Пушкин Формула гибели Не дай бог хорошей жены

Пушкин А.С.   в письме женке  Н. Н. около (не позднее) 30 сентября 1832 г. из Москвы в Петербург:
Не дай бог хорошей жены …
В этом признании  от октября 1832  словами народной русской беспощадной мудрости вся «тайна»  погибели Пушкина, решившего жениться на Н.Н. Гончаровой
А  Б-г не принял молитвы
Иначе не погибнуть Гению,  не быть Пушкину бессмертным и Нашим Всем и, кажется, уже навсегда: нам нужна жертва.  Живые гении не ценятся

«
… Вот видишь, что я прав: нечего было тебе принимать Пушкина*. Просидела бы ты у Идалии** и не сердилась на меня. Теперь спасибо за твое милое, милое письмо. Я ждал от тебя грозы, ибо по моему расчету прежде воскресения ты письма от меня не получила; а ты так тиха, так снисходительна, так забавна, что чудо. Что это значит?
Уж не кокю ли я? 
Смотри!
Кто тебе говорит, что я у Баратынского не бываю? Я и сегодня провожу у него вечер, и вчера был у него. Мы всякий день видимся. А до жен нам и дела нет.
Грех тебе меня подозревать в неверности к тебе и в разборчивости к женам друзей моих.
Я только завидую тем из них, у коих супруги не красавицы, не ангелы прелести, не мадонны etc. etc.
Знаешь русскую песню —

Не дай бог хорошей жены,
Хорошу жену часто в пир зовут.
А бедному-то мужу во чужом пиру похмелье, да и в своем тошнит
»

*) Пушкин — родственник Натальи Николаевны, Ф. М. Мусин-Пушкин.
**) Идалия — И. Г. Полетика, родственница Н. Н. Пушкиной, сыграла будто бы неблаговидную роль во взаимоотношениях Н. Н. Пушкиной с д-Антесом (по кочующей в пушкинистике легенде … но сама НН незадолго перед своей кончиной пришла вербально с повинной к своей компаньонше:  Свидание было.  Голова вскружилась … Но, чтоб спасти себя от мужних пыток чернильницей-арапчонком  и позора, свалила все на двух гей-баронов Геккеренов, фактически толкнув мужа  на тропу к барьерам пистолетного рокового поединка)

Такая горечь в этом письме…

«Уж не кокю ли я?”
Муж-рогоносец …

Как стерпеть стыд и вынести муку?


Рецензии