Pro стройотряд

   Лето 1968 года было не менее "жарким", чем 67-го, хоть и в Ленинградской области, станция Грузино, деревня Матокса. ("Яростный стройотряд", так пел великий Градский в 1979 году, а в 1986 в сериале "Жизнь Клима Самгина" он поделил лавры исполнения заключительного романса "Выхожу один я на дорогу" с моим старшим сыном Мишей, который спел первый куплет, вот такая аллюзия))). Это, конечно, не БАМ и не Кокчетавская область, но и мы студенты среднего учебного заведения. Каждую кандидатуру утверждал партком. Я не могла пропустить такое романтическое приключение. Ребята были из разных групп, человек двадцать. К нам был прикреплён старшекурсник ЛИСИ, типа мастер. Комсорг, завхоз, повара — наши ребята, которых мы выбрали. Всё по серьёзному. Сейчас удивляюсь как у таких безбашенных учащихся  техникума во главе с 22-х летним студентом ВУЗа как-то всё происходило.

   Жили в начальной школе, деревянной из двух классов, в одном — мальчики, в другом — девчонки, постепенно на ночь класс мальчишек почти опустел, насколько помню, только одна пара стали родителями, а остальные, в том числе я, были абсолютные пуритане, просто дети. Для трапезы и кухни оборудован большой навес над длинным столом, за которым все помещались. В деревне была баня и даже что-то вроде клуба с танцами по воскресеньям, которые мы полностью оккупировали. Наш завхоз, парень из параллельной группы, очень достойно снабжал кухню продуктами, а что самое крутое, регулярно выдавал нам сигареты, правда Шипку, зато на халяву. Ему была выдана лошадь с телегой, на которой он гордо разъезжал. Две девчонки вызвались быть поварами, кормили нас очень хорошо три раза в день.

   Мы должны были строить двухэтажный двенадцатиквартирный дом здесь в Матоксе, "строить", громко сказано. Не имея никаких навыков (некоторые постепенно появились), делали самую тупую низкооплачиваемую работу, которой на стройке немеряно. Но очень быстро большинство ребят, я в том числе, были переброшены на строительство школы около станции Грузино, там конь не валялся, а надо было, как обычно, сдать к началу учебного года, а это километров десять от Матоксы. Таким образом у нас появился невероятно древний маленький автобус и к нему очень колоритный водитель, он категорически отказывался ехать трезвым, всегда наготове должно быть небольшое количество водки. Он увозил нас утром на работу, привозил на обед и обратно и после окончания рабочего дня в Матоксу.

   Утро начиналось с построения, где объявлялось кто где работает. Я спала очень крепко и не слышала шум-гам во время подъёма, а просыпалась от зловещей тишины и, в итоге, опаздывала на построение. Девчонки меня нарочно не будили, потому что это каралось мытьём туалета, уличного с дырками, постепенно никто кроме меня это не делал и туалет сверкал чистотой. Наш стройотряд был первым по срокам выезда в Ленинграде и к нам приезжали корреспонденты Смены, питерской комсомольской газеты. Надо было навести полный марафет. Для этой цели меня и моего приятеля по фамилии Величко (он был ростом мне по плечо, а я всего 168) оставили на базе для проведения генеральной уборки. Он жутко страдал, пока я драила туалет, потом в него ворвался, а когда вышел, стал извиняться, что промахнулся, я его чуть не убила, это была крутая шутка))). А вообще мы шикарно провели день, пока другие в жуткую жару парились на стройке. Корреспонденты приехали на следующий день в Матоксу, поговорили с девчонками поварами, отлично поели и уехали, даже не побывав на строительстве школы.

   Стройотрядовская форма была просто гордостью любого уважающего себя дневного студента, конечно, цвета хаки, унисекс. В ней не работали, а только выпендривались и фотографировались. Мне она шла невероятно, нам не разрешалось ездить в город, но я раза три в выходной незаметно съездила, чтобы весь Невский упал в обморок от такой потрясающей блондинки))). Ещё однажды купила в городе бутылку Столичной (наверно в Матоксе была только Московская). Вообще пили нещадно, может быть не все, но большинство, а я, обладая  отменным здоровьем, отрывалась по полной, причём, здесь можно было расслабиться и не беспокоиться, что тебя кто-нибудь обидит в пьяном виде. По возвращении из города в этот же вечер эту бутылку выпила в гордом одиночестве, не поделившись с друзьями. А потом, выйдя из уличного туалета не справилась с застёжкой ширинки (тогда всё было на пуговицах) и сладко уснула на травке, не дойдя до спальни. Проснулась в своей кровати (плохим самочувствием по утрам не страдала) в подозрительной тишине, шло построение… Такое было впечатление, что постепенно перестали тратить деньги на спиртное, хватало средств, вырученных от сдачи бутылок)))

  И, тем не менее, работали, вот для этого совершенно был необходим ватник, который в обязательном порядке входил в гардероб дневного студента, а у меня вообще был светло бежевого цвета. Конечно, утром жутко хотелось спать, расстилала ватник в уголочке на песке и свернувшись клубочком мгновенно засыпала. Движуха начиналась, когда появлялся прораб Молотков, сначала извинялся перед студентами за невероятно витиеватый, отборный мат: "По другому они (строители)  не понимают". Кое что помню до сих пор. Среди строителей было два срочника из дисбата, им была полная лафа, валяли дурака, общались с девчонками, только что дисбат не входил в срок службы. Главная наша работа была "песок". Его постоянно привозили самосвалы из карьера и ссыпали около стен. Мы лопатами перекидывали его внутрь, сверху потом стелился пол. Когда приходило время обеда, наш автобус частенько задерживался. Сидим, ждём, к краю крыши спортивного зала, а это уровень третьего этажа, подходит отличник, "ботаник" и прыгает прямо в большую кучу только что привезённого песка, отряхивается и подходит к нам. Все остолбенели… А я что тварь дрожащая? Слабо? Тем более, что вместе со всеми сидит Саша Скворцов.

   Когда я бегло изучила сразу по приезде мужской состав нашего отряда, мне стало грустно, глаз не на ком остановить, не заметила Сашу. У меня даже был кратковременный флирт с офицерским сыночком на мотоцикле. В Матоксе была пятиэтажка, где жили офицерские семьи. Между Матоксой и Грузино была огромная воинская часть в Гарболово. Было ДТП без последствий: на приличной скорости мотоцикл занесло в канаву, больше ни разу в жизни не ездила на мотоцикле! Естественно Сашу разглядела! Это было невероятное очарование! Высокий, с потрясающей фигурой, брюнет с слегка вьющимися волосами, остроумный. Уже тогда развлекал всех, когда сидели за общим столом после трапезы, потрясающе уморительными пантомимами. Я была вся при счастье! Нам было по 17 лет!

   Забираюсь на крышу спортивного зала, очень страшно. Боязнь высоты - одна из моих самых тяжёлых фобий! Но отступать некуда. Прыгаю!!! Во время полёта меня сильно прогибает в спине, голову заносит назад, не попадаю в спасительный песок, приземляюсь на твёрдое, по женской привычке согнутые коленки свожу вместе и в момент приземления по инерции с огромной силой ударяюсь лицом об эти круглые твёрдые коленки! Можно сказать, мой нос спас мне жизнь, но пострадал катастрофически. Кровь хлещет. Меня сразу наш автобус отвёз в военный госпиталь в Гарболово, сопровождал верный паж Величко. Главная задача врачей была остановить кровь, мне было очень больно. В мой несчастный нос старательно запихивали длинные предлинные узкие полоски марли, смоченные в перекиси водорода. С трудом сильное кровотечение удалось остановить. Едем с Величко на электричке в город в травмпункт. Лицо у меня необычайно экзотичное, правда уже не помню, сразу ли жутко распух нос и появились огромные синяки под глазами. Первый рентген сделали неудачно: "Ничего страшного, у вас просто ушиб". Я осталась дома дней на 10, родители, конечно, были в шоке. Меня приехали навестить два моих друга, конечно, Саша с приятелем. В тот момент моё лицо было максимально прекрасно, отёки и синяки достигли апогея! Но двое очень симпатичных парней сводили слегка помятую, не первой свежести барышню в какое-то "злачное" место, где мы поболтали и непременно выпили.  Самое печальное, что когда отёк стал спадать, стало явно, что нос ужасно изуродован. Женщина, профессор 1-го Меда, попыталась его реанимировать, на девяносто процентов ей это удалось. Дело в том, что его пришлось снова ломать, конечно под наркозом, сразу пошёл отёк и она действовала своими пальцами на ощупь. Потом был наклеен широкий фиксирующий пластырь. Мой отец очень переживал, что у его красавицы дочери не совсем ровный нос, требовал, чтобы я снова прошла экзекуцию с выравниванием носа, но я категорически отказалась и не жалею. До сих пор существуют некоторые проблемы, но незначительные и не связанные с внешним видом. Вернулась в Матоксу, стала очень бережно относиться к носу и совершенно неожиданно поняла, что нос - это наиважнейшая часть лица. На данный момент во главе всех носов стоит потрясающий нос не менее удивительного актёра Юрия Чурсина))).

   В один из моих несанкционированных выездов в город опоздала на последний автобус, пришлось идти пешком. Хорошая асфальтированная дорога, но абсолютно пустынная. Нагоняет Запорожец и тормозит. Эта, самая маленькая на свете малолитражка, битком набита пьяными мужиками. Нормально?! Так страшно не было никогда, ни до, ни после. Они утрамбовались и мне пришлось сесть, как я не умерла со страху, чего-то говорили, ничего не слышала, но не трогали и привезли в Матоксу в целости и сохранности, вообще всю жизнь везде опаздывала, но так жёстко не влипала ни разу!!! Дружила с Валей Петровой, она - Петя, а я - Федя (Фёдорова). В очередной раз, ожидая автобус к обеду, мы уснули, просыпаемся, все уехали, видимо, так спрятались, отлынивая от работы, что нас не нашли. Очень хотелось есть, решили идти пешком в Матоксу, это было авантюрное приключение, не хотелось просто торчать на стройке. Жара, асфальт плавится, примерно посредине дороги роскошное озеро, но оно в низине, дороги не видно и не слышно. Мы с Петей наверно долго с удовольствием купаемся, в это время наш автобус проезжает мимо в обратную сторону. Приходим в Матоксу, еды нет, остатки увезли нам, а до ужина ещё далеко…

   Постепенно приобретаем кое-какие навыки, нам доверяют выкладывать внутренние стены, а внешние - это прерогатива каменщика 6-го разряда, "белая кость", когда выходит из бытовки после окончания смены - джентльмен. Хорошо зарабатывает, никогда не сачкует, ни с кем особо не общается, работает сдельно. И вот два или три дня работаю подсобницей у такого человека. Это жесть. В мою задачу входит кидать раствор на то место, куда мгновенно ляжет очередной кирпич, раствора должно быть ни  много, ни мало, собственно, мастерок нужного размера. Конечно кирпичи и раствор поднимаются на этаж башенным краном, кстати, двое наших мальчишек стали почти профессиональными стропальщиками. А вот локально, моя задача, чтобы раствор и кирпич всегда были под рукой. Так что пришлось поработать по настоящему. Уставала немыслимо! Но в один прекрасный день Молотков утром говорит, что заболела учётчица со стройки нового коровника, а это совсем рядом, никто не хочет, а я почему-то хочу. Вот где я оттянулась. У коровника нулевой цикл: снуют с карьера самосвалы с песком и куда-то вываливают, вроде в котлован. Моя задача с утра отштамповать с датой талончики и выдавать водителям за каждый рейс. Зарплата зависит от количества рейсов. Что называется "не бей лежачего"! Старый коровник рядом, дали чайник без крышки и после дойки наливают свежайшего, вкуснейшего молока, а так лежу себе, загораю! И это не всё, один водитель молодой и очень симпатичный! Даю ему парочку лишних талонов и въезжаю на обед на глазах у изумлённой публики на самосвале, но это длилось очень недолго.

   Пришлось пообщаться с барышней, которая мне совершенно не нравилась, зато она понравилась приятелю Саши. Мы решили устроить пикник. Сначала где-то на улице украли курицу, завернули её во фланелевую (чтобы не прозрачная) рубашку и спрятали недалеко от озера в лесу. Если темно, курица будет в полной отключке, но абсолютно живая. Обзавелись двенадцатилитровым эмалированным ведром, картошкой, луком, морковкой, солью, ножом, топором, мисками и ложками, естественно водкой и стаканами. В этом озере никогда не купались, видимо был непригодный берег. Воду для супа набрали в озере, мальчики развели костёр, устроили так, чтобы подвесить над ним ведро. Всё почистили, порезали, а курица ЖИВАЯ! Короче, надо убивать и вот только я смогла, мне почему-то куриц вообще не жалко. Отрубила голову, повыдергала перья, на костре опалила, всё остальное привычно, часто дома обрабатывала курицу из магазина. На сто процентов уверена, что подавляющее большинство городских жителей не ели такого потрясающего куриного супа из только что убиенной курицы да ещё в такой романтичной обстановке, да ещё с Сашей Скворцовым. Моя визави потом помыла посуду.

   Саша  меня предупреждал: " Ты Таня очень хорошая, я тебя почти люблю, но у меня в городе есть Женя". Я пропускала мимо ушей, ну какая Женя, когда есть Я! Окончательный расчёт мы получили где-то в районе переулка Джамбула, там находилась бухгалтерия нашей строительной конторы, получили сущие копейки, высчитали, конечно, за еду. В итоге в этот же вечер там же в ближайших трёх ресторанах пропили всё, причём перемещались, когда for example, переворачивали стол. Домой доставили еле живую. Утром оправдалась перед родителями: "Поели мороженого, выпили шампанского!" Следующий раз с Сашей встретилась через много лет в самолёте Адлер - Ленинград. Всей семьёй были в Сочи, скорей всего Полунин со своей командой выступали, мы были на представлении, Саша был лучше всех!!! Возвращались в Питер двумя рейсами, не было билетов. Так вот со мной летел Саша, подошла, сказал, что у него две дочки, а я не спросила: "А жену Женя зовут?" Честно говоря не помню, чтоб я сильно страдала. Ещё одна "аллюзия": мой муж дружил с Робой Городецким, а Скворцов и Городецкий знаменитые актёры одного жанра!


Рецензии