От штанов до самолёта и до...

     Картинки из интернета
   
     Странно чуть-чуть. Какая может быть связь, хотя бы тонкая невидимая, между ними? Штаны можно связать с самолётом и с кораблём так, как лётчики и морские капитаны всегда в самолётах и в рубке корабля одеты в штанах, брюках, комбинезонах. Без них им нельзя, вроде бы. Вернее, не попадалось на глаза. То есть штаны связаны с самолётом и кораблём.  А вот как самолёт и корабль связаны со штанами? Не понять. Попробуем разобраться.
   
     Намедни попался в кроссворде вопрос, как в старину называли штаны, мужскую одежду для нижней части тела. Конечно, портки, но там только пять клеток. Пришлось вставить слово «порты», подошло. Странно, сейчас это слово можно встретить лишь в старой литературе, так теперь штаны не называют. А в древности этим словом, как объясняет интернет, называли одежду типа брюк из грубого полотна «портно», сшитого портным в портянках. Бывает, что портной и напортачит с портами.
   
     Если разорвать порты пополам, получается, как бы это назвать, порточина одна, или порт, что ли? Хотя порт не подходит. Лучше портки не рвать. Пусть будут порты. Думаем дальше, мозг шевелится.
     Допустим, Вас спросят: сколько портов в Санкт-Петербурге? Вы станете перечислять: Морской порт, Речной, воздушный порт. Есть, как будто, лесной порт и т.д.  А про порты, то есть штаны, и не вспомните. А ведь они тоже порты.  Обидно за них становится, что их забыли.
   
     Интересно, вот для самолётов порты есть. Это аэропорт. Для кораблей порты тоже есть, это морские порты. А для наземного транспорта, как железная дорога, портов нет, есть ж/д вокзалы. Почему? Объяснить можно следующим образом. В авиации и в морском транспорте вокзалы тоже есть. Разница просматривается в том, что поезд протискивается через толпу ожидающих его людей целиком на вокзал (или частично, если состав слишком длинный).  Этого самолёты и корабли не делают. На их вокзалах только пассажиры, кассы, залы ожиданий с буфетами и туалетами, а самолёты садятся на аэродром. На вокзале им не поместиться, им там делать нечего. (Правда, один самолёт заехал как-то на вокзал в американском к/ф, но это случайно).   

     И корабли тоже на вокзале не бывают. Не приходилось видеть и слышать про это, но, возможно, и такое бывало. Чаще всего они швартуются в порту к пирсу, причалу. Иногда кукуют на рейде, стесняясь причалить к берегу. Бывают исключения, когда корабли «швартуются» на дне моря. Про самолёты этого сказать нельзя. Они не встают на рейде, а сразу побыстрей садятся на взлётное (или посадочное) поле, чтобы не рухнуть оземь.  Вертолёты, те могут не садиться на аэродром в аэропорту, а зависать над землёй, как бы болтаться на рейде, но только при крайней необходимости. Правда, рейдом это не называют. 
 
     Кстати. Слово порт приклеилось к нашему кошельку для денег – портмоне, к пачке папирос, сигар – портсигар, к работе - напортачить и другие.  А чаще всего слово «порт» мы встречаем в инструкциях к иностранным электронным приборам, (теперь и к нашим). Оно, якобы, заменило наше «разъём». И это логично, ибо разъём – это разнимать, отсоединять одно от другого, вилку от гнезда, папу от мамы, если хотите. Так разъём по-простому называют электронщики. Хотя разъём не только разъединяет пару, но и соединяет их. Короче говоря, слово не совсем удачное. Другое дело иностранное «порт». Это тоже соединение. Скорее всего порт – особый вид гнезда, куда, что попало под руку, не вставишь, а только кабель, или устройство с соответствующей конфигурацией вилкой. Это всё про порты.
 
     Подводя итог псевдонаучным изысканием, можно сказать, что ПОРТ – место соединения двух конструкций, единственных в своём роде. Что попало, не присоединятся. Не подойдут тютелька в тютельку. Порты, то есть портки, тоже имеют своё место присоединения с индивидуумом. Это нижняя часть мужского туловища. Следует сказать, что кому-то другому они не подойдут по размеру, длине и прочим параметрам. Хотя чего греха таить, бывает так, что приходится надевать чужие порты, или смываться вообще без них. Такое тоже бывает.
   
     Так вот.  Как аэропорт не может существовать без самолётов, морской порт – без кораблей, так и порты – без туловищ. (Не будем искать исключения, они, конечно, есть). Вот в чём их сходство по названию и по, так сказать, назначению.
     Подобных примеров найти не трудно. Слово АКТ. Это часть пьесы, законодательный акт, акт приёмки, половой акт, наконец. Что общего? Есть оно. Всё это -- свидетельство законченного действа.
    
     Ищите примеры, это забавно интересно. (Слов-то уже не хватает на новые поступки и изобретения человека, вот и используем старые названия).
                Июль 2023   


Рецензии