Четвертое медное правило рыцарства футувва

ЧЕТВЕРТОЕ «МЕДНОЕ ПРАВИЛО» С КОММЕНТАРИЕМ ПИРА ЗИИ

Хазрат Инайят Хан составил четыре набора правил для культивирования морально ориентированной культуры и привития осознания её в наших взаимоотношениях со всеми существами. Эти правила принадлежат к традиции духовного рыцарства (futuwwa), важной части суфийского пути.
После назначения учителем, задачей ученика становится чтение вслух «Правил» и применение их морали в повседневной жизни. Каждое правило читается вслух один раз в день утром, в течение сорокадневного периода. Таким образом, исполнение набора из десяти правил занимает 400 дней.

Общие инструкции: сначала правила могут казаться очевидными и простыми, но если вы будете старательно работать с ними, вы обнаружите, что каждое правило открывает обширную область исследования и осознания. По этой причине некоторые люди принимают эти правила как практику самодисциплины.

Правило четвертое.

Мое сознательное «Я»: добровольно распространяй свою помощь на тех, кто в ней нуждается.

Важная точка зрения в духовном рыцарстве — смотреть на тех, кто нуждается в помощи и помогать им без каких-либо условий. Служение нуждающемуся — «Гариб», то есть бедному, отверженному, нуждающемуся, является основой суфийского пути. «Наваз» означает поддерживать, питать, заботиться. «Гариб Наваз» — это Друг! Друг тому у кого мало друзей, друг отверженному. Нет более высокого звания. Нет ничего важнее этого.

В ханаке, Шейха Низам ад-Дина Аулия в Дели, любые полученные в течение дня подарки, как правило, должны были быть розданы нуждающимся к концу того же дня. Однажды ночью Шейх ворочался и не мог уснуть. Спустившись на кухню, он открыл шкаф и нашел там мешок с рисом. Он попросил, чтобы рис быстро раздали, так чтобы он мог спать со спокойной душой.

Однажду в ханаку пришел крестьянин, прошедший большой путь после того, как его урожай погиб в засуху, он надеялся, что шейх сможет ему помочь. Когда он прибыл, ему сказали, что в этот день не было никаких пожертвований, и ему нечего дать. Шейх Низам ад-Дин выразил ему свою любовь и сочувствие, но за неимением чего-либо подарил фермеру сандалии со своих ног, которые в свою очередь ему подарил его муршид Шейх Фарид аль-Дин Гандж-и Шакар, который в свою очередь получил их от своего учителя Шейха Кутб аль-Дина Масуда Бахтияра Каки. Разочарованный, крестьянин отправился в долгий путь домой. По дороге он остановился в караван-сарае и увидел как с другой стороны подходил караван. Одним из тех, кто путешествовал в этом караване, был поет Амир Хосров, которого шейх Низам ад-Дин с любовью называл «Тюрк Аллах» из-за его тюркского происхождения. Увидев крестьянина, он заметил, что тот шел из Дели, и спросил, видел ли тот великого шейха Низама ад-Дина. Фермер сказал ему, что он его просил о помощи, но получил всего лишь пару старых сандалий. Глаза Хосров загорелись когда он увидел эти сандалии. Он сказал: «Отдайте мне эти сандалии и возьмите это», вложив в руки удивленного крестьянина почти все свое личное состояние. Затем Хосров с триумфом возложил себе сандалии на голову и направился в Дели. Когда шейх Низам ад-Дин увидел, как он приближается, он спросил: «Сколько вы заплатили за эти сандалии, Тюрк Аллах?» Хосров ответил: «Все, что у меня было». Шейх воскликнул: «Вот это была выгодная сделка!»

Одним из аспектов четвертого правила является то, что мы все же можем преодолеть нерешительность которая мешает нашему участию. Например, мы чувствуем, что нам нужно держаться подальше от нуждающихся. Мы легко можем сочувствовать издалека, но боимся «загрязнения» несчастьем. Обет или обещание охотно оказывать помощь другим напоминает нам о хрупкости человеческого состояния. Удача приходит и уходит, и никто не застрахован от превратностей судьбы. Мы, все вместе, участвуем в жизни неделимого единого мира. Идея что у нас больше права на комфорт и безопасность, чем у других, является сомнительным предубеждением. В конечном счете, наше личное счастье зависит от счастья целого. Служа другим, мы служим себе. Психологические исследования показали, что те, кто уделяет время социальному служению, являются самыми счастливыми людьми в мире. Истинное счастье — синоним сочувствия и служения.

Принимая это учение, мы выражаем идеал, о котором мы все знаем и который разделяем, и принимая на себя обет такого рода мы делаем этот идеал более живым. Слышать и отзываться на чью-то нужду, смиренно стремиться возвысить того, кто нуждается в новой надежде. Для этого требуются равновесие и мудрость, дабы не поддаваться безнадежности и отчаянию, когда мы слышим зов людей. Каждый из нас может делать свою маленькую часть, при этом оставив результаты Единому.

Перевод: Садананда Брамхачари Чечуга


Рецензии