Простоживущие

                ПРОСТОЖИВУЩИЕ.
                (в качестве предисловия к моему роману).

Это обращение для тех, кому не нужно читать эту книгу. Чтобы объясниться с будущим потенциальным читателем, который может стать почитателем или нечитателем, начну с двух простых совсем маленьких историй, почти притч.

      (роман будет написан в 2021 году с названием «Библиотекарь» - примеч. ред.)

            История первая. «ЖУК В МУРАВЕЙНИКЕ».

  Однажды мой друг детства, пытаясь объяснить мне, а заодно и себе, почему он поступил на философский факультет, рассказал такой короткий эпизод из своей жизни, из своего детства, который сыграл затем и играет до сих пор, может быть, ключевую роль в его жизни.
  Дело было весной. Моему приятелю тогда было около двенадцати лет. Это случилось прекрасным солнечным днём. Поскольку мы выросли в одном дворе, то я хорошо помню такие деньки в середине или во второй половине нашей непростой сибирской весны. Они  случаются великолепные, когда всё уже высохло, пробилась первая травка. Температура вдруг поднимается до плюс двадцати и более. Солнце, птички, весна… Все жители, свободные от забот житейских, высыпают на улицу. Дети, бабушки, молодые мамы и папы..., потому что невозможно усидеть дома.
  Мы обычно начинали гонять на велосипедах. Это ощущение скорости и свободы, когда ты едешь наперегонки с ветром, это опьянение движением – ничего, пожалуй, нет в детстве более радостного, разве только когда мама с покупками возвращалась домой... И вот мой приятель гонял с упоением на "велике", и, как часто бывает, у него слетела цепь. Невелика проблема! Он остановился, перевернул велосипед, стал надевать цепь. И вот тут, рассказывает он, случилось переживание, которое он помнит с яркостью до мелочей, и которое оставило сильнейшее впечатление на всю оставшуюся жизнь.
  Он сидел возле перевернутого велосипеда, среди суеты и веселого гама весеннего городского двора, и в тоже самое время ОН ПОДНЯЛСЯ над всем этим на высоту "птичьего полёта". Он видел весь двор сверху, всю снующую и галдящую толпу детворы, всех бабушек, чинно сидящих на скамейках возле дома, все травинки и всех воробьев, снующих под кустами сирени... Он видел всё в подробностях и в то же время всё сразу, весь двор, весь город, может и весь мир..., словом всё это копошащееся и ползающее, прыгающее, бегающее и летающее множество.
 И для него ясно, наполняя его всего без остатка, прозвучал вопрос:
  ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО?
  Нет, это не были громогласные слова с ясного неба, это не было произнесено кем-то. Это какая-то ВЫСШАЯ СУТЬ в нём самом задала этот вопрос. И он был настолько простым, но ясным, чётким и ГРОМАДНЫМ, что на мгновение заслонил собой всё, охватил собой всё, заменил собой всё…  ЗАЧЕМ?  ВСЁ  ЭТО?

  Вопрос был риторическим, но дальнейшей речи не последовало. Приятель мой вернулся в своё тело, сидящее на корточках у велосипеда. Руки продолжали, суетясь, что-то делать, а глаза смотрели на это отстранённо.
  В нём впервые проснулся ВЕЛИКИЙ СОЗЕРЦАТЕЛЬ, который живёт в каждом из нас, всё время смотрит на нашу суету и всё время ПЫТАЕТСЯ ЗАСТАВИТЬ НАС РАЗМЫШЛЯТЬ над одним и тем же вопросом: ЗАЧЕМ  ВСЁ  ЭТО ?  Наличие этого созерцателя отрицает наука, но признаёт религия. Она называет его по-разному: душа, монада, атман, высшее Я…
 Мы живём беспробудно, наш атман не может достучаться до бодрствующего сознания в ежеминутном режиме. Он смотрит со стороны на наши жизненные  телодвижения, находясь как бы в глубоком трансе, во сне. И есть редкие люди, в ком душа уже пробудилась, в ком она живет трепетно, мотивируя каждый шаг уже не земными сиюминутными целями, а высшими, когда она уже знает ответ на вопрос «зачем всё это?» и пытается привести всю остальную часть нашего существа к поиску ответа на этот вопрос или к соответствию её этому ответу.Таких людей с пробуждёнными душами на Востоке называют буддами.

 В друге моего детства этот атман первый раз всколыхнул его, лишь притронувшись на мгновенье, лишь прорвавшись на секунду в дневное бодрствующее сознание, но и этого было достаточно, чтобы тот жил этим впечатлением годы и стремился его реализовать в поисках СМЫСЛА. Он выпал из подвида ПРОСТОЖИВУЩИХ. Большинство представителей вида хомо сапиенс  принадлежат именно к этому подвиду.
 Они живут, не ища никакого смысла, у них есть цели, навязанные биологический природой и социумом: плодиться и разможаться, есть, выживать, бороться за существование или за власть, находить место в обществе, делать карьеру, заводить семью, зарабатывать деньги, строить дом, садить дерево, исполнять обряды и традиции… - бесконечное число целей и задач наполняют нашу жизнь погоней за их исполнением.
 А остановиться на бегу, спросить, а где же во всём этом «Я» как личность, какие цели интересуют именно МЕНЯ, как неповторимого индивидуума, какие цели ставлю я САМ (как же быть с пресловутой "тайной личности Льва Абалкина"?)  Многие пытаются это делать, но это утомительно, а с точки зрения простоживущих - непродуктивно. Потом из таких ПЫТАВШИХСЯ, но отказавшихся, появляются интеллектуальные апологеты концепции «простой жизни». Просто живи - и всё, говорят они. Не надо мучить себя «химерами» поиска смысла... Они не замечают, что рядом с ними существует целый мир животных, которые уже воплощают их идеал – просто живут. Их не мучает «рудимент интеллекта». Они не задумываются, не пишут книг, не создают иную среду, культуру, религию, науку... Они ПРОСТО ЖИВУТ. А человек, даже сознательно отказавшись от поиска смысла, жить "просто" не может, и вся суета – это подмена поиска смысла суррогатом "простой" жизни.

               
       История вторая.    «СКУЧАЮЩАЯ  ЕВА».

   В большинстве религий цель человеческой жизни определяется просто и чётко: спасение души. Есть ад, бесконечные муки, наглядное представление о коих мы можем получить, испытывая здесь и сейчас муки временные и мелкие, по сравнению с тем, что нам сулят в аду. И есть рай, где вечные наслаждения, о коих мы можем судить (?) по нашим земным, временным и мелким. Там они растянутся навечно. Например, "лежу на пляжу я и млею…", но здесь: придёт вечер или зима, или отпуск кончится, или деньги, а там лежи себе вечно!... За всё заплачено! И плату эту нужно внести вовремя, а то не получишь билета на этот вечный пляж. Короче, спасайся, кто может!
 Так или примерно так, моей родственнице объясняла её приятельница, ставшая адептом "Свидетелей Еговых", в ответ на её вопрос "почему я должна стать одной из вас?" Родственница неожиданно выдала ей такой аргумент: "А на зачем мне такой рай?! Вдруг мне там станет скучно и, как Еве в своё время, захочется согрешить?!"  "Свидетельница" опешила, её главный козырь "накрылся медным тазом" и аргументировать было нечем.
 
 Странен мир тех верующих, которые считают, что Бог создал мир и дал свободу человеку только для того, чтобы тот выполнял некие Его условия – заповеди. А нельзя ли было Всемогущему не заморачиваться так, а вложить программу безукоризненного выполнения заповедей в человека? Не переживать потом Милосерднейшему за души попавших в вечные муки? Что ему люди, выполняющие заповеди,  доставляют какое-то особое удовольствие? Такое, что им Он потом организует рай, а не выполняющие заповедей так возмущают Его, что Он им уготовил вечный ад? К тому же Он Всеведущий, значит заранее знал, что сотворённые Им не все будут следовать заповедям.
 Я задаю эти вопросы не потому, что не верю в Бога Всемогущего и Милосерднейшего, или не верю в существование рая и ада, а потому, что концепция спасения души – это не есть программа-максимум, а есть программа-минимум.

  И ЗАПОВЕДИ ДАНЫ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕЛЬЮ, НО ЛИШЬ УСЛОВИЕМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЧЕГО–ТО БОЛЬШЕГО. Чего?  Для ответа на этот вопрос кому-то я бы мог написать всего три-четыре странички, а для большинства, чтобы быть достаточно убедительным, нужно написать целую книгу и даже, может быть, не одну.
 И КТО-ТО ЗАХОЧЕТ ВСЁ ЭТО ПРОЧЕСТЬ?                август 2015г
     *      *       *
  Рецензия:

   Я думаю, что у "простоживущих" тоже есть свой идеал, к которому они всю жизнь стремятся: получать всё больше и больше наслаждений от жизни. Собственно, в этом суть гедонизма. И им сейчас больна большая часть населения Земли.
Ещё Пифагор столкнулся в дискуссии с проституткой, соблазнившей его учеников, и дал чёткое определение произошедшему: в Гору подниматься гораздо тяжелее, чем катиться с Горы вниз.
Для принявшего Розу Мира Даниила Андреева нет примитивных рая и ада, а есть огромная ЛЕСТНИЦА МИРОВ. Восходящих и нисходящих. А уж направление движения по НЕЙ "каждый выбирает по себе".
Я благодарю судьбу и Провидение, что для нас с тобой, Серёжа, этот выбор уже давно не стоял! А всё остальное - детали и нюансы движения ВВЕРХ!

Николай Бондарев 2   10.07.2023 12:20 


Рецензии
Я думаю, что у "простоживущих" тоже есть свой идеал, к которому они всю жизнь стремятся: получать всё больше и больше наслаждений от жизни. Собственно, в этом суть гедонизма. И им сейчас больна большая часть населения Земли.
Ещё Пифагор столкнулся в дискуссии с проституткой, соблазнившей его учеников и дал чёткое определение произошедшему: в Гору подниматься гораздо тяжелее, чем катиться с Горы вниз.
Для принявшего Розу Мира Даниила Андреева нет примитивных рая и ада, а есть огромная ЛЕСТНИЦА МИРОВ. Восходящих и нисходящих. А уж направление движения по НЕЙ "каждый выбирает по себе".
Я благодарю судьбу и Провидение, что для нас с тобой, Серёжа, этот выбор уже давно не стоял! А всё остальное - детали и нюансы движения ВВЕРХ!

Николай Бондарев 2   10.07.2023 12:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Друг!

Сергей Брисюк   11.07.2023 13:17   Заявить о нарушении