Путешествие во Франкфурт-на-Майне
Франкфурт
Записи по Франкфурту делаю на блокноте, подобранном под кроватью в моём номере бюджетного отеля "Yaghuar". Чувствуется, не слишком тщательные уборки тут осуществляются после того, как выезжают гости... Так что мне в наследство достался ежедневник от прежнего проживающего, гостившего перед моим заселением. (Хотя - если там не особо прибираются - так этот блокнот мог успешно валяться месяца 2, то и больше...) Но я бы ни за что не подбирала этот папирус из клубков пыли, если б у меня у самой был собственный ежедневник или блокнотик. Но всё, что у меня с собой имелось - всё сплошь исписано... Чего только там ни понаписано!... ("Такая у меня светлая голова!... И чего в ней только ни понапихано!... а простых вещей - не понимаю!..." Это из роли... ) Итак в почищенный блокнотик вношу записи 13-го - на следующий день приезда. Прилетела-то я 12 июня.
13.06. Суббота. Всё течёт размеренно, неспешно. С утра повалялась/покаталась на спине. На своей. Потом, чувствую, потянуло на кофе. Время 8-начало 9-го. Поехала на Konstablerwaschen. Выпить этот чудодейственный напиток. В кафе с прозрачными стенами, за которыми открывалась панорама утреннего дня. По живописной пешеходной улице Konstablerwaschen (оч. напоминающей наш Старый Арбат) прогуливались ранние туристы, спешили на работу и учёбу местные жители, бодро и весело в яркой униформе работали уборщики. Кафе в этот ранний час было полупустое, и я заняла мажорное место с превосходным видом. Так прелестно начиналось утро!.. А день и вечер - обещали мне прожить не менее прекрасную часть 13-го июня. Уж вечер точно! Потому что у меня на руках была распечатка электронного билета, купленного по интернету - в театр "Schauspiele". И не просто на спектакль, а на премьерный спектакль, причём, - самый первый спектакль на зрителя. Я это чётко поняла, когда в Москве изучала афишу этого театра. "12 ночь, или Всё, что вы хотите?" - это так звучит дословный перевод названия спектакля с немецкого на русский. У Шекспира название чуть другое, но смысл, конечно, не меняется. "12 ночь, или Что угодно?" Так что, я была в интригующем предвкушении. Не торопясь выпила кофе с видом на исторический центр Франкфурта. Вернулась в отель. Путь совсем недолгий - 10 минут общего времени. Переоделась к прогулке на окраину. Потому что накануне я буквально облазила весь исторический центр с основными примыкающими достопримечательностями. Теперь меня потянуло на окраину. А что ж не потянуть! Я на отдыхе, с нефиксированным проездным на все виды транспорта. По всем зонам. Я люблю ездить по новым городам, не задумываясь, не высчитывая время и евро на проезд, пересадки и зоны ограничения. Купила уже в аэропорту транспортную карту на 4 дня и ездила по ней "и в хвост, и в гриву"! Даже половину железно-дорожного пути в Висбаден - это знаменитый пригород Франкфурта с мировым значением - я смогла проехать по этому проездному. Ну вот, еду в район Hochst. Пустынно на окраине Франкфурта. А Франкфурт, как известно, - на Майне. Его, кстати, за последнее 10-летие стали в шутку называть - Франкфурт-на-Майнхеттене. Во Франкфурте очень продуктивно, с арифметической прогрессией, идёт строительство высоток-многоэтажек. Район Hochst - это часть старого Франкфурта. Старый город на берегу Майна. Kronberhaus, AH-Haus-Schloss - средневековая крепость на набережной. Нагулявшись по Hochstу, я решила доехать до Висбадена - этого легендарного городка с термальными источниками. В котором проходила курс физического и умственного оздоровления наша отечественная художественно-творческая интеллигенция. Мне это в голову пришло - доехать до Висбадена по той причине, что усевшись в поезд до Hochst, я обнаружила, что конечный пункт поезда - Висбаден. Hochst - на пути из Франкфурта в Висбаден. И Висбаден совсем близко от Hochst. В 30-ти минутах езды на том же поезде. Так почему бы не сгонять и в Висбаден?! Сил у меня было - ог-го-го! Пройду ещё хороший путь и пешком, а где и спортивной ходьбой, с пробежкой по пересечённой местности. Я могу. Вообще-то. И в частностях. Главное - настроение! Отдых - какое это приятное состояние! Но - лучше всего на психику и душевное самоощущение влияет активно-познавательный отдых. И непременно с элементами умственного развития. Кругозор надобно постоянно расширять. И нет предела богатому всестороннему открытию Вселенной. И себя - во Вселенной. И Вселенной - в себе. Это чудо! "Как много нам открытий чудных!.."
За 4 часа, которые я имела в свободном доступе для знакомства с Висбаденом, я у спела очень многое - на удивление! Но - без фанатизма! Очень душевно, вдумчиво, с чувством и с расстановкой. И с глубоким сознанием. Того, что делаешь. Здесь и сейчас. В путешествиях я никогда не стремлюсь всё успеть обойти, объять/объехать. Перво-наперво я с центрального вокзала Висбадена отправилась в Старый город, с главной площадью. Здесь - Старая и Новая Ратуши. Потом решила проехать на холм Нёроберг. Сначала на автобусе, потом метров 800 пешком в гору. Фуникулёр быстро бы меня доставил на самый пик холма, но я решила проигнорировать это чудо техники. Покорила первый уровень Нёроберга, Но выше первой террасы решила не ползти. Потому что на этой первой террасе я попала ... на свадьбу. Обыкновенная немецкая свадьба. На природе. Гости тут расположились прямо на траве. Невеста в белом наряде стояла. Чуть в стороне был накрыт стол с закусками. Я прошла к смотровой площадке. Первая терраса холма примерно 100-120 метров над уровнем земли. Отсюда открывался превосходный вид на город. И хорошо просматривалась православная церковь Святого Николая. Этот 5-купольный храм - символ дружбы Руси и Висбадена.. К нему я и отправилась, оставив свадьбу.
Вернулась к автобусной остановке другим путём. Более долгим. Но не жалела, потому что такие красивые домишки! Один лучше другого! Запомнила название улицы, по которой шла: Herzogweg - что в переводе с немецкого: Герцогский Путь. Иду Путём Герцога, почти как герцогиня! Домишки тут - оправдывают название улицы. Такие жилища - как в сказке! Нет подтверждения моим словам, т.к. наводить объектив на чужую частную собственность - это дурной тон; да и вообще такое бесцеремонное действие противоречит этикету поведения гостя из-за рубежа. Именно из-за рубежа, потому что местному жителю никогда не придёт в голову сие желание. Иду герцогиней, верчу головой на 360 градусов - такие причудливые здания! И каждое - произведение искусства в области архитектуры. С готическими башенками, колоннами в стиле эпохи барокко; дома, выстроенные с подчёркнутой, ярко выраженной асимметрией. С подъёмными устройствами...Настоящий музей под открытым небом! Таким классным путём я продвигалась к автобусной остановке. Съехала на 8-м автобусе и - именно туда, куда мне надо было по следующему намеченному маршруту. Удача так и плывёт! Чем легче и непринуждённее себя ощущаешь, тем удачливее развиваются события!! Автобус номер 8 свёз меня с холма Нёреберг прямо на Кranzplatz, дословно - "венчающая" площадь. Это мой эксклюзивный перевод. Я тоже кое-что помню из школьно-студенческой немецко-язычной программы! На этой площади я не без труда (с помощью девушки с собакой) отыскала Коchbruhnnen - "кипящий колодец". Я почему-то представляла себе огромный глубокий колодец весь утопающий в жарком пару. Оказалось, что он совсем не огромный. Насчёт глубины не скажу - не исследовала, не ныряла. Рядом находился источник с минеральными водами - я испробовала. Специфическая водичка. С определённым запахом. Но ведь полезная! Но я много не хлестанула. Проглотила пару крошечных глотков. Очень хотелось продегустировать. Очень похож на привкус водички, которую я пробовала несколько лет назад в Карловых Варах в Чехии. Продегустировав минеральные воды, дошла до терм Кайзера Фридриха, а оттуда - до Rohmertorer. Древние римские ворота. С остатками крепости. Аж с VI века. На уровне верхней части ворот - премиленький парк с широкими скамеечками, с видом на спортивную площадку со всевозможными сооружениями. С этого 10-метрового возвышения открывалось обозрение старой части Висбадена. С удовольствием разлеглась на тенистой лавочке, вытянула ноги и уставилась в небо... Какое блаженство! Отдохнув часок, не спеша двинула в сторону ж/д вокзала. Прикинула, на каком паровозе вернуться во Франкфурт. С тем, чтобы дойти до отеля, попить кофе, принять душ, переодеться и - на премьеру.
ТЕАТР. Уже по фото, помещённых в программке, чую - ждёт меня такой авангард!! В кадре крупным планом два персонажа - оба с суперстрижками, - местами выбриты и окрашены в розоватый оттенок. На снимке пойман очень интересный момент - с яркими выразительными лицами, - такое чувство, что "играют" все мимические мышцы чела... Глаза на выкате, нижняя челюсть сильно уходит влево, голова подана вперёд... Очень живая картинка!
Спектакль - замечательный, мне так хорошо "лёг" на душу! Пока не пишу конкретно по спектаклю. Не вызрело. Я лучше расскажу, как я попала на сольный концерт хозяина моего отеля. Без билета... Это произошло более, чем неожиданно. Случилось сие событие на 2-й день моей жизни во Франкфурте. Хозяин - молодой кореец. Я почему-то так решила, что он кореец. С итальянскими корнями. Корни волос и "кустистая грива" - итальянские. Голова - вся сплошь чёрная и в мелких кудряшках. И оказался парень - с прекрасным оперным басом. Я выходила вечером на улицу, и в зоне отельского кафе на 1-м этаже - слышу, как кто-то распевается под звуки фортепиано. Бросаю взгляд в эту сторону и вижу кудрявую голову нашего дорогого хозяина. Он сидел рядом с аккомпаниаторшей, спиной к уличной стене. Надо же - а я раньше даже не обратила внимание, что в отельском кафе стоит пианино! Я вышла из отеля, приостановилась и смотрела со стороны улицы. Стены в кафе прозрачные, и сильный голос превосходно был слышен с улицы. Я попала на самое начало репетиции. Пока - проба голоса. Он взял отдельные ноты, а потом выдал две арии на итальянском. Но я не смогла определить, из какой оперы. Но как это романтично! Хозяин отеля - оперный певец! Воодушевившись прекрасной музыкой и не менее прекрасным исполнением, я отправилась на вечернюю прогулку. Очень задумчивая. Я была удивлена - это мягко сказано. И теперь другими глазами смотрела на хозяина отеля. И я поняла, почему он так непрофессионально заселил меня. Такого долгого, тормозного и нелепого заселения ещё не было в моей туристической практике. Я думала в мой день приезда - что я вообще никогда не заселюсь. Так растянулся этот процесс!... Во-первых, заселение в этом отеле "Ягуар" с 17.00 Ни в одном отеле мира так поздно не селят. (Самое позднее - в 15.00 - в отеле на сингапурском курорте Сентоза). Причём, я хотела оставить чемодан за 2 часа до заселения - это повсеместно во всех отелях мира подразумевается - так не было возможности: ресепшн был заперт, - видимо, круглосуточно тут никто не дежурил. Думаю: ну немцы, ну педанты! Теперь понятно - мальчик распевался где-то в другом месте. А штат, видимо, малочисленный, правильно: что ж лишних сотрудников содержать? Пошла я опять в скверик - рядом с метро Zoo. Прекрасный садик вокруг фонтана. Я когда вышла из метро, а приехала рано - где-то в половине второго дня - я как увидела этот сквер с лавочками, сразу и плюхнулась. Не доходя до отеля. Думаю, всё равно позднее заселение, посижу, позагораю. Заодно и перекусила сыром и фруктами. Солнце сильно грело, и я оголилась до футболки. Кстати, пока нежилась на лавочке, пришла смска - снялись с карты деньги за отель. А я ещё и не "нюхала" отеля... В скверике народ тусил. Кто-то с великом отдыхал, парочки беседовали, подростки щебетали. Народ отдыхает. Тут, во Франкфурте очень много курильщиков. Посидела в полудрёме - так меня разморило на солнышке... Потом я предприняла первую попытку оставить в отеле чемодан и пойти побродить по городу налегке. Надоело в сквере валяться. Безуспешно. Отель по-прежнему на замкЕ. Последовала 2-я серия прогулки по скверу. Короче, подхожу к Ягуару ровно в 17.03. И тут начинается самое интересное...
Первоклассный отель "Ягуар" (И название-то какое - с претензией!!
Вот тогда за регистрационной стойкой я впервые и увидела пышноволосого кудрявого паренька. Он уже разбирался с одним гостем. Потом прибежал другой гость - но оба - и один, и другой - уже проживали в отеле и сейчас сообща какие-то свои вопросы решали. Я терпеливо ждала. В 17.20 он перешёл к моей персоне. Со мной и с кудрявым хозяином как-то с самого начала не сложилось...Во-первых, не сразу нашёл счёт-фактуру, подтверждающую мою оплату за проживание. У него на столах - полнейший бардак. Плюс его отвлекали постоянные звонки, на которые он отвечал либо на итальянском, либо на английском. Он сразу показал себя как некомпетентный в гостиничном хозяйстве товарищ. Не гостиничного склада оказался. Много суетился, рыскал по всем столам, копался в ворохе бумаг, счетов, бланков. Ну, думаю, атас! тушите свет... Теперь-то понятно, куда его силы и мысли были направлены. На укрепление голоса. А не на укрепление гостиничного бизнеса. Даа, успешную карьеру в этой области он не сделает. Я тогда смотрела на его суету-маету и думала, что люди должны заниматься тем, чем хотят и тем, что умеют делать. Но это, конечно, сложно-жизненный вопрос, "философический"... Тут легко рассуждать, а жизнь - она, порой, диктует свои законы... Потом кудрявый мальчик вновь куда-то ускакал. Его постоянно отвлекали люди то из одного номера, то из другого. Он носился как заводной по всем этажам. Времени почти 6 вечера, а я ещё у стойки... Подъехал новый гость. Узбек баварский. Из Мюнхена. Он на сутки забронировал на себя и своих родителей, которые приехали из солнечного Узбекистана. Его мама с папой стояли чуть поодаль грустные, безучастные, неразговорчивые. Баварский узбек сказал, что родители понимают только по-узбекски. А сам он - хорошо изъяснялся по-русски. Он сам заговорил со мной. Поделился, что тоже заинтересовался дешевизной отеля. И купился. А теперь жалеет. Про хозяина выразился: "По-моему, он больной". Узбек с горечью в голосе поделился своей "букиновской" историей. Я понимала, что узбеку нужен был собеседник. В моём лице. Мне в свою очередь тоже было к стати отвлечься от моего состояния, "зависшего" на пороге отеля. Я даже почувствовала себя в роли психотерапевта. Я очень участливо его выслушала. Как выяснилось, узбеку спустя сутки после бронирования пришёл отказ в брони. Сначала - подтверждение, а через день - отказ. Какой-то сбой. Вот, думаю, засада. Вдруг и мне сейчас откажет кудрявый мальчик... А вслух сказала: "Вот он сейчас вернётся, и всё уладит, быстро заселит меня, а потом за вас с родителями примется". Узбек сомнительно покачал головой. Возвращается "бас" (о существовании которого я пока не ведала) и докладывает мне, что я должна оплатить проживание. Я уверенно сообщаю, что оплата авторизована, что деньги снялись с карты. Он меня понял и снова углубился в поиски. Уже почти 6... А я всё у стойки. Без номера. Мне даже любопытно стало: а вот интересно: поселюсь я всё-таки сегодня в "Ягуаре"? И - о чудо! Он нашёл мой счёт. Ну слава богу, дело кое-как пошло! Теперь он стал мучить меня вопросом о завтраках. И я в 25-й раз отказывалась: не нужен мне ваш завтрак, отстаньте! Но он несколько раз повторял. Ну сколько можно! Потом из его текста до меня дошло вот что: кто берёт завтраки, того селят в номера с индивидуальными туалетом и душем. Вот это новость! Когда я бронировала, в описании моего номера была личная ванна и туалет. Думаю - что за "разводилово"? Час от часу не легче. Говорю: ладно, давай номер с удобствами на этаже. Он объяснил, что один туалет и душевая рассчитаны на мой и соседний 2-местный номер. Ладно, думаю, переживу. На троих ванна с туалетом - это не критично. Так, потихоньку двигаемся дальше. Опять застопорились. Оказывается, номер, который был закреплён за мной - оказался всё-таки с личным душем и с туалетом. Изначально. Бронировала-то я за неделю до поездки. И бронировала сразу без завтраков. И выяснив, что мне пропитание не надобно, наш кудряш производит следующее действие, которому я несказанно удивлена. Он показывает мне сломанный ключ. Правильно сказать - часть ключа - та часть, за которую мы держим обычно, когда вставляем в замок. А та часть, - которая непосредственно несёт функцию отмыкания - её-то и нет! И он мне машет этим куцым ключиком-инвалидом... Нормально, да!? Анекдот , да и только! Я бронирую заранее, все свои пожелания оговариваю - есть специальная страница на "моём бронировании" - где я указала про некурящий корпус или хотя бы некурящий этаж (хотя это редко выполняется, я нудно и упорно указываю на данный пункт) и выбираю верхний этаж. Нравится забраться повыше и обозревать город сверху. Вот наш кудряш держит ключевой кружочек своими тонкими музыкальными пальчиками (про пальцы я сразу секу). Я жму плечами, - не мои проблемы. Что у них - других номеров нет? Это я про себя. А он принялся названивать кому-то и вести переговоры на итальянском. Во время разговора всё теребил этим ключом-обломком. После диалога с невидимым собеседником он вручает мне ключ - другой - целенький - без номерной таблички. Сказал: в 127-й номер иди. Стал подробно объяснять путь следования. Я только запомнила про этаж - 1-й. Я позже поняла, почему он так пространно и подробно рассказывал - как мне найти 127-ю комнату... Я наивно думала, что уже близка к заселению... И глубоко заблуждалась... В прямом и переносном смысле... 127-ю комнату мне не суждено было найти... На некоторых дверях жилых комнат этого сказочного отеля не были указаны номера. Какая прелесть! Как у Булгакова. Или у Стругацких. Главное - 125-я комната была обозначена. А дальше - начинались 130-й, 131-й и т.д. Я сделала несколько кругов - совсем как Фарада, гость с Юга, - в "Чародеях"... Пыталась вычислить из не обозначенных комнат - свою, 127-ю. А как вычислять - тыкаться ключом - и надеяться, что выбор верный? Вставила наугад в одну из неопознанных комнат - ключ не подошёл. Дальше не стала экспериментировать. Кто знает, - ворвёшься вот так к отдыхающим, или - как знать - подойдёт ключ - а это вовсе не мой 127-й, и, может, тут через комнату эти ключи дублетные? Я бы не удивилась - в таком "мажорном" отеле всего можно ожидать... Прусь назад к пареньку. А он как раз занимался с баварским узбеком и его семьёй. Но он сразу переключился на меня. Объясняю, как могу, что моего номера не существует. Я думала, что он сам меня отведёт в 127-й. Не отвёл. А зря. Это был бы самый кратчайший путь моего заселения. Он выбрал другой. Да, мальчик лёгких путей не ищет... Он решил идти до конца. И заселить меня именно в тот номер, который был предназначен изначально. Но от того номера ведь сломан ключ. Интересно, как он поступит?.. А поступил он просто и логично! Пошёл, принёс чемодан с бесчисленным количеством ключей, замков, деталей разнообразных запирающих устройств... Расположился на полу и... в течение 10 минут поменял замок. Вот и все дела. Не прошло и полутора часов, как я заселилась в "Ягуар"!! Ну, слава богу! Теперь можно и в душ! Но дважды переспросила его - этот номер за ту же цену, которая у меня снялась, - потому что доплачивать за личный душ и завтрак я не собираюсь. Он уверил меня, что с моей карты больше не сочтётся ни евро. Вот такая история заселения во франкфуртский "Ягуар". Но место очень удачное - в географическом плане. 2 минуты пешком - и я на станции метро "Zoo". Зоопарк рядом. До которого я так и не дошла. Не люблю я зоопарков. Животные должны обитать в своих привычных флорах. В свободном полёте. А не за решёткой. Хотя - конечно, - зарубежные зоопарки намного приятнее российских. И животные, думаю, там лучше чувствуют себя, чем в наших отечественных зоопарках. И ещё у меня рядом проходил трамвайный маршрут - прямо до Майна, до живописных набережных - музейная набережная, набережная тропических садов... Правда, по тропической набережной мне не удалось в полную меру погулять. Там, в тенистых экзотических пальмах нежились местные бомжики. Я не стала нарушать эту идиллию... Прошлась по кромке, не вдаваясь в глубь зарослей...
Театр во Франкфурте (12 июня), где играют дети с физическими и умственными отклонениями. Для меня целое открытие. Два мальчика с явными признаками болезни Дауна. Играли превосходно - и танцевали, и пели под собственный аккомпанемент - на электрогитарах. Такое зрелище!
Много сидела на берегу Майна, такая красота: солнце, воздух и река. Периодически меняла ракурс обозрения. То на готические здания исторического центра любовалась, то на небоскрёбы, то на череду живописных мостов... Прекрасное занятие - созерцание, любование, - блаженство!..
Посещение франкфуртского кладбища. Кладбище Hauptfriedhof. В новых городах я всегда (почти всегда!) успешно нахожу местные кладбища. Франкфурт не исключение. Благополучно доехала на трамвае. На трамвайном пути в сторону городского кладбища неожиданно возникла библиотека. Национальная. Как позже выяснилось. Таких на всю Германию две штуки: одна в Лейпциге, вторая здесь, во Франкфурте. Я себе на заметку взяла - насчёт библиотеки. Но нарушать принятый маршрут не стала, продолжала держать путь к кладбищу. Провела там два с лишним часа. Всё кладбище утопает в зелени, высоченные сосны, ели, липы...Это целый парк. Много тенистых скамеечек, я то на одну присяду, то на другую. Памятники очень завораживают. Один мне сильно впечатался в память. И я сфотографировала его. Но на фото не очень понятно что к чему. Попробую описать. Представьте раскрытую книжку. На мраморной странице слева вверху фигурка мотоциклиста на мотоцикле. И тут же обозначены даты жизни...
На этом кладбище захоронен Артур Шопенгауэр . Я долго искала его могилу, без конца обращалась за навигацией к кладбищенским уборщикам. Там их такое количество! За чистотой следят, чистят, убирают, моют памятники, поливают цветы на могилах. Они катаются на уборочных мини-машинках, снуют туда-сюда. Вот я их и залавливала/тормозила и пытала, как найти могилу знаменитого философа.По пути ещё напала на другого философа - живого. Седовласый дедушка бодро вышагивал по дорожке кладбища. Наверно, навещал прах родственника или друга. Он сам признался, что он философ. И даже препод во Франкфуртском университете. После того признался, как я и его решила тормознуть - в плане консультации. По ориентированию на местности. Вот он рассказал мне кратко свою "философскую" историю и в завершении признался, что хоть сам - практикующий философ, но не знает, где захоронен его старший "коллега". В итоге отыскала. При помощи других гостей, также как и, я гуляющих по кладбищенскому парку. Надгробная плита очень скромная. С трудом прочитывается имя, я зафотографировала. Так мне понравилось гулять по франкфуртскому кладбищу! Я там устроила себе ланч из десерта. Заранее - на фруктовом базаре в переходе перед метропикетами я прикупила себе часть арбуза. Они молодцы - продают резаную бахчевую культуру. Яркий, красный, сахарный. И на лавочке в кладбищенском парке я его выкушала. Такого вкусного арбуза я давно не ела. Помню из глубокого детства такой вкусный сахарный арбуз. На кладбище посетителей очень мало, количество уборщиков явно превышает число гостей...
Библиотека
Библиотека - национальная - во Франкфурте. В этот же день я доехала до национальной библиотеки. И тут меня ждало открытие. Благодаря русскоязычной сотрудницы информцентра библиотеки - молодой девушки Татьяны. В руки которой я попала сразу же, как вошла в центральный вход этого культурно-массового учреждения. Она, во-первых, позволила мне немного прогуляться по библиотеке. Что категорически воспрещено. Двери открыты только для читателей. И ещё мне несказанно повезло, что Татьяна мне поведала о существовании одного факта - в библиотеке находится картина нашего отечественного художника и писателя - Дмитрия Пригова. И это не случайно - т.к. родители Дмитрия немецкого происхождения и сам Пригов подолгу жил в Германии. Но как именно попала картина в библиотеку - не совсем знаю - опять же - со слов Татьяны. Она сама недавно узнала о существовании этой картины. Потому что произведение художника хранится не на видном месте, а в подвальном помещении - там, по соседству с библиотечным подземным гаражом небольшой выставочный комплекс в несколько ярусов. И Татьяна, оставляя машину в гараже, в течение полугода, что работала здесь, обращала внимание на какую-то странную картину - которая состояла из трёх частей. Имеется общее название картины и отдельно - название - для каждой части изо всех трёх. Позже скажу, что за названия. Татьяне не понятен был смысл картины. Но ей как-то недосуг было расспросить об истории этой картины. Потом как-то случилось, она задала вопрос знающим людям и ей ответили, что картину библиотека приобрела за большие деньги. Продолжение следует... Да. Продолжение следует - и в первую очередь указую на свою ошибку. Грубейшую. Картина-то не Пригова. А Ильи Кабакова. Что мне стукнуло в голову! Набивала я на компе спустя месяц после поездки. И по памяти. А вчера сунула нос в свои записи, хотела уточнить название картины и обнаружила свой "косяк". А так отчётливо впечаталось в память, что это Пригов! Я была уверена. И ведь какое совпадение - про немецкое происхождение родителей Дмитрия. И , между прочим, в 2008 году именно во Франкфурте была организована выставка российских художников-авангардистов-концептуалистов. В том числе и Дм. Пригова. Но была бы понятна моя ошибка на фоне этих фактов. Но я-то ими овладела после того, как напечатала в своих черновиках про Пригова , ещё не обращаясь к своим "рукописям". Просто была такая самоуверенность, что я ничего не путаю. И не сверяясь пока с записями в блокноте, стала по интернету выяснять информацию про Пригова. И нарыла про немецкие корни, про выставку, которая проходила во Франкфутре уже после смерти Дм. Пригова. (Скончался он в 2007). И вот ещё подтверждение того, что я записав - сразу забываю, и в голове не держу. Я ведь стоя у картины, всё тщательно переписывала. Картина "сложная". Как я говорила выше - состоит из 3-х частей, взаимосвязанных. Сейчас пытаюсь по своим торопливым записям восстановить общее название картины. Надо, конечно, быть в курсе разносторонних особенностей творческой личности Кабакова. У него часто встречаются картины с излюбленным приёмом - вопрос-ответ. Во всяком случае - вот что было написано рядом с "триптихом" Кабакова в б-ке во Франкфурте: "Борис Иванович Зимин. Чьи это крылья?" Софья Григорьевна Панич: "Анастасии Ивановны". Сергей Владимирович Сазонов: "Чьи это крылья?" Антонина Ивановна Сысоева: "Ольги Ивановны". Крылья присутствовали на всех трёх частях. Похожие на птичьи. И были изображены только крылья. Но на третьей, последней части - крылья были едва различимы. Но я их углядела. Кроме крыльев на картинах было изображено что-то абстрактно-концептуальное. Пересказать затрудняюсь. Я впервые столкнулась с подобного рода видом искусства. Вопрос-ответ. Все эти - Антонины Ивановны, Ольги Ивановны - вымышленные персонажи. Я немного прошарила по интернету про Кабакова, у него нередко встречаются такие приёмы - с вопросами и ответами. Причём, каждая из 3-х частей картин на разных этажах. А весь пролёт ведёт в подбиблиотечно-подземный гараж. И на картину взглянуть приходят люди искушённые. Вообще - мало кто знает про картину Кабакова в стенах государственной библиотеки Франкфурта. Первая часть - на 3-м ярусе. Надпись рядом: "Борис Иванович Зимин. Чьи это крылья?" Софья Григорьевна Панич: "Анастасии Ивановны". Но не буду утверждать, что именно вся эта надпись на первой картине. Может, частично. Потому что я зафиксировала в своих записях весь авторский текст сразу. А, может, он и был только на первой части картины. А сами-то части, как я сказала - были разбросаны на разных этажах. Вот сейчас я подумала: почему я не так дотошно записала у себя. Тогда, может, мне показалось, что это не важно. А сейчас думаю, что очень важно...
Театр
Театр. Уже по фото в программке - чую - ждёт меня "отрывной авангард"! На фото крупным планом два фейса и оба - с розоватыми волосами. Не то, чтобы розовый цвет, - но с отливом. Я пока - глядя на изображение - только гадала, кто эти "розовые". Может, Себастьян с Виолой - брат с сестрой... Или Мальволио с сэром Тоби... Тут всего можно ожидать... В зал ещё не приглашали. Фойе красивое, золотоблестящее, с круговой оконнопанорамой исторического Франкфурта. Смотрю фотографии спектакля в фойе. Другое шокирующее фото: дама с усами. Уже в процессе спектакля узнаю, что это персонаж Виолы-Цезарио. Вернее, не так. Не с усами. Усы на указательном пальце руки актрисы. Нарисованы. Так витиевато-закрученно разрисованы - как у С. Дали... И этот пальчик актрисы придерживала над верхней губой - там, где и положено произрастать усам (и женским, и мужским) Да, вот приятный момент со стороны администрации театра. После 2-го звонка призывали всех желающих присесть поближе к сцене. Я, конечно, воспользовалась предложением, уселась на 2-й ряд по центру. И вот - начало. Сначала про костюмы. Это что-то сногсшибательное. Первый персонаж (Орсино - я вычислила несколько минут спустя после его выхода) выходит в длинном блестящем с золотым отливом плаще. Гламурного модельного покроя. С длинным разрезом сзади. Позже я разглядела, что это - комбинезон с широкими сильно-расклешёнными брючинами. По всей ткани - большие круговые линии, расшитые красно-серебряными нитями. Эффектно появляется на сцене. С бордовым маникюром. Когда по мере его передвижения развивались широкие штанины комбинезона, были видны стройненькие ножки, - одна была в чулочке в сеточку, вторая ножка - в блестящей лосинке... Потом - когда комбинезончик сильнее распахнулся - вниманию зрителей представился полный вид "задрапированных" ножек: Два разных оформления задних конечностей - правая, которая в сеточку и левая - гладко-блестящая, - соединялись примерно на уровне чуть выше середины бёдерных костей - а ещё выше всё это сливалось в блестючие шортики. И ещё - Орсино был с розовыми перламутровыми волосами. Это один из персонажей, - я первыми увидела на фото) Всё в комплексе смотрится очень ярко, зрелищно: сверкающий золото-серебряным отливом комбинезон, розово-перламутровые волосы, авангардно-выбритая интересными линиями причёска, грим, и плюс - опережаю - вокал . Сценография так оформлена, что дальняя часть сцены приподнята метра на 4 (на этой верхней панели и появляется Орсино) и плавно спускается "горочкой" к противоположной части сцены, которая в непосредственной близи к зрительским первым рядам. Выходит - и сразу - шок! Вернее - рок! В прямом смысле. Под живое музыкальное оформление. Слева находился музыкальный ансамбль. С гитарой, электроорганом, ударными. Музыканты все в масках.
Сэр Эндрю Эгьюйчик появляется не менее эффектно - стремительно выезжает на роликах. И в шортиках. Он на протяжении всего спектакля меняет шортики. Масса шортиков - и все - очень сексуальные. Любая модница позавидует... Сэр Эндрю Эгьюйчик - второй - тот, у кого розовые волосы. Может, я описываю слишком подробно и нудно. Но мне так хотелось запечатлеть все нюансы... Мне всё нравилось - всё в целом. И постановка, и наряды, и музыкальное оформление, и актёрская игра - одним словом - полифония!
Шут - пожилой актёр. Похож на старого рокера. Оливия появляется с таким гримом, - на лице размазаны чёрные подтёки - будто следы от слёз, печаль о пропавшем брате.
Девчонки все подвижны, пластичны, и такие хулиганистые - ну у Шекспира в "12-й ночи" и предполагаются розыгрыши и всякого рода смешные проделки. Во время спектакля я вдруг подумала, что всю весёлую компанию - Сэра Тоби, Марию, Оливию, сэра Эндрю Эгьючека - смело можно сравнить с булгаковской свитой Воланда. А шут - типичный Воланд... Такие вот мысли меня посетили на спектакле. Хотя - шута облачили в клетчатый пиджак... Тогда это - Коровьев... А Орсино - такой величественный, важный - я немного подумав, скорее именно его ассоциировала бы с Воландом.
Во время вокально-инструментальных исполнений вся хулиганская компания - Сэр Тоби, Мария, Оливия, сэр Эндрю Эгьючек, шут - все до одного проявили музыкально-ритмичные способности. Тоже подыгрывали, от души вносили свой щедрый вклад в общую композицию: шут лихо наяривал - стучал по железному ведру. сэр Эгьючек из швабры сделал подобие гитары, перебирая невидимые струны. И самозабвенно издавал звуки своей импровизированной гитары. Мария исполняла джазовую композицию. На английском. Наяривали вовсю! Это надо было видеть! Профессиональные музыканты давно завершили свой аккомпанемент Орсино, сам Орсино после своего выступления галантно раскланивается (надо добавить в сноске: весь спектакль пронизан музыкальными вставками, номерами - вокальными, танцевально-хореографическими, местами пантомимическими - и так вплетены искусно с саму комедийно-драматургическую пьесу Шекспира, что ощущение, безусловно, целостного спектакля. Сама "12-я ночь" Шекспира предполагает яркую, весёлую театральную импровизацию. Тут такое раздолье для творческих идей, ходов - целый Ниагарский водопад - в незамёрзшем, незимнем варианте, конечно... Да, номер выступления Орсино закончился, а наши чудаки-юмористы так увлеклись своим исполнительским искусством, что ничего не замечали. Самое интересное - они играли, стучали, отплясывали лично свои номера, каждый слушал только себя, свой внутренний голос - у них не было задачи исполнить единое музыкальное произведение: шут выстукивал так, будто он барабанщик в какой-то крутой группе метал-рока, Мария вытягивала романтично-лирический джаз, сэр Эгьючек в своих блестючих шортиках и на роликах "лабал" на швабре дискотечную композицию, при этом мастерски делал сложные ролерские элементы - подпрыгивал, умудрялся в прыжке перевернутся в воздухе и благополучно, эффектно приземлиться... Вот несмотря на то, что каждый тянул свою "песню" - смотрелось цельно, связно - потому что такое мастерство было продемонстрировано! Я проассоциировала бы всё это зрелище ещё с синтетическим театром Таирова. У Таирова был очень развит актёр - режиссёр стремился, чтобы его актёры овладевали всеми видами зрелищного искусства: в сочетании с драматургическим действием - вокал, хореография, пантомима, клоунада. И для полного счастья - ещё и элементы циркового искусства...
Весь этот великолепный импровизированный музыкальный номер проходил под безудержный зрительский хохот. Казалось, это может длиться бесконечно - пределам актёрского мастерства нет ограничительных рамок. Но всё когда-то заканчивается - столь пламенное выступление было прервано появлением Оливии. Она в секунду смогла "укротить" музыкантов. Только шут чуть дольше других своих "коллег" выходил из состояния драйва. Барабанщик - и этим сказано всё. На первом ряду ребёнок заливался смехом, - я вспомнила свою Веруню, она тоже так непосредственно реагировала на взрослые спектакли. Это такой смех царил - пока что ещё не появлялся в жёлтых чулках Мальволио! Самый кульминационный момент, вершина юморных развлечений нашей честной компании! Ох, как классно они разыграли глупца Мальволио!! Актёра облачили в колготки сочного жёлтого цвета. Актёр несколько полноват, и колготки не дотягивались до талии, заканчивались на бёдрах; а над колготками и бёдрами нависал неслабый животик... - Видик тот ещё!! Компаха от души развлекалась над Мальволио и его колготками - проделывали всевозможные вариации - стащили их с парня, и тянули, вытягивали аж по периметру всей сцены этот предмет женского туалета. Такие тягучие колготки! И главное - не рвались! Вот это очень ценное качество! Ну немцы, - они абы что не производят! Германские чулочно-колготочные изделия издавна славятся! Короче - и душили Мальволио этими растянутыми колготками, и перевязывали весь его упитанный стан, и подвешивали, как на пыточной процедуре... А наигравшись в "истязания" - принялись дурачиться - то на голову натянут колготки, и они лопоухими "ушками" волочились за Мальволио, то уже забавлялись колготками, исключив из действия Мальволио: Шут и сэр Эгьючек растягивали колготки в разные стороны. Причём, у Эгьючека получалось круче - он ведь на роликах, стремительно рассекал по сцене, не выпуская колготину из рук. Всю эту возню с колготками прервала Оливия: в самый разгар всеобщего веселья резанула ножницами по колготкам - в самом интересном месте - там, где две "ноги" соединяются, по серединке, ровненько так "чикнула" маникюрными ножничками... Но только по ткани, плоть Мальволио, слава богу, не была задета. Колготки давно уже были стянуты с него и "существовали" на сцене почти что самостоятельной художественной жизнью... Колготки "разъехались"... Это сколько ж колготок им придётся заготавливать? Мдаааааа, искусство... Такая волшебная вещь, ничего не жалко на театральное дело!..
А интересно наблюдать за актёрами, не зная языка. Я вижу, может, то, что не видят немецкоговорящие...
А, вот ещё какой финт проделали с Мальволио и его колготками. Красиво, эффектно - ну загляденье! И просто - как всё гениальное! Нахлобучив на голову жертвы его же жёлтые колготочки - причём, на всю голову - будто грабитель банка - только не в чёрном чулке на голове, а в жёлтой колготке. Далее такие действия: Эгьючек и Тоби изгаляются, импровизируют из колготок - то рожками наставляют над головой Мальволио, то тянут в разные стороны - один - за левую, другой - за правую - кто кого перетянет. И бедный Мальволио, бедная его голова болталась свободно - почти что!, как спелое яблоко на дереве... А потом - как пошли с разбегу, по-ребячьи озорно - курсировать по кругу, эпицентром которого, являлся всё тот же несчастный Мальволио. Его плотно окутали жёлтыми "кольцами"... Полностью - вот как египетская мумия... только в жёлтом коконе "забальзамирована"... Народ в зале просто изнемогал. Такие потешные картинки!!! А ещё до "бальзамирования" была инсценировка "распятия колготками". Распоясавшиеся хулиганы действовали следующими методами: обмотали трепетное тело Мальволио крест-накрест всё теми же непотускневшими жёлтыми колготками (сколько ж они вариаций вынесли - это я про колготки, а не про живых персонажей!..), потом "приковали руки, как Прометею (сплошные библейские и мифологические ассоциации!), хотя, нет - с точностью не скажу, как именно были прикованы руки у Прометея... Но в целом - суть не меняется. Но руки у Мальволио расходились в стороны от тела и немного вверх - правая - вправо, левая - влево... Перед зрителями живая картинка "распятия"... Но всё в комедийном исполнении! И это так радует!! Что всё это - игра, чудачества, шутки и смех, - которые заканчиваются прекрасным финалом. Многострадальный Мальволио освобождён от своих злополучных жёлтых колготок. Тяжело дыша после долгих "экспериментов", постепенно приходит в себя. Все нашли друг друга. Виола брата-близнеца Себастиана, Орсино - Виолу, Оливия - Себастиана... Все счастливы! жизнь продолжается!
Свидетельство о публикации №223071001461