Моя Сююмбике

 Вечерняя Казань. На железнодорожном вокзале оживленно. Кто-то отправляется в дальнее путешествие с большими чемоданами и баулами, кто-то спешит на пригородную электричку. Голос диктора громко объявляет: поезд «Владивосток – Казань» прибывает на первый путь.
 Из вагона выходят мама с сыном шести лет и медленно идут по перрону.
- Мама, это Казань?
- Да, сынок, это мой родной город.
- А здесь есть Кремль?
- Есть. И он очень красивый.
- Ты мне покажешь его?
- Конечно, покажу.
- Пойдем прямо сейчас.
- Сейчас нас ждет твоя бабушка. Ты не забыл, как будешь ее называть?                - Не забыл, не забыл. Я ее буду называть эбием.
 Они шли, разглядывая привокзальную площадь и прохожих. Обходя здание вокзала, увидели величественное изображение девушки на стене. Мальчик тронул маму за руку и они остановились.                - Смотри, мама, смотри, как красиво.                - Да, сынок. Татарские девушки всегда славились своей красотой.                - Мама, ты тоже татарская девушка?                Мама засмеялась.                - Да, я тоже.               
 Они сели в трамвай, который не спеша ехал по своему маршруту. Любуясь огнями родного города, который проплывал за окном, она узнавала и не узнавала его. Вспомнив, как уезжала отсюда почти восемь лет назад, ее охватила грусть, но сын своими бесконечными вопросами вновь заставил ее улыбаться. А вот и остановка. Трамвай, позванивая, поехал дальше. Пройдя несколько шагов вдоль путей, они свернули на зеленую улицу.
 Ей захотелось побежать к родному дому, запах которого ей так часто снился по ночам, но она была не одна. Она невольно ускорила шаг. Мальчик еле успевал за ней. Скоро они подошли к деревянному дому с ярко освещенными окнами. В палисаднике цвел жасмин, аромат которого разливался в вечернем воздухе. Она заплакала. Именно этот куст они посадили с мамой в день ее свадьбы, но она впервые увидела его цветение. Сразу после свадьбы она последовала за мужем на Дальний Восток по месту его военной службы.                - Мама, зачем ты плачешь?                Она не могла говорить и, присев на корточки, просто обняла сына. Он посмотрел на нее и стал гладить своими ладошками ее мокрое лицо.
 Скрипнула калитка. Это был до боли знакомый звук. Мама с сыном обернулись. Молодая женщина бросилась в объятия старой женщины, шагнувшей за калитку.                - Исенмесез, энием.                Обе женщины плакали. Мальчик притих и стоял в сторонке. Он всем своим детским сердцем чувствовал, что сейчас нельзя ничего говорить. Спустя какое-то время женщины немного успокоились. Молодая подошла к сыну и взяла его за руку.                - Энием, это мой сын Артем.
- Здравствуй, эбием.                Бабушка крепко обнмает внука, которого видит в первый раз и краем платка вытирает слезы на глазах.
- Проходите, дорогие мои, проходите. Эчпочмаки уже готовы.
- Мама, что такое эчпочмаки?
- Сейчас сам увидишь, сынок.
Они все вместе входят в дом. Гости умываются с дороги  и садятся за стол. Бабушка наливает горячий чай из самовара. Артем встает и подходит ближе. Ему все интересно.
 Попробовав эчпочмак, он ест его с таким аппетитом, что бабушка вновь смахивает слезу. Глаза мальчика уже слипаются. Он ложится на диван и тут же засыпает, а мама и дочь долго сидят за столом, держась за руки. Они смотрят друг на друга и не могут наговориться. Они то улыбаются, то плачут. Бабушка в слезах благодарит дочь, что привезла внука.
 Утром мальчик просыпается и бежит на кухню:
- Как вкусно пахнет. Вчера был вкусный вечер, сегодня вкусное утро.                Все засмеялись.
- Иди, Артем, умываться. Будем пить чай с блинами и вишневым вареньем.
- А чай из самовара?
- Конечно, из самовара. Такой чай самый вкусный.
- Мама, а почему у нас нет самовара?
- Мы тоже купим самовар, ты сам его выберешь. Хорошо?
- Да, да, да.                Мальчик запрыгал от радости. Он обнял маму, а потом бабушку. Наконец, все сели за стол. Они пили чай, любуясь веточкой жасмина в вазе на столе.
- А сейчас, сынок, мы пойдем с тобой смотреть Кремль.
- Ура! В Кремль.
 И они снова ехали по Казани, но уже в автобусе. Артем сидел у окна и, проезжая по мосту, еще издали увидел белокаменные башни и стены. Мальчик замер от восторга. На остановке мама и сын, взявшись за руки, пошли в сторону Кремля. Они шли по брусчатке и любовались открывшейся картиной. Пройдя через арочный вход в Спасской башне, они попали на Кремлевскую территорию. Смотровая площадка Преображенской башни открыла перед ними панораму города, белокаменные башни, мечеть Кул-Шариф. Спустившись, они подошли ближе к мечети, удивляясь его красоте и количеству туристов. Они шли, осматривая каждое здание. Мальчик уже знал буквы и читал по слогам названия музеев. Чуть позже, пройдя через зеленый сквер, осмотрели величественный Благовещенский собор с куполами и пошли дальше.
- Мама, почему одна башня не белая, а красная?
- Артем, это особенная башня, башня Сююмбике.
- Сююмбике? Это слово похоже на имя.
- Ты прав. Это татарское женское имя. Так зовут мою маму, твою эбием.                - Да? Как интересно. А почему башня так называется?                - Ты мне сначала ответь: в каком веке мы живем?                - Мама, я это уже знаю, в 21 веке. Я же скоро пойду в школу.                - Молодец! Так вот, слушай. В 16 веке жила очень красивая девушка Сююмбике. Посчитай, сколько лет назад это было?                - 500 лет.                            - Правильно, это было 500 лет назад. Сююмбике была родом из Ногайской Орды, а стала молодой женой казанского хана. Когда ее муж погиб, она стала женой правителя Казанского ханства. Правитель тоже скоро погиб и правителем стал его двухлетний сын. Но мальчик был еще маленький и не мог пока править ханством, поэтому правительницей стала его мать Сююмбике.                - А правительница означает царица, мама?                - Да, царица.                - Что же было дальше? Расскажи.                - Царица Сююмбике была очень умной и справедливо правила Казанским ханством. Заботясь о своем народе, она завоевала любовь людей. А еще она была такая красивая, что не было ей равных по красоте ни в Казани, ни в Москве. Именно поэтому царь Иван Грозный захотел жениться на ней, но Сююмбике отказалась. И тогда русский царь решил завоевать Казань. Чтобы спасти жителей своего ханства, казанская царица согласилась стать его женой при одном условии.                - А какое было условие?                - Иван Грозный должен был построить за семь дней в Казани высокую башню. Он начал строительство и построил в срок эту самую красную башню, которую мы с тобой сейчас видим. Но царица не хотела выходить замуж за Ивана Грозного. В тот же день она поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз.                - Мама, она погибла?                - Погибла, сынок. В память о своей любимой царице татарский народ назвал башню ее именем, башней Сююмбике.               
   Мальчик долго стоял молча, посмотрел на вершину башни, задумчиво погладил стену.                - Мама, у меня появилась мечта.                - Мечта? Расскажешь?                - Когда я стану взрослым, я хочу жить в Казани.                - Хорошая мечта, сынок.                - А еще у меня есть секрет. Я назову свою дочку Сююмбике.                Мама с любовью посмотрела на своего сына.               
 Через неделю мама с сыном опять были на вокзале. Их провожала бабушка. Она обняла дочь и попросила приезжать чаще. Потом обняла внука. Артем крепко прижался к ней и шепнул: «Я люблю тебя, эбием. Моя Сююмбике»


Рецензии