Поэты ушедшего времени 3 Александр Блок Часть 2

                ЧАСТЬ ВТОРАЯ
               
                БОЛЕЗНЬ и СМЕРТЬ - продолжение

          И вновь разворачивается настоящая драма в жизни Александра Блока,
  прежде чем завершится смертью.

  Ряд историков полагали,что В.И.Ленин и В.Р. Меньжинский сыграли особо
  негативную роль в судьбе поэта,запретив больному выезд  на лечение в санаторий
  в Финляндию,о чём по ходатайству Максима Горького и Луначарского,шла речь на
  заседании политбюро ЦК РКП(б)12 июля 1921 года.Выхлопотанный Л.Б.Каменевым и
  А.В. Луначарским на последнем заседании политбюро разрешение на выезд было
  подписано 23 июля 1921 года.Но,т.к. состояние поэта ухудшилось,29 июля 1921
  года М.Горький просит разрешение на выезд на выезд и жены А.Блока,как
  сопровождающему лицу.Уже 1 августа разрешение на выезд было подписано
  Молотовым,но М.Горький узнал об этом только 6 августа.

  Оказавшись в тяжелом материальном положении,поэт серьёзно болел и 7 августа
  1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления
  сердечных клапанов на 41 году жизни.

  За несколько дней до смерти прошёл слух,будто поэт сошёл с ума.Накануне смерти
  Блок долго бредил,одержимый единственной мыслью - все ли экземпляры
  "Двенадцати" уничтожены.Однако поэт умер в полном сознании,что опровергли
  слухи о его помешательстве.Перед смертью,после получения ответа на запрос о
  выезде на лечение за границу(от 12 июля),Блок сознательно уничтожает свои
  записи,отказавшись от приёма пищи и лекарств.Как писал В.Ф.Ходасевич:

        "Блок умирал несколько месяцев..Он умер как - то,"вообще" оттого,что был
  болен весь оттого,что не мог больше жить.Он умер от смерти".

  Александр Блок был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда.
  Там же похоронили семью Бекетовых и Качаловых,включая бабушку поэта Ариадну
  Александровну,с которой он находился в переписке.Отпевание было совершено
  протоиереем Алексеем Западаловым 10 августа(28 июля по старому стилю - день
  празднования Смоленской иконы Божье матери)в церкви Воскресения Христова.

           А Смоленская нынче именинница.
           Синий ладан над травою стелется.
           И струится пенье панихидное.
           Не печальное нынче,а светлое.

          Принесли мы Смоленской заступнице.
          Принесли Пресвятой Богородице.
          На руках во гробе серебряном.
          Наше солнце в муке погасшее,
          Александра,лебедя чистого.
                Анна Ахматова

  В 1944 году прах А.Блока был перезахоронен на литераторских мостиках на
  Волковском кладбище.

  СЕМЬЯ и РОДСТВЕННИКИ
  ************************
  Предполагается сыном А.Блока в духе символизма(Стихи о Прекрасной Даме)",1901
  - 1902)ощущение кризиса,который провозглашается в драме "Балаганчик" (1906
  год).Лирика Блока по своей стихийности " близкая музыке,формировавшейся под
  воздействием романса.Через углубление социальных тенденций(цикл "Город",1904 -
  1908 год).Религиозного,интересного(цикл "Снежная маска" Изд."Оры",Санкт -
  Петербург 1907 год),осмысление "странностей мира"(одноимённый цикл (1908 -
  1916 год),осознание трагедии современного человека(пьеса "Роза" и крест",1912
  - 1913 год пришёл к идее неизбежности "возмездия"(одноимённый цикл 1907 - 1913
  год; цикл "Ямбы",1907 - 1914 год;поэма "Возмездие" 1910 - 1921 год).Главные
  темы поэзии нашли разрешение в цикле "Родина" (1907 - 1916 год).

  Парадоксальное сочетание мистического и бытового,брошенного повседневного
  вообще характерно для всего творчества Блока в целом.Это есть отличительная
  особенность и его психической организации,и как следствие,его собственная
  блоковская символика.Особенно характерно в этой связи выглядит ставшее
  хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта "Незнакомки"и
  пьяниц" с глазами кроликов".Блок вообще был крайне чувствительным к
  повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов,с
  которыми сталкивался и которым симпатизировал.

  До революции музыкальность стихов Блока убаюкивала аудиторию,погружала её в
  некий сомнамбулический сон.Позднее в его произведениях появились интонации
  отчаянных,хватающих за душу цыган,песен,(следствие частых посещений
  кафишантанов и концертов этого жанра.,в особенности,оперного представления и
  концертов Любови Дельмас,с которой у Блока впоследствии был роман.

  Особенности поэтического стиля А.А.Блока является использованием метафор.
             Метафорическое восприятие мира он сам признаёт за основное свойство
  истинного поэта,для которого романтическое преображение мира с помощью
  метафоры - не произвольная поэтическая игра,а подлинное прозрение в
  таинственную сущность жизни в виде катехрезы,переходящую в символизм.
  Новаторский вклад А.Блока является использованием дольника как единицы
  стихотворной строки.

         С А.Блока начиналось решительное освобождение русского стиха от
  принципа счёта слогов по стопам,уничтожая канонизирование.Тредиаковским и
  Ломоносовым требования метрического упорядочения числа и расположения слогов в
  стихе.В этом смысле все новейшие русские поэты учились у Александра Блока.

  Поначалу и Февральская и Октябрьская революции Блок воспринимал с готовностью,
  полной поддержки даже с восторгом которого впрочем хватило чуть более чем на
  один короткий и тяжёлый 1918 год.Как отмечал Ю.Б.Анненков.

  В 1917 - 1918 годах Блок,несомненно был захвачен стихийной стороной революции
  "Мировой пожар" казался ему целью,а не этапом.Мировой пожар не был для Блока
  даже сильным разрушением:это был "мировой оркестр народной души".Уличные
  самосуды представлялись ему более оправданными,чем судебное разбирательство.

                Ю.П.Анненков "Воспоминание о Блоке"

  Эта позиция Блока вызвала резкие оценки ряда других деятелей литературы,в
  частности И.А.Бунина.

  "Блок открыто присоединился к большевикам.Напечатал статью,которой восхищался
  Коган Т.С.<...> Песенка - то вообще не хитрая,а Блок человек глупый.Русская
  литература развращена за последние десятилетия необыкновенно.Улица,толпа
  начали играть очень большую роль.Всё и литература особенно - выходит на улицу,
  связывается с нею и подпадали под её влияние.<...> " В Жмеринке идёт еврейский
  погром,как и был погром,в Знаменке..Это называется,по Блокам "народ объят
  музыкальной революцией - слушает,слушает музыку революции!"

                (И.А.Бунин "Окаянные дни")

  Октябрьской революцией Блок пытался осмыслить не только в публицистике,но и
  что особенно показательно в своей непохожей на всё предыдущее творчество поэма
  "Двенадцать"(1918 год).Это яркое в целом недопонятое произведение стоит
  совершенным особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры и
  возражения (как слева так и справа)в течении всего 20 века.Как это ни странно,
  но ключ к реальному пониманию  поэмы можно найти в творчестве популярного в
  дореволюционном Петрограде,а нынче почти забытого шансонье и поэта Михаила
  Савоярова "грубоватое" творчество которого А.Блок высоко ценил и концерты
  которого посещал десятки раз.Если судить по этому языку поэмы "Двенадцать"
  Блок по меньшей мере сильно изменился его послереволюционный стиль стал почти
  неузнаваемым.Видимо он испытал на себе влияние человека с которым в последние
  предреволюционные годы состоял в приятельских отношениях:певца,поэта,
  эксцентрика,Михаила Савоярова."По словам Виктора Шкловского,поэму "Двенадцать"
  все дружно осудили и мало кто понял именно потому,что Блока принимали всерьёз
  и только всерьёз.

               "Двенадцать" - ироническая вещь.Она написана даже не частушечным
  стилем,она сделана блатным стилем.Стилем уличного куплета вроде савоярских.
  В своей статье Шкловский(по гамбурскому счёту)говорил также о Савоярове,самом
  популярном в предреволюционные годы петроградском шансонье,довольно часто(
  хотя и не всегда),выступавший в так называемом "рваном" жанре.До
  неузнаваемости загримировавшись под бродягу - босяка,этот грубый куплетист
  появлялся на сцене в стилизованном наряде типичного уголовника.

  Прямое подтверждение этому тезису мы находим в записной книжке Блока.В марте
  1918 года,когда его жена Любовь Дмитриевна готовилась читать вслух поэму
  "Двенадцать" на вечере и концертах,Блок специально водил её на савоярские
  концерты,чтобы показать каким образом и с какой интонацией следует читать эти
  стихи.В бытовой эксцентрике,даже эпатирующей...,но совсем не
  "символистической",театральной,привычно "блоковской" манере.Судя по всему,
  Блок полагал,что читать "Двенадцать" нужно именно в этой жесткой блатной
  манере,как это делал Савояров,выступая в амплуа питерского уголовника (или
  босяка).Однако сам Блок в таком характерном образе читать не умел и не
  научился.Для такого результата ему пришлось бы самому стать как "он выразился,
  эстрадным поэтом - куплетистом)".

  Именно таким образом поэт мучительно пытался отстраниться от кошмара,
  окружавшего его в последние три года петроградской(и российской) жизни,то ли
  уголовной,то ли военной,то ли какого - то странного междувременья.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ

                ************  ************

                11.07.2023
            


Рецензии