Девятое железное правило рыцарского кодекса футувв

«Железные правила» Хазрат Инайят Хана

Комментарии Пира Зии Инайят Хана


Хазрат Инайят Хан составил четыре набора правил для культивирования морально ориентированной культуры и привития осознания её в наших взаимоотношениях со всеми существами. Эти правила принадлежат к традиции духовного рыцарства (futuwwa), важной части суфийского пути. После назначения учителем, задачей ученика становится чтение вслух «Железных правил» и применение их морали в повседневной жизни. Каждое правило читается вслух один раз в день утром, в течение сорокадневного периода. Таким образом, исполнение набора из десяти правил занимает 400 дней.

Комментарии Хазрат Инайят Хана

 
Правило девятое

Мое сознательное “Я”: не ищи выгоды ставя кого-либо в затруднительное положение.


Хазрат Инайят Хан в книге «Мысли суфия» объясняет:

«Человек проводит жизнь в погоне за тем, что представляется ему выгодным, и когда он так поглощен собственным интересом, со временем, он теряет само прикосновение к подлинному интересу. Человек написал удобные для себя законы, с помощью которых он легко наживается за счет других. Вот что называет он справедливостью, а то, что делают ему другие, он зовет несправедливостью. Не может происходить мирной и гармоничной жизни с собратьями, пока чувство справедливости не будет пробуждено в человеке самоотверженной совестью. Как юридические власти повсеместно вмешиваются в дела двоих людей, у которых возникли разногласия, зная, что у них есть право вмешаться, если две стороны спорят, ослепленные личным интересом, также и «Всемогущая Сила» вмешивается во все споры, великие или малые.

В книге «Моральная культура» Хазрат Инайят Хан говорит о справедливости: «Быть справедливым и честным к ближним – не только добродетель, но и польза для нас самих, даже с практической точки зрения. Иногда человек думает: «Я заработал больше другого, и таким образом я получил прибыль! Так хоть и потерей добродетели, но все же я извлек выгоду». Секрет в том, что в жизни наша выгода зависит от выгоды других. Мы – зависимы друг от друга. Внутреннее устройство мира таково – мир дает всем по взаимной доле как в потери, так и в выгоде, хотя внешне это таковым не кажется. Человек введен в заблуждение и не понимает этого, потому что он видит, что один испытывает боль, в то время как другой испытывает удовольствие. Он видит, что кто-то кажется извлекающим выгоду от потерь другого. Истинно, это так на внешнем плане, но это не так во внутреннем. Грабитель, ограбив, также беспокоен в течение ночи, как и тот кто ограблен».

Противоядием корысти является дружественное отношение Инайят Хан говорит о нем так: «Когда человек думает, что он может от дружбы получить какую то пользу, какую-то выгоду или что другой может быть ему полезен – это выжигает корни дружбы. В наши материалистические дни лишь немногие понимают, что означает дружба. Когда поднимается вопрос о дружбе, первая мысль состоит в том, что я получу от этой дружбы, как я могу использовать для себя влияние другого человека? Это не дружба. Какая бы не появлялась мысль о собственной выгоде, это означает разрушение дружбы. Каждая незначительная мысль о получении выгоды означает разрушение, и так не может развиться настоящая дружба, а она лишь разовьется в коммерческие отношения и будет длиться до тех пор, пока коммерческие отношения продолжаются, и будет процветать до тех пор, пока коммерческие отношения процветают, а потом дружба исчезнет. Такие отношения нельзя называть дружбой».

Причины застоя в отношениях между людьми Хазрат Инайят Хан описывает так: «Застой приходит, когда человек укоренен в своих интересах. Если семья заставляет человека быть поглощенным гордостью и выгодой, то никто иной уже не существует в этом мире, за исключением его собственных родственников. Когда человек думает лишь о своей нации, и ничего иное не интересует его, другие для него не существуют, в этом случае, семейная гордость и его патриотизм, становятся вуалью на глазах, ослепляют его, не давая жить ни ему самому, ни окружающим. Эгоистичность, создает лишь иллюзию выгоды, но в конце концов, выгода достигаемая эгоизмом, оказывается бесполезной. Жизнь, истинная жизнь, это внутренняя жизнь, осознание Бога, осознание собственного духа. Когда сердце человека начинает осознавать Бога, оно превращается в море, оно распространяется, расширяет свои волны любви к другу и к врагу. И распространяясь все дальше и дальше, достигает совершенства».

Как определить, где мы переступаем грань и начинаем приносить вред ближнему. Хазрат в книге «Метафизика» говорит о мудрости, развитие которой необходимо для каждого человека.

«Мистики, философы и мыслители соглашаются в том, что величайшее благословение в жизни – это мудрость, а величайшее проклятие – это невежество. Все люди, в зависимости от их уровня развития, ищут того, что, по их мнению, является величайшим благом в жизни. Все это, из-за недостатка мудрости, обращается в проклятие, ибо богатство не приносит счастья, если нет мудрости. Суды подпитываются и существуют за счет богатства дураков. Опять же, каким проклятием в руках немудрого человека становится власть – для него самого и для других, тогда как власть, управляемая мудрой рукой, несет с собой благодать. Слава если ее использовать без мудрости, порождает только врагов. Мудрому человеку, наоборот, может не доставать богатства, но он вполне счастлив; и он может, если пожелает, создать его для себя. То же самое можно сказать о власти и известности. Человек может начать жизнь со скромной должности, но благодаря своей мудрости может стать влиятельным и знаменитым. Мудрый человек знает, как устроить свою жизнь, тогда как глупый человек большей частью портит ее».

Перевод: Садананда Брамхачари Чечуга


Рецензии