Поэты ушедшего времени 3 Александр Блок Часть 2
БОЛЕЗНЬ и СМЕРТЬ - продолжение
И вновь разворачивается настоящая драма в жизни Александра Блока,
прежде чем завершится смертью.
Ряд историков полагали,что В.И.Ленин и В.Р. Меньжинский сыграли особо
негативную роль в судьбе поэта,запретив больному выезд на лечение в санаторий
в Финляндию,о чём по ходатайству Максима Горького и Луначарского,шла речь на
заседании политбюро ЦК РКП(б)12 июля 1921 года.Выхлопотанный Л.Б.Каменевым и
А.В. Луначарским на последнем заседании политбюро разрешение на выезд было
подписано 23 июля 1921 года.Но,т.к. состояние поэта ухудшилось,29 июля 1921
года М.Горький просит разрешение на выезд на выезд и жены А.Блока,как
сопровождающему лицу.Уже 1 августа разрешение на выезд было подписано
Молотовым,но М.Горький узнал об этом только 6 августа.
Оказавшись в тяжелом материальном положении,поэт серьёзно болел и 7 августа
1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления
сердечных клапанов на 41 году жизни.
За несколько дней до смерти прошёл слух,будто поэт сошёл с ума.Накануне смерти
Блок долго бредил,одержимый единственной мыслью - все ли экземпляры
"Двенадцати" уничтожены.Однако поэт умер в полном сознании,что опровергли
слухи о его помешательстве.Перед смертью,после получения ответа на запрос о
выезде на лечение за границу(от 12 июля),Блок сознательно уничтожает свои
записи,отказавшись от приёма пищи и лекарств.Как писал В.Ф.Ходасевич:
"Блок умирал несколько месяцев..Он умер как - то,"вообще" оттого,что был
болен весь оттого,что не мог больше жить.Он умер от смерти".
Александр Блок был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда.
Там же похоронили семью Бекетовых и Качаловых,включая бабушку поэта Ариадну
Александровну,с которой он находился в переписке.Отпевание было совершено
протоиереем Алексеем Западаловым 10 августа(28 июля по старому стилю - день
празднования Смоленской иконы Божье матери)в церкви Воскресения Христова.
А Смоленская нынче именинница.
Синий ладан над травою стелется.
И струится пенье панихидное.
Не печальное нынче,а светлое.
Принесли мы Смоленской заступнице.
Принесли Пресвятой Богородице.
На руках во гробе серебряном.
Наше солнце в муке погасшее,
Александра,лебедя чистого.
Анна Ахматова
В 1944 году прах А.Блока был перезахоронен на литераторских мостиках на
Волковском кладбище.
СЕМЬЯ и РОДСТВЕННИКИ
************************
Предполагается сыном А.Блока в духе символизма(Стихи о Прекрасной Даме)",1901
- 1902)ощущение кризиса,который провозглашается в драме "Балаганчик" (1906
год).Лирика Блока по своей стихийности " близкая музыке,формировавшейся под
воздействием романса.Через углубление социальных тенденций(цикл "Город",1904 -
1908 год).Религиозного,интересного(цикл "Снежная маска" Изд."Оры",Санкт -
Петербург 1907 год),осмысление "странностей мира"(одноимённый цикл (1908 -
1916 год),осознание трагедии современного человека(пьеса "Роза" и крест",1912
- 1913 год пришёл к идее неизбежности "возмездия"(одноимённый цикл 1907 - 1913
год; цикл "Ямбы",1907 - 1914 год;поэма "Возмездие" 1910 - 1921 год).Главные
темы поэзии нашли разрешение в цикле "Родина" (1907 - 1916 год).
Парадоксальное сочетание мистического и бытового,брошенного повседневного
вообще характерно для всего творчества Блока в целом.Это есть отличительная
особенность и его психической организации,и как следствие,его собственная
блоковская символика.Особенно характерно в этой связи выглядит ставшее
хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта "Незнакомки"и
пьяниц" с глазами кроликов".Блок вообще был крайне чувствительным к
повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов,с
которыми сталкивался и которым симпатизировал.
До революции музыкальность стихов Блока убаюкивала аудиторию,погружала её в
некий сомнамбулический сон.Позднее в его произведениях появились интонации
отчаянных,хватающих за душу цыган,песен,(следствие частых посещений
кафишантанов и концертов этого жанра.,в особенности,оперного представления и
концертов Любови Дельмас,с которой у Блока впоследствии был роман.
Особенности поэтического стиля А.А.Блока является использованием метафор.
Метафорическое восприятие мира он сам признаёт за основное свойство
истинного поэта,для которого романтическое преображение мира с помощью
метафоры - не произвольная поэтическая игра,а подлинное прозрение в
таинственную сущность жизни в виде катехрезы,переходящую в символизм.
Новаторский вклад А.Блока является использованием дольника как единицы
стихотворной строки.
С А.Блока начиналось решительное освобождение русского стиха от
принципа счёта слогов по стопам,уничтожая канонизирование.Тредиаковским и
Ломоносовым требования метрического упорядочения числа и расположения слогов в
стихе.В этом смысле все новейшие русские поэты учились у Александра Блока.
Поначалу и Февральская и Октябрьская революции Блок воспринимал с готовностью,
полной поддержки даже с восторгом которого впрочем хватило чуть более чем на
один короткий и тяжёлый 1918 год.Как отмечал Ю.Б.Анненков.
В 1917 - 1918 годах Блок,несомненно был захвачен стихийной стороной революции
"Мировой пожар" казался ему целью,а не этапом.Мировой пожар не был для Блока
даже сильным разрушением:это был "мировой оркестр народной души".Уличные
самосуды представлялись ему более оправданными,чем судебное разбирательство.
Ю.П.Анненков "Воспоминание о Блоке"
Эта позиция Блока вызвала резкие оценки ряда других деятелей литературы,в
частности И.А.Бунина.
"Блок открыто присоединился к большевикам.Напечатал статью,которой восхищался
Коган Т.С.<...> Песенка - то вообще не хитрая,а Блок человек глупый.Русская
литература развращена за последние десятилетия необыкновенно.Улица,толпа
начали играть очень большую роль.Всё и литература особенно - выходит на улицу,
связывается с нею и подпадали под её влияние.<...> " В Жмеринке идёт еврейский
погром,как и был погром,в Знаменке..Это называется,по Блокам "народ объят
музыкальной революцией - слушает,слушает музыку революции!"
(И.А.Бунин "Окаянные дни")
Октябрьской революцией Блок пытался осмыслить не только в публицистике,но и
что особенно показательно в своей непохожей на всё предыдущее творчество поэма
"Двенадцать"(1918 год).Это яркое в целом недопонятое произведение стоит
совершенным особняком в русской литературе Серебряного века и вызывало споры и
возражения (как слева так и справа)в течении всего 20 века.Как это ни странно,
но ключ к реальному пониманию поэмы можно найти в творчестве популярного в
дореволюционном Петрограде,а нынче почти забытого шансонье и поэта Михаила
Савоярова "грубоватое" творчество которого А.Блок высоко ценил и концерты
которого посещал десятки раз.Если судить по этому языку поэмы "Двенадцать"
Блок по меньшей мере сильно изменился его послереволюционный стиль стал почти
неузнаваемым.Видимо он испытал на себе влияние человека с которым в последние
предреволюционные годы состоял в приятельских отношениях:певца,поэта,
эксцентрика,Михаила Савоярова."По словам Виктора Шкловского,поэму "Двенадцать"
все дружно осудили и мало кто понял именно потому,что Блока принимали всерьёз
и только всерьёз.
"Двенадцать" - ироническая вещь.Она написана даже не частушечным
стилем,она сделана блатным стилем.Стилем уличного куплета вроде савоярских.
В своей статье Шкловский(по гамбурскому счёту)говорил также о Савоярове,самом
популярном в предреволюционные годы петроградском шансонье,довольно часто(
хотя и не всегда),выступавший в так называемом "рваном" жанре.До
неузнаваемости загримировавшись под бродягу - босяка,этот грубый куплетист
появлялся на сцене в стилизованном наряде типичного уголовника.
Прямое подтверждение этому тезису мы находим в записной книжке Блока.В марте
1918 года,когда его жена Любовь Дмитриевна готовилась читать вслух поэму
"Двенадцать" на вечере и концертах,Блок специально водил её на савоярские
концерты,чтобы показать каким образом и с какой интонацией следует читать эти
стихи.В бытовой эксцентрике,даже эпатирующей...,но совсем не
"символистической",театральной,привычно "блоковской" манере.Судя по всему,
Блок полагал,что читать "Двенадцать" нужно именно в этой жесткой блатной
манере,как это делал Савояров,выступая в амплуа питерского уголовника (или
босяка).Однако сам Блок в таком характерном образе читать не умел и не
научился.Для такого результата ему пришлось бы самому стать как "он выразился,
эстрадным поэтом - куплетистом)".
Именно таким образом поэт мучительно пытался отстраниться от кошмара,
окружавшего его в последние три года петроградской(и российской) жизни,то ли
уголовной,то ли военной,то ли какого - то странного междувременья.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
************ ************
11.07.2023
Свидетельство о публикации №223071001533