Удержать бы внимание в сердце
Не так давно услышала, что из смиренномудрия рождается смирение. Считала наоборот, что смирение даёт смиренномудрие. Достала книгу Лествица, стала просматривать ступени лестницы. Стала искать толкования.
И вновь отмечаю то, что проходило мимо внимания. Великий покаянный канон Критского во время поста - известно. Но, о том, что Церковь предлагает читать верующим во время поста Лествицу, меня удивило. Несколько лет назад меня один священник на исповеди строго спросил, есть ли у меня благословение читать Лествицу. Я немного растерялась, сказала, что в Епархиальной школе о ней говорят. И вот читаю у прот. Андрея Кордочкина:
"Церковь предлагает верующим читать книгу Лествица в Великий Пост. Зачем мирянам читать то, что написано не для них? Дело в том, что монахи не сделаны из другого теста. Они не читают другое Евангелие. Условия жизни в семье и в монастыре разные, но искривления человеческой души, обычно именуемые страстями, одни и те же. Поэтому «Лествица» к месту и в миру, и в монастыре".
Страсти и бесстрастие…
Григорий Нисский писал о бесстрастии: «Все, происшедшее от скотского бессловесия и взятое в отдельности при худом употреблении ума стало пороком; как и наоборот, если рассудок воспримет власть над такими движениями, то каждое из них превратится в вид добродетели. Так раздражительность производит мужество, робость – осторожность, страх – благопокорность, ненависть – отвращение от порока, сила любви – вожделение истинно прекрасного, а величавость нрава возвышает над страстями и образ мыслей сохраняет не порабощенным злу. Такой вид возношения духа восхваляет апостол, повелевая постоянно мудрствовать горняя (Кол 3, 2). Так можно найти, что всякое такое движение, возносимое возвышенностью мысли, сообразуется с красотой того, что по образу Божию». Возвысим мысли, и чувства встанут на место".
Что в этой книге самое важное - на этот вопрос нет ответа для всех. У каждого свое «самое важное». Внимательный читатель остановится на одной из страниц и скажет: «Вот, это про меня». И даже прочитав за свою жизнь эту книгу несколько раз, он остановится над одной из фраз и подумает: «Как же я не заметил этого раньше?»
Так и я дойдя до Слова 28, вновь нашла для себя новое:
И. Лествичник (сл.28,22):
"Иное дело осквернение молитвы, иное - истребление оной, иное - окружение, а иное - порок молитвы.
ОСКВЕРНЕНИЕ молитвы бывает,
когда человек предстоя Богу, занимается непристойными и нечистыми помышления и.
ИСТРЕБЛЕНИЕ молитвы -
когда ум бывает пленяем не полезными попечениями.
ОКРАДЕНИЕ же -
когда мысль молящегося неприметно парит.
А ПОРОК молитвы
есть приращение какого бы то ни было помысла, во время оной к нам приближающегося".
Знакома с истреблением и парением ума, когда ум носится как метеор или начинает о делах размышлять. Но вот "порок" - приращение помысла к уму - это что?
Не смогла найти толкование "приращения помысла к уму. Приражение помысла знакомо - когда приходит мысль о чем-то, борешься с этим желанием, например, чего вкусного съесть. Но побеждает страсть - вкус появляется, манит образом этого блюда. Наконец, не выдерживаешь, идёшь исполнить свое страстное желание. Исполнение страсти есть грех через приражение помысла. В молитве то же самое?
Свидетельство о публикации №223071101185
Борис Силуанов 11.07.2023 21:18 Заявить о нарушении
Раиса Лебедева 12.07.2023 08:04 Заявить о нарушении
Впрочем, мне встречалось ранее неизвестное слово Макария Великого, где он говорит, что совсем-совсем без помыслов молитвы почти не бывает (наверное, он имел в виду - без приращений, или чего иного), так хоть чтобы все помыслы были только о Божественном - о смерти, рае и так далее. Что-то в таком духе.
Для сведения.
Спаси Господи, с наступающим Воскресным днём!
Борис Силуанов 23.09.2023 17:28 Заявить о нарушении
Ваши слова - "хоть на секунду", помогли уяснить, что же такое приращение.
Я не могла понять как исполнение страсти приложить к приращению к молитве, то есть, молитва должна включить помысл-слово, в молитву. Молитва искажается, несет другое содержание. Так бывает в начале молитвенного подвига. У святых читала, что бесы вставляют свое слово в молитву, и молитва становится против молитвенника, во вред молитвеннику. Бывает это, когда дрема наваливается, но стараешься преодолеть дрему. В это время слово молитвы заменяется на противоположное, во вред себе. От такого слова дрема мгновенно слетает, в жар бросает. Молитва испорчена зловредным словом - получилась добавка к молитве, приращение.
Рада общению. Божьей помощи и благодати Духа Святого Божьего в Ваших трудах.
Раиса Лебедева 23.09.2023 18:44 Заявить о нарушении
Борис Силуанов 25.09.2023 20:52 Заявить о нарушении
С уважением. Раиса.
Раиса Лебедева 26.09.2023 03:30 Заявить о нарушении