Контексты, мифы и реальность

Контекст – то, что помогает более полноценно воспринимать видимое, слышимое, осязаемое. Знать контекст значит видеть глубже.

На снимках – статуя итало-аргентинского скульптора Лучано Гарбати «Медуза с головой Персея», созданная в 2008 году. Она абсолютно не похожа на прочие изображения Горгоны, более того, она переиначивает известный греческий миф, согласно которому Персей, пользуясь щитом как зеркалом (всякий посмотревший в глаза Горгоне обращается в камень), обезглавил её, а затем с помощью её головы обратил в камень морское чудовище и спас Андромеду; оба, между прочим, впоследствии стали созвездиями, причём Персей – с головой Медузы Горгоны. Но на этой скульптуре Медуза вышла из боя победительницей, причём выглядит она так, будто в любой момент готова продолжить битву и дать отпор любому другому пришедшему с ней сразиться. А голова Персея словно говорит всем: «Я должен был выиграть бой, как же так?..»

Пойдём искать контекст?

Согласно распространённой версии древнегреческих мифов, Медуза Горгона была одной из служительниц храма Афины Паллады, причём девушкой она была красивой и желанной, но как служительница обязалась хранить чистоту. Одним из добивавшихся её благосклонности был Посейдон (бог морей, брат Зевса и Аида). По-хорошему не получилось и бог попросту взял Медузу силой, причём прямо в храме. Афина не потерпела осквернения своего святилища и… наказала Медузу Горгону (а заодно и её сестёр) – прокляла её и превратила в чудовище: волосы стали ядовитыми змеями, а взгляд обрёл способность обращать в камень. Медуза и её сёстры горгоны (Эвриала и Сфено – они, кстати, были бессмертны) перебрались на далёкие заброшенные острова (считается, что это было где-то на Сицилии, поэтому голова Медузы является частью сицилийского флага). Там и произошла знаменитая битва, из которой вышел победителем Персей, а голова Медузы Горгоны в итоге стала украшением щита Афины. Плюс ко всему, поскольку во время битвы Медуза была беременна от Посейдона, после смерти из её обезглавленного тела вышли великан Хрисаор и не кто иной как крылатый конь Пегас. По одной из версий, из крови медузы появились ядовитые змеи, по другой – кровь, пролившаяся в море, стала красными кораллами. Также кровь Медузы Горгоны Афина отдала Асклепию/Эскулапу: кровь из левой части тела несла смерть, из правой – жизнь.

Скульптор Лучано Гарбати переосмыслил известный миф об исходе битвы Посейдона с Горгоной: "Как может быть возможен триумф, если вы побеждаете жертву?” Сама скульптура после появления на свет рассматривалась и как символ феминизма, и как символ движения "me too". Последнее произошло после того, как в двухтысячном году статуя была выставлена в Нью-Йорке перед зданием суда, где до этого рассматривалось дело Харви Вайнштейна (и, соответственно, допрашивались его жертвы) – он получил 23 года тюрьмы. На последней фотографии – Лучано Гарбати на фоне своей скульптуры и его слова: «То, что эта скульптура была выбрана как символ, стало большой честью для меня».

У Николая Гумилёва есть стихотворение, посвящённое, вроде бы, победителю Персею, и всё же оно о Медузе Горгоне, на которую автор смотрит совсем другими глазами:

Персей (Скульптура Кановы)

Его издавна любят музы,
Он юный, светлый, он герой,
Он поднял голову Медузы
Стальной, стремительной рукой.

И не увидит он, конечно,
Он, в чьей душе всегда гроза,
Как хороши, как человечны
Когда-то страшные глаза,

Черты измученного болью,
Теперь прекрасного лица…
— Мальчишескому своеволью
Нет ни преграды, ни конца.

Вон ждет нагая Андромеда,
Пред ней свивается дракон,
Туда, туда, за ним победа
Летит, крылатая, как он.

Возвращаясь к теме контекста, добавлю, что он может быть надуманным. Это ведь так притягательно – быть уверенным, что ты знаешь больше других, что именно тебе открыто истинное положение вещей. Недаром по всему миру столько конспирологов. А какая волна статей и обсуждений теорий заговора прокатилась во время ковида...
И напротив – понимание того, что ты не знаешь контекста, порой позволяет принимать происходящее как должное, ну, или чуть спокойнее. Хотя фаталисты в одном вполне могут быть конспирологами в другом. Религии опираются на то, что человеку не дано знать доподлинно, почему с ним происходит то или иное событие. В христианстве тема божественного промысла поднимается часто – и в книгах, и в текущей жизни. В исламе есть особое понятие «мактуб» - «так предначертано».

Я бы сказала, что знание контекста – это, наверное, образованность и умение проводить параллели, а вот способность допустить, что этот самый контекст (особенно в глобальном смысле) ты не знаешь – здесь уже можно говорить о претензии на мудрость. Как известно, "студенты уверены абсолютно во всём, профессора уже сомневаются".

Хочу добавить, что у меня порой контекст рождается сам собой - именно так возникают истории, особенно сказочные.

* фотографии взяты со страницы скульптора в соцсети


Рецензии