паракия-бхава

ПАРАКИЯ-БХАВА
В «Бхакти-Сандарбхе» Шрила Джива Госвами дает определение слову «Бхагаван»: Тот, кто обладает всеми видами энергии. Любой, кто бы ни приблизился к Нему, тут же испытывает страстное желание служить этой чарующей личности. Бхаджанийа сарва-сад-гуна-висиштха. Каждого, кто желает любить Его, Он притягивает Своей любовью. Бхагаван располагает столь многими привлекательными качествами, что притягивает каждое существо, каждую душу Кришнас ту бхагаван свайам. В Кришне есть все. Преданное служение Кришне также находится в Нем. Кришна Сам поклоняется Себе. Его энергия – Он Сам. Он – гуру всех гуру. Не случайно слово «парампара» имеет значение «ученическая преемственность». Все гуру, на самом деле, ученики ади-гуру, Кришны. Шрила Прабхупада однажды сказал своим ученикам: «Хотите быть гуру? Будьте! Не говорите только глупостей!» Единственное условие – «не говорить глупостей». И далее: «Всякий, кто повторяет слова Кришны, сказанные Им в «Бхагавад-гите», – фактически гуру». Поэтому ГУРУ тоже именуется «Бхагаваном». Он неотличен от Кришны – ачарйам мам виджанийам. Есть севья бхагаван и севака бхагаван, то есть бхагаван, которому служат, и бхагаван, который служит. Радхарани представляет Его энергию, следовательно, гуру, являясь слугой Господа, есть проявление Радхарани. Радха-дасйа – вот истинное положение того, кто вступает в мир служения Кришне. Сознавая это, преданный может начать служить Кришне под началом Радхи совершенным образом. Тот, кто имеет разум, служит Шри Чайтанье Махапрабху, совершая санкиртана-ягью. (Ш.Б. 11.5.32.) Такого рода служение основано на спонтанной любви. Оно не возникает в результате строгого следования правилам, но проявляется в результате общения с теми, кто ее имеет. Что собой представляет это общение? Это беседы о Кришне – кришна-катха. Мач чита мад-гата-прана... (Бх.Г. 10.9). Любовь пробуждается в сердце через процесс слушания кришна-катхи из уст чистых преданных. Характерная особенность чистых преданных, – они говорят только о Кришне. Все их мысли, вся их жизнь, вся их энергия, направлены на служение Кришне. Они черпают блаженство, говоря о Кришне. Это не скука, это не нудное занятие. Это само по себе приносит неиссякаемое наслаждение – тушйанти ча раманти ча. Раманти – это особый вид наслаждения, который не имеет аналогов в этом мире. Оно нематериально, и его питает мадхурья-раса. Преданные, которые наслаждаются таким видом взаимоотношений, – редкие души. Их преданность вдохновляет Сам Господь. Поэтому они идут на все, даже вопреки религиозным правилам и предписаниям благочестивой жизни. Это называется паракия, которая представляет собой особую форму мадхурьи, отношений двух возлюбленных, не связанных узами брака. Говоря об узах брака, мы знаем, что в духовном мире такого не существует, нет таких уз.
Что же мы имеем в виду?
Понятие паракия-бхавы имеет множество значений, не только преданность в отношениях между возлюбленными. Буквально слово «паракия» означает «принадлежать другому». В ватсалья-расе паракия-бхава проявляется, когда Яшода думает: «О, некоторые люди говорят, что Кришна не мой сын, а Деваки». Она думает: «Я могу потерять Кришну». От этого ее любовь возрастает еще больше. Ее желание служить Кришне достигает апогея...   Это не с чем сравнить.
В сакхья-расе паракия проявляет себя, когда друзья ждут Кришну. «Кришна вот-вот вернется из Матхуры», – думают они. С другой стороны, они думают: «У Кришны там наверное тоже есть друзья, и Он уже принадлежит не только нам. Все говорят об этом. Кришна так и не возвращается. Мы, кажется, лишились Его». Ожидание затягивается. Нечто подобное существует и в дасья-расе и даже в шанта-расе, хотя пассивные отношения кажутся нам менее уязвимыми. Так, мы видим, что любое чувство во Вриндаване связано, прямо или косвенно, с паракия-бхавой.
Это невозможно отрицать. Без паракия-расы и сама мадхурья не была бы столь прекрасной. Океан трансцендентальной расы в значительной степени обмелел бы, если бы не было паракия-бхавы. Описанию паракия-расы в мадхурье Шрила Рупа Госвами посвятил отдельную книгу «Уджджвала ниламани» («Кришна – драгоценый камень уджджвала»).
Служение Кришне разноообразно, оно состоит из пяти основных форм: шанта-, дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхурья-раса. Но, кроме этого, существует еще семь: абхута-, вира-, каруна-, раудра-, бхайанака- и вибхаста-раса. Любовь к Шри Кришне может проявляться не только прямо, но и косвенно, в форме смеха, изумления, рыцарства или героизма, в сострадании, в гневе, в страхе и даже в отвращении.
Внутри каждой расы существует множество оттенков любви, выражающейся в особом виде служения. Уджджвала – это высшая степень любви и преданности. Это служение совершенное, лишенное каких-либо иных мотивов, кроме самого служения, продиктованного чистой любовью. Поэтому, учитывая степень преданности, мы можем разделить «любовь» на два типа: имеющую расчет и спонтанную. Шрила Рупа Госвами описал все виды взаимоотношений с Кришной и их развитие в «Бхакти-расамрита-синдху», а мадхурья-расу – отдельно, в «Уджджвала ниламани». Ознакомившись с этим произведением, даже великие ученые-трансценденталисты были поражены ясностью изложения и тщательностью анализа божественной любви. Любой разумный человек, соприкоснувшись с планом высшей реальности, становится ошеломлен. В его присутствии он чувствует свою незначительность и уничижает себя, чтобы прославить Господа. Таково истинное сознание Кришны. Здесь нет места ложной гордости. Природа Кришны удивительна и таинственна. Она скрыта от глаз материалистов, людей, занятых удовлетворением материальных чувств, которые подобно червям копошатся в куче собственных испражнений.


Рецензии