Пушкин Демон Онегин Гоголь Портрет Тема

(1)

Первая глава романа «Евгений Онегин» окончена А.С Пушкиным 22 октября 1823 г. и опубл. 15 февраля 1825 с посвящением брату Л. С. Пушкину. Эпиграф добавлен в изд. 1833 г.

В конце (не ранее конца ноября) 1823 г Пушкин завершает программное  Творение - Метафабулу творчества на 15 лет оставшейся жизни – «Демона». Опубликовано в августе 1824 в Мнемозине под именем «Мой демон»

Итак, первым публика читает Демона и только потом чрез полгода - первую песнь Хандра (имя дано много позже…) еще не романа  Евгений Онегин  в стихах, в почти шуточной сатире нравов

Но идейно и творчески Демон предшествует Онегину и потому задает доминантную тему главного поэтического творения гения

Этого пушкинского «Демона моего» публика встретит через семь лет в главе  осьмой

(2)

Демон задает лейтмотив роман и его тему, корпус которой включает исследование болезни возраста молодого человека первой четверти 19 века, еще нелишнего, но уже пораженного чумой души, душевной болезни поколения, сословия, нации:
Ленивой
Скучающей
Хандрящей
Разочарованной
Беднеющей
Рабской
Ничего не творящей
Ноющей
И
 стонущей

Диагноз Пушкина не уникален, он просто «фундаментален»

Гибнут  Ленский, Онегин, Татьяна, Ольга, улан, бригадир  Ларин

Затем гибнет Чартков - герой повести Портрет Гоголя - сходит с ума и скоропостижно умирает

Затем быстро гибнет Лермонтов, также написавший Демона

(3)

Демон Пушкина стал любимейшим произведением Гоголя
Гоголь был уверен, что Пушкин описал болезнь века
В 1835 г в Арабесках )сборнике) появляется первый вариант повести Портрет - одна из т.нзв. петербургских повестей Николая Гоголя-  о преступных художниках, восходящему к гофмановским новеллам «Церковь иезуитов» и «Мадемуазель де Скюдери». В 1842 году повесть появилась в сильно модифицированном варианте, Но тема демонизма никуда не делась
Правда отсылка Гоголя к пушкинскому Демону появилась в ней только во втором варианте
« …Он остановился и вдруг затрясся всем телом: глаза его встретились с неподвижно-вперившимися на него глазами. Это был тот необыкновенный портрет, который он купил на Щукином дворе. Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. Он скрежетал зубами и пожирал его взором василиска. В душе его возродилось самое адское намерение, какое когда-либо питал человек, и с бешеною силою бросился он приводить его в исполнение. Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья. Бесчисленные собранные им богатства доставляли ему все средства удовлетворять этому адскому желанию. Он развязал все свои золотые мешки и раскрыл сундуки. Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько прекрасных произведений, сколько истребил этот свирепый мститель. На всех аукционах, куда только показывался он, всякой заранее отчаявался в приобретении художественного создания. Казалось, как будто разгневанное небо нарочно послало в мир этот ужасный бич, желая отнять у него всю его гармонию. Эта ужасная страсть набросила какой-то страшный колорит на него: вечная желчь присутствовала на лице его. Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин. Кроме ядовитого слова и вечного порицанья ничего не произносили его уста.»
Демон  Пушкина был изображен идеально

Но Гоголь в этом Демоне видел только моральную сторону жития… До философии Сущего и Смерти ему было не суждено подняться


Рецензии