Третье железное правило рыцарского кодекса футувва

ТРЕТЬЕ «ЖЕЛЕЗНОЕ ПРАВИЛО» С КОММЕНТАРИЕМ ПИРА ЗИИ

«Железные правила» Хазрат Инайят Хана
Комментарии Пира Зии Инайят Хана
Хазрат Инайят Хан составил четыре набора правил для культивирования морально ориентированной культуры и привития осознания её в наших взаимоотношениях со всеми существами. Эти правила принадлежат к традиции духовного рыцарства (futuwwa), важной части суфийского пути. После назначения учителем, задачей ученика становится чтение вслух «Железных правил» и применение их морали в повседневной жизни. Каждое правило читается вслух один раз в день утром, в течение сорокадневного периода. Таким образом, исполнение набора из десяти правил занимает 400 дней.

Правило третье

Моё сознательное «Я»: не извлекай выгоду из чьего-либо неведения


Третье правило гласит: Моё сознательное «я» не извлекай выгоду из чьего-либо неведения. Каждое правило начинается со слов: «Мое сознательное я». Это означает, что правило — это монолог, беседа с самим собой, он не навязан кем-то извне. Правило – есть выражение этической направленности. Если это направленность резонирует с совестью, тогда правило является напоминанием о том, что можно полностью, во всех ситуациях соответствовать своему идеалу. Если эта направленность не резонирует, то размышление над этим правилом дает возможность прояснить свою собственную этическую позицию. Ни в коем случае это правило не является догмой требующей ее соблюдения на основе внешнего авторитета. Единственным истинным авторитетом является просветленная человеческая совесть.

Теперь к правилу: «… не извлекай выгоду из чьего-либо неведения». Конечно, крайняя форма использования незнания человека — это торгашество, охота на доверчивых людей, введение их в заблуждение, желание быстро заработать. Большинство из нас в этом неповинны. Но есть более тонкие формы получения преимуществ.

В книге «Построение характера» Муршид Инайят Хан объясняет, то что он называет «склонностью убеждать»:

«Есть склонность, скрытая за каждым человеческим импульсом, которую можно было бы назвать «склонностью убеждать», она проявляется либо в жестокой форме, либо проявляться в тонкой форме. … люди достигают на какое-то мгновение того, что они хотят достичь, но, в конце концов, результатом будет раздражение всех тех людей, на которых воздействовали этой «склонностью убеждать». Разве это не показывает нам, что получить что-либо не трудно, но как при этом учитывать чувства других? Очень редко можно найти человека в мире, который учитывает чувства другого, жертвуя при этом своими собственными желаниями. Каждый ищет свободы, но для себя самого. Но, если он ищет такой же свободы для другого человека, он действительно, является вольным каменщиком.

Склонность убеждать, несомненно, показывает большую силу воли и она опирается на слабость других людей, которые отдаются ей с любовью, симпатией, добротой и вежливостью. Но есть предел всему, и наступает время, когда и это разрушается. Нить есть нить, она не является стальным проводом и даже стальной провод разрывается, если тянуть его очень сильно. Деликатность человеческого сердца не всякий понимает, человеческие чувства настолько тонки для обычного восприятия, а человек который развивает свою личность, на что он становится похож? Он уже не похож на корень или на стебель растения, на его ветви и листья, он подобен цветку, цветку с ароматом, цветом и тонкостью».

Муршид говорит здесь о склонности спорить, обхаживать, льстить — словом, делать все возможное чтобы убеждать кого-либо для получения выгоды. Мы все временами стараемся максимально использовать наши риторические навыки. Когда человек чувствует, что ставки высоки, он цепко держится за свою сторону, с силой адвоката.

Чтобы «выиграть» нужно с помощью аргументов преуменьшить, указать на слабые места в чужой позиции, но при этом подчеркнуть свои сильные стороны. Некоторые факты таким образом выделяются, тогда как другие скрываются. То, что является близким к собственной позиции всячески обыгрывается, а то что не соответствует – игнорируется.

У всех нас в большей или меньшей степени есть такая склонность. Это всего лишь риторическая часть речи, но почти неизбежная. Мы всегда хотим найти лучшие аргументы для своих решений, мыслей и т. п. Но, когда эта тенденция принимает крайнюю форму, она становится оскорбительной. Когда кто-то сознательно скрывает важную информацию в обсуждении, с этого момента он больше не вносит положительного вклада в поиск взаимовыгодного решения.

Ведь цель разговора – это «встреча умов» – и почему бы ей не произойти? Тогда то, что нужно, – это не победа одной точки зрения над другой, а скорее познавательный синтез, в котором несколько аспектов предмета приводятся к гармонии, и понимание обеих сторон расширяется. Когда же, кто-то использует слепые пятна в точке зрения другого человека, результатом этого становится лишь форма эксплуатации. Знание – это сила, а манипуляция знаниями в личных интересах может быть тиранической.

Конечно, тайна сама по себе не является отрицательной или разрушительной силой. На самом деле, это естественный и необходимый аспект жизни. Вся природа – это открытие божественной тайны на соответствующих этапах её раскрытия. Если бы чистая, всеохватывающая истина реальности была раскрыта во всей ее совокупности, разум свидетеля расплавился бы. Ни вы, ни я не могли выдержать силы этого раскрытия и выжить. Для нас это милость, что «у Аллаха семьдесят тысяч завес света и тьмы».

Только способность человека к углублению и расширению, может приподнять эти завесы одна за другой. Не всякий момент подходит для выражения тонкого восприятия, каковым является осознание души. Секреты сердца не должны высказываться с небрежностью. Светящаяся темнота молчания питает и защищает духовное знание до момента его выражения, такая секретность прекрасна и наделена вдохновением. Она вдохновляет не только себя, но и других. Пророк, Святой или Учитель, хранящий божественную тайну, делает это в духе сострадательного согласия с жизнью, поддерживая естественное раскрытие каждого существа. Это как раз противоположно секретности тирана, который использует знания, чтобы доминировать над другими. Оба используют силу, но тиран использует силу и власть против других, тогда как Пророк, Святой или Учитель используют такую власть и силу для других. Результаты этого различны.

Перевод: Садананда Брамхачари Чечуга


Рецензии