Юбилей

Марианна Феоктистовна давно жила одна. Даже сама точно не помнила насколько давно. Никто на кафедре не знал причины, по которой она не заводила семью. Впрочем, своеобразие психологии женской сути не давало ей большого повода считать себя одинокой. Тем более, что значительным компенсаторным фактором выступал характер ее работы - старший преподаватель одного из педагогических вузов.
Совсем небольшого роста, неспешная, но и незаторможенная Марианна стремилась быть не на виду. Она избегала обсуждения коллег, не участвовала в сплетнях. В отношениях с коллегами и студентами демонстрировала классическое проявление эмпатии и чувство такта. В то же время не впускала в свое личностное пространство токсичных и навязчивых личностей.
Педагогическая зрелость Марианны Феоктистовны гармонично наложилась на расцвет авторитета и интереса к педагогической науке в 70–80-е годы. Эффективно работала Академия педагогических наук СССР.  Активно защищались диссертации по различным педагогическим проблемам. И хотя далеко не все результаты исследований обеспечивали какието новые прорывы в обучении и вос-питании подрастающего поколения, они несомненно способствовали росту педагогической культуры учителей, родителей, успешной социализации подростков.
В тайне от других Марианна бережно хранила свой смыслообразующий жизненный стимул – страстное увлечение любительским альпинизмом. Каждый год она вожделенно ожидала окончания весеннего семестра и ухода в длительный педагогический отпуск. С группой таких же единомышленников она надолго уходила в манящие горные дали. Именно там она обретала психологическую разрядку и эмоциональное благополучие.
Незаметно подошло время существенного женского юбилея. В 70–80-е годы советские люди, как правило, с размахом отмечали свои значимые даты и события. Тогда по привычке или сложившейся традиции, а может быть и по объективным причинам, чаще отмечали на дому. Так поступила и наша героиня. Конечно подготовку к юбилею она, как и большинство других, начала очень даже заранее. Предстояло подкопить денег и раздобыть многие дефицитные продукты.
И вот этот долгожданный день настал. Все члены кафедры стали в назначенное время подтягиваться к ее квартире. Много цветов, подарков. На кухне еще с утра трудились добровольные помощницы из числа коллег. Наконец все устроилось и гостей пригласили к столу. Стол ломился от всевозможных закусок. Это были в основном холодные блюда: различные салаты, рыба фаршированная, жареная, икра, копченый палтус, мясные и колбасные нарезки и прочее. Один из ветеранов кафедры, опытнейший грибник, вовремя «подогнал» соленые и маринованные боровички, и сейчас на столе они магически притягивали взоры своими молоденькими коричневыми шляпками.
Первую бутылку шампанского поручили открыть молодому, но бывалому психологу. И он открыл ее красиво и гулко под шутливо-одобрительный глас коллег. Однако через мгновение гул голосов исчез, наступила полнейшая тишина. И только назойливое жужжание большой мухи, залетевшей через форточку, нарушало всеобщее молчание. Дело в том, что психолог не рассчитал траекторию полета пробки и она на большой скорости ударила в центр огромного плоского плафона, висевшего над столом. Стекло разлетелось на сотни или тысячи мелких осколков, которые ковровым способом накрыли весь стол.
Поднятые бокалы за здравие юбилярши все же выпили. А далее началась кропотливая рутинная работа по обезвреживанию закусок от стекла. Работа шла трудно и долго и не всегда давала желаемый результат, так как существовала угроза в том, что какая-то часть стекла все равно могла остаться в блюдах. Многие салаты просто выворачивались в утиль. В конце концов все как-то уладилось и уже подзахмелевшие гости заводили любимые песни. Это еще одна особенность советских застолий: обязательное исполнение всеми участниками праздника различных песен. Пели много и душевно.
Пришло время расставаться: традиционные теплые прощания, слова благодарности, на посошок и все такое…  Группами, кто-где живет, выходили на улицу. Здесь началась новая история. Многие неожиданно почувствовали себя очень плохо: тошнило, подкашивались ноги, терялась ориентация. Кто-то еще шел по городу, а кто-то уже ехал в общественном транспорте. Прохожие и попутчики воспринимали их как находившихся в сильном опьянении. Больше эта неприятность постигла женщин, которые выпивали более слабые спиртные напитки в виде вина. Мужчины традиционно пили водку. Это их и спасло. Часть дам сразу обратилось в городскую больницу, которая благо находилась рядом. Некоторых уже из дома доставили мужья. Была установлена причина острого отравления – маринованные грибы. В целом все закончилось благополучно: все заболевшие остались живы и быстро поправились.
Прошедший юбилей вспоминали долго и весело.


Рецензии