Нечаянная радость

                - Приехала я, значит, в деревню. Подхожу к  погосту, слышу: кто-то  плачет. Приблизилась и вижу: сидит на могилке женщина, вся в темной одежде, а на руках у нее ребенок. Я ей говорю: «Женщина,  что Вы  плачете?» А она: «Некуда мне с ребенком идти». – «Пойдемте, - приглашаю, – ко мне. Мать у меня хоть и суровая, дочка маленькая, да как-нибудь все устроимся». – А она мне: «Не волнуйся,  работай, а я и за твоей дочкой пригляжу». Пошли мы по дороге, повернули к дому. А за домом поле. И вот по этому полю телка здоровая несется прямо на нас, из ноздрей чуть пламя не пышет. Голову нагнула, вот-вот на рога поднимет. А женщина эта подняла руку и говорит спокойно так: «Тише! Тише! Тише!» Телка эта бег замедлила, потом вовсе остановилась, кроткая такая стала. Я спрашиваю женщину: «Кто же Вы, признайтесь, раз  силу такую имеете?» А она отвечает: «Я  Матерь Божия».  Тут моя мамочка, рассказывая свой давний сон,  всякий раз заливалась слезами. И я слушала это нехитрое повествование как будто впервые, а про себя думала: «Неужто меня сама Божья Мать нянчила? Ну и дела!»
     Надо сказать, что вопреки многим невзгодам, лишениям, нужде, выросли мы с младшей сестрой вполне себе людьми, призвание свое нашли: она лечила, а я учила. А зажиточные  родственники, которые не считали нас людьми своего круга, глядели-глядели, как мы гнулись, да не ломались, и говорили о маме: «Она, наверное, СЛОВО знает». На самом деле, если мама какое-то СЛОВО и знала, то было это слово «БОГ». Нет, она не была воцерковлена, постов не соблюдала, но с людьми  поступала по-божески. О ком она только не заботилась! Часто отдавала последнее. О родителях я не говорю: приезжала в отпуск, косила траву, сушила сено, носила тяжеленные вязанки, пилила бревна, колола дрова. Немногочисленная деревенская ребятня за ней ходила по пятам.  Мама сушила липовый цвет и всех ребят собирала  пить чай с конфетами на свежем воздухе. Могла поехать за тридевять земель навестить в больнице одинокую подругу. Кормила соседку-девчонку, заразившуюся ВИЧ-инфекцией, до самой ее смерти: то щей ей нальет, то окрошки, еще с собой еды даст. Я плакала оттого, что у  одной меня в классе  не было кримпленового платья, а она  сидела, обняв меня,  и плакала, потому что не могла мне его купить.  Как это живо сейчас представляется! Какими мелкими были мои желания, эгоистичные желания девочки-подростка, и какими горькими теперь представляются мне мамины слезы. И внуки, и правнуки ее обожали. У мамы на серванте стояла статуэтка оленя с ветвистыми рогами. Она развесит на рогах конфеты и убеждает, что их принес олень из  далекого далека, что таких вкусных конфет больше ни у кого нет. И все в это искренне верили.
      Перечислять мамины добрые дела можно очень долго. На ее отпевании было много людей:  иных чиновников так не хоронят.     Мы,  постаревшие дети,  давно приняли мамину эстафету, а за нами и наши дети. Мама была всегда там, где не ждали уже ничего хорошего. Она рассказывала нам о той или иной встрече, а по ее щекам текли благостные слезы. Нам  не нужны были объяснения, мы понимали, что дарить людям радость едва ли не большее счастье, чем получать что-то хорошее от них. Однажды у нас не было средств на новогоднюю елку, так мама нарядила для нас большой фикус. То-то было радости! Мама  сама была в наших глазах нечаянной радостью. Как сейчас модно говорить, она была неким инструментом в руках Бога. И пусть  кто бы нам ни внушал, что всем не поможешь, что нас используют, и приводил в пример  цитаты из книг по саморазвитию, но если мы ощущаем себя самодостаточными на этом пути, то поступаем правильно.
    Люди частенько лукавят, что ни во что не верят, но в душе на всякий случай оставляют местечко для чуда.  Только чудо тоже стало социально обусловленным. А вдруг? Вдруг придет любовь, большая-пребольшая? Вдруг  на пороге появится чемодан с деньгами?  Кому-то на выпивку не хватает. Кому-то - на хлеб.
     Мы с надеждой смотрим в Небеса и ждем помощи от небесных волонтеров. А они  и  на земле есть. Как говорится в одной восточной притче, «у Бога нет других рук, кроме твоих». Духовные законы жизни незыблемы, их никто не отменял. Есть такая икона «Нечаянная радость», на ней изображен грешник, молящий Божью Мать о заступничестве.  Мне бы хотелось, чтобы побольше было на земле этой нечаянной радости, чтобы   голодные получали пищу, странники – приют, сироты – родителей, бездомные  животинки -  добрые руки…
     Нечаянная радость сродни чуду. Это наши алые паруса. Мы привыкли к чудесам и порой  не замечаем их.  После затянувшегося ненастья выглядывает солнышко, перекидывает свой волшебный  мост радуга. Это ли не чудо?  Цветок, выглядывающий из-под снега под первыми лучами солнца, одуванчик, пробивающийся сквозь асфальт. Все это дарит нам природа.  Она не разбирает, кто свой, кто чужой.  И если ты испытываешь радость, когда помогаешь людям, это  вовсе не глупость, это твоя потребность, твой осознанный  выбор, твой собственный путь.
Июль 2023


Рецензии
Да, вот именно нечаянной радости хочется... Помню, вычитала еще в школе у Чехова в Записной книжке, кажется, а может быть, в письме к брату, что человеку обязательно нужен праздник, не может человек долго жить в одних буднях...
"Давать" или "брать". - Мои родители тоже были дающими, причём без различения на "своих" и "чужих". К своим даже строже и требовательнее. "Чужих" кормили, поили, прощали.
Мне кажется, многое объясняет "С собой ты возьмёшь только то, что отдал. Всё, что дали тебе, останется здесь".
И я наблюдала не раз, среди родни тоже, что тот, кто делился немногим, но последним (как мои родители), под старость ни в чем не нуждался и отовсюду получал помощь. - И обратные примеры процветания семейного в сопровождении скупости, и затем неожиданной нужды - тоже, к сожалению, есть. К сожалению - потому что жалко всех.
Спасибо за тему и её раскрытие, Татьяна.

Геля Островская   11.07.2023 18:15     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Геля. Я рада, что Вы откликнулись.

Ли -Монада Татьяна Рубцова   11.07.2023 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.