Скучаю по Сыктывкару. Мяндинские чтения онлайн
Холодно у нас тут с ноября по март, хотя иногда выдаются и совсем тёплые европейские безснежные зимы, когда и в декабре +10, светит и греет низкое солнце, и можно круглый год на велосипеде ездить.
Среди книг домашней библиотеки при разборе на новом месте обнаружила открытку со Стефановским собором и подписью "Скучаю по Сыктывкару" и поставила её на виду на полке как забавный артефакт, неизвестно как ко мне попавший.
Но вот прошли годы и действительно стала скучать, особенно когда пригласил университет, Татьяна Фёдоровна Волкова, на Мяндинские чтения, а приехать не получилось: сын закончил школу и поступает этим летом.
Больше 30 лет одно и то же: до сих пор помню, как не смогла поехать из Сыктывкара на конференцию "молодых специалистов" под председательством Д.С.Лихачёва в Пушкинский дом, не на кого было оставить маленькую дочку.
Винить некого, всё и сразу ни у кого, наверное, не получается, приходится выбирать: сначала дети или карьера, потом семья или здоровье. С младшим сыном с севера мы вдвоём уехали в Беларусь, сначала не могла родителей и дочку уговорить, а потом и мужа.
Хорошо понимаю их мотивы, но у самой уже не было никаких сил: сначала простуда за простудой на ногах, потом хронический бронхит, потом астма, и практически вся вторая беременность в больнице на сохранении, задыхаясь. Отлично помню, как приезжал соборовать меня в больницу отец Игнатий и как действительно приготовилась уже отдать концы, лишь бы выносить ребёнка.
И вот ребёнок вымахал под два метра и поступать хочет только в Беларуси: я-то думала, что закончит школу и, может, вернёмся в Сыктывкар, и родителям уже тяжело одним, и внучат так хочется понянчить.
Но нет, одного его тут не бросишь, по крайней мере до совершеннолетия и/или женитьбы, так и ходишь по кругу: с севера не могла уехать, пока не выдала дочку замуж.
Так идёт за годом год, так и жизнь пройдёт,
И всякий раз маслом вниз упадёт бутерброд,
Но может будет хоть день, может будет хоть час,
Когда нам повезёт...
У того, кто написал эти строчки, его час давно уже пробил, погиб молодым, как и братик мой дорогой, Серёжа. Что сильно отрезвляет, особенно в 60: какие планы, какое там "повезёт", впереди только старость и смерть, и нужно встретить их мужественно и достойно.
И вот хоть и читала ночью до утра, но по наитию встала и включила трансляцию с Чтений как раз на собственном докладе! Прекрасно прочитала его Екатерина Прокуратова, спасибо Елене Рыжовой за то, что настояла на редактуре, действительно, вышло в самый раз.
Поначалу я растеклась мыслью по древу и не только свой полевой дневник археографической экспедиции СГУ на Печору 1986-го года набрала, но и покойного Гелиана Михайловича Прохорова, не вем, как он ко мне попал, но точно помню, что так увлеклась, набирая, что с утра 24-го февраля 2022-го года поначалу никак не реагировала на постоянное низкое гудение за окном, и только закончив, узнала, что война началась и летят с наших аэродромов военные самолёты бомбить украинские города.
И мой, и Прохорова дневники того лета были посвящены встречам со стариками-староверами, ветеранам Великой Отечественной войны: мой с Поликарпом Григорьевичем Лызловым на верхней Печоре на кордоне Шижим, а Прохорова с Петром Лазаревичем Чупровым в Трусово, на нижней Печоре. Он ему много местных быличек и преданий рассказал, а Гелиан Михайлович записал.
Но и мой дневник интересно спустя почти 40 лет читать и слушать: да, было время! И старики ещё были живы, и мы молоды и полны сил!
Когда теперь мы на их месте, спрашиваю себя: научили ли они нас хоть чему-то?
Для меня встречи со стариками-староверами остались на всю жизнь одним из самых сильных впечатлений. Мои предки - крестьяне полесские, разделённые советской границей Беларуси и Украины. Староверов среди них не было, были униаты. Вот такой выбор: либо бежать всё дальше и дальше на север, либо гнуть выю под ярмо.
Можешь терпеть - откупись, не можешь - иди в огонь. На Печору я попала некрещёной, и к моменту крещения в МП подошла сознательно, но всё равно неподготовленной, и теперь, жизнь спустя, вижу, как необратимо она, жизнь, изменилась.
Безпоповские общины староверов на Печоре строились и держались снизу, и удержались вот уже 350 лет. Водное крещение и мирская исповедь - всё, что у них осталось, евангельский минимум. Или максимум? Потому что разве может быть что-то больше Евангелия?
За 35 лет после крещения много всего повидала я в МП, и самое большое открытие, точней, вопрос: закончился Константиновский период или нет? Казалось бы, сто с лишним лет нет христианского монарха, зверски убит вместе с семьёй и наследником, а церковь как была в союзе с государством, так и осталась, несмотря на страшные гонения при большевиках.
Однажды сомнения привели меня в РИПЦ, но там епископ сказал, что моя экклезиология сомнительна и принять меня они не могут, раз я не вижу ересей МП. А я и правда не вижу, сергианство, по-моему, не ересь, а раскол, не преодолённый и соединением МП с частью РПЦЗ, поскольку остались РИПЦ и другие осколки.
Так и сказала тогда и доселе думаю: что честнее, по-моему, как староверы-безпоповцы остаться без иерархии, чем плодить расколы и незнамо какими путями иерархию восстанавливать.
Так хотелось бы попасть в Усть-Цильму и посмотреть своими глазами, что и как там сейчас. Мощи скончавшегося в ссылке в Нерице и прославленного в соборе новомучеников и исповедников епископа Виктора Островидова давно подняты и увезены в Вятку, на сегодня на Печоре есть и общины староверов, и православные приходы, и вот как они делят паству - интересно было бы узнать.
Особенно кого теперь староверы антихристом считают. По-моему, так сколько стоит христианский мир, столько и идёт кастинг на главного антихриста, с Нерона начиная, и именно "римский император" им и станет в конце концов, но очевидно же, что не их гонители Никон-Пётр-Софья в этом кастинге победили, если большевики намного, на порядки больше умучили христиан. Но с другой стороны, большевики не на троне христиан гнали, так что вопрос открытый.
И второй насущный вопрос - о стяжании Духа Святаго, цели христианской жизни. Этот вопрос словами не задают, и не словами, а жизнью на него отвечают, вот и хотелось бы посмотреть и сравнить.
Но мало ли чего мне хочется! Видно, недаром бодливой корове не даёт рогов Творец. Спасибо, дорогие, увы и увы, бывшие коллеги Екатерина, Елена и Татьяна Фёдоровна!
Завидую, так хотелось бы снова облачиться в усть-цилемский праздничный наряд, попеть на Петровской горке, почувствовать себя матроной! Как любой традиционный народный строй, особенно праздничный, красит женщину любого возраста!
Да хоть бы посмотреть на хороводы со стороны! У нас в Беларуси где-то в глухой глубинке тоже сохранились ещё реликты подлинной народной культуры, но в основном советский эрзац, что хорошо заметно по Купальским игрищам у Днепра, нарочно одно время ходила смотреть их.
Тем дороже подлинное, уходящая натура, Атлантида христианской крестьянской цивилизации.
Поклон Усть-Цильме! Христос воскресе!
Свидетельство о публикации №223071101047