  конц;  концовъ,  умаляетъ  ц;нности  и  потому  ведетъ  къ  м;щанству,  опустошаетъ  бытіе,  не  создаетъ  но.  выхъ  скрижалей.  Свобода,  взятая  отвлеченно,  пустая  свобода у  \  ни  для  чего  есть  рабство,  безхарактерность  и  безличность.
Свобода  должна  им;ть  свой  предметъ,  должна  быть  на  что-- н и б у д ь  устремлена.

Быть может неразгаданное еще и  таинственное влекущее  въ  демонизм;—есть  одна  изъ  сторонъ  Божества,  \ одинъ  изъ  полюсовъ добра,  и  будетъ  понятно  это  лишь  въ   
религіозномъ  синтез;  конечнаго  фазиса  мистической  діалектики  бытія

Демонизмъ  является  въ  двухъ,  по-видимости  противоположн ы х   формахъ:  въ  форм;  обоготворенія  личности,  безграничнаго  утвержденія  ея,  и въ  форм;  презр;нія  къ  личности,  безграничнаго  отрицанія  ея.  Но  об;  формы  демонизма  сходятся и  въ  посл;днемъ  счет;  одинаково  покоятся  на  безличности, на  отрицаніи  абсолютнаго  значенія  и предназначенія  личности. Одна  личность  обоготворяется,  другихъ  превращаетъ  въ  средство,  но  отъ  этого  сама  перестаетъ  быть  личностью,  попадаетъ  во  власть  безличной  силы.  Соблазнъ  окончательнаго демонизма,  мистически  злого  (не  того что  есть  не  раскрытая  еще  сознанію  сторона  Божества)  есть  соблазнъ  небытія,  есть  обманъ  и  ложь.

Рабьи  чувства  демонизма сказываются  въ  томъ,  что  онъ  такъ  хорошо  понимаетъ  и
ощущаетъ  подчиненіе  Богу  и такъ  не понимаетъ  и не  ощущаетъ  свободной любви   къ  Богу

Демонизмъ  есть  обостреніе  проблемы личности,  но  не  утвержденіе  личности. 

Демонизмъ  есть  потеря  личности,  потеря  смысла  жизни,  т.-е.  своего  назначения въ  мір;.  Если,  кром;  скуки,  есть  еще  и  тоска,  тоска  по бытію  по  иному  міру  и  утверждение  въ  немъ  своей  личности  то  это  залогъ  спасенія.

Демонизм это рабство богоборчества
«

Тема демонизма Онегина:

неверие в идеалы и обреченность 
цинизм и муки одиночества и раскаяния
беспокойные странствия при отсутствии цели
скитальчество
неуравновешенность души
одержимость бесовскими силами
скука, лень и хандра при полной потери себя – когда уничтожаются «лучшие надежды и поэтические предрассудки души», когда исчезает свежесть непосредственного чувства и доверие к нему и людям, «охлажденные опытом» и глубокими сомнениями
тяжкий крест души, душевной даже депрессии, разрушающей личность

И такого Демона редакторы превратили в рядового демона, полностью исказив  гениальный замысел Пушкина и его провидение грядущей проблемы перед Человеком и всем искусством

***

Если бы я был  верующим, я бы сказал:
Онегин - это образец человека , потерявшего место от Бога или не захотевший его иметь (а это тоже труд)


Рецензии