Философский трактат о Розе

Мифоритуально-онтологические основы художественной структуры сериала В. А. Тихонова «Роза»: Доклад на Конгрессе по мифологическим основам современной ментальности




Появление такого художественного явления как сериал В. А. Тихонова «Роза» ставит в порядок дня хотя бы минимальное философское истолкование того подхода к реальности, который продемонстрирован автором. «Роза» затрагивает многие актуальные в современной культурно-цивилизационной ситуации проблемы и попытки их решения.
Сам по себе сериал «Роза» состоит из определённого магического набора элементов, на основе поэтических и прозаических технологий формирующих современное представление о реальности. Первая часть сериала – поэтическая «Баллада о Розе» - девяносто шесть строк четырёхстопным обрезанным дактилем, сгруппированных в двенадцать строф. Этот фрагмент излагает первую версию, даже первую мифологию существования Вселенной и Человеческой Души, даёт представление о стадиях формирования мироздания и того пути, которое прошло человечество в ходе своего исторического развития.
Сюжет «Баллады о Розе» носит реалистический, символический, сюрреалистический, сентименталистический, религиозный и романтический характер. Девушка Роза безуспешно пытается выйти замуж, но приходит к решению применить для этих целей насилие над потенциальными женихами.
Прямым следствием этого драматического решения является попадание Розы в потусторонний мир исправленной реальности, в современный загробный мир – в психиатрическую лечебницу, где и происходит разрешение всех проблем девушки, хотя и в специфической форме. Роза начинает практиковать технологии промискуитета, то есть неограниченной личной жизни, что, очевидно, и делает девушку счастливой, а Вселенную – существующей. Но всё это существование носит только маргинальный характер, тем более, что красавица Роза в ходе медикаментозного воздействия на её организм практически теряет дар речи.
Следующая часть сериала «Роза» - это «Проза о Розе», то есть прозаический вариант сюжета «Баллады о Розе» с некоторыми, правда, существенными отклонениями.
Далее снова идёт поэтический фрагмент – «Вторая баллада о Розе», где первоначальный сюжет «Розы» капитально переработан. Здесь у Розы уже нет никаких проблем с браком, но появляются проблемы в самом браке – простоватый муж Розы расцвечивает свою скучную жизнь алкоголем, что приводит к физическому насилию над Розой и попаданию героини в психиатрическую лечебницу. Далее сюжет «Второй баллады о Розе» уже ничем не отличается от первого варианта – промискуитет и смирившийся с бурной личной жизнью своей супруги муж.
Как и в первой части, во второй части сериала «Роза» за поэтическим фрагментом идёт фрагмент прозаический на тот же сюжет, но с некоторыми отклонениями. Называется второй фрагмент – «Вторая проза о Розе».
Отклонения прозаических вариантов «Розы» от поэтических имеют в сериале не случайный, а принципиальный характер. Поэтическая речь в принципе не в силах соответствовать прозаической. Сама форма литературного произведения определяет его содержание. Понятно, что автор является сторонником так называемой формальной школы в литературоведении, направления, считающего форму не чем-то случайным в художественном произведении, а решающим компонентом архитектоники произведения.
Как видно, в сериале «Роза» нет случайных элементов, все атомы этого широкого художественного полотна имеют глубокое символическое значение.
Третьим и последним нарративом сериала «Роза» является пара, состоящая из поэтической «Третьей баллады о Розе» и соответствующей ей «Третьей прозы о Розе». Здесь сюжет принципиально изменён по сравнению с первыми двумя частями. Те же составляющие сюжета – брак, промискуитет, нож, психиатрическая лечебница – прекомпонованы по новому, и вместо трагикомического в первой части и драматического во второй части он становится бытовым, приземлённым.
Роза в этом случае попадает в тёплые лапы психиатрии уже в подростковом возрасте по воле собственных родителей. Наиболее полно причины этого поворота сюжета могут быть описаны в рамках фрейдистской теории. Красавица Роза в семье стала соперничать в бессознательном половом влечении отца Розы со своей собственной матерью. Ярко выраженный комплекс Электры юной Розы и вызвал изгнание её из рая (библейский мотив), то есть из семьи.
В психиатрической лечебнице Роза обрела своё счастье, мужа и неограниченные возможности для своего промискуитетного развития. Любовь у Розы в третьей части связана с длинным острым ножом, которым она пытается воспитывать её возлюбленных в случае их измен, реальных и воображаемых.
Тремя нарративными поэтическо-прозаическими парами не исчерпывается богатое содержание сериала. После нарративной части следует часть аналитическая, состоящая из исследований, посвящённых сериалу. Открывается аналитическая часть сериала двумя примечательными текстами – школьными сочинениями И. Иванова и М. Петровой о сериале.
Судя по содержанию этих двух первых аналитических статей И. Иванов в своём исследовании «Розы» следует нормативам субъективной эстетики, пытаясь сформулировать те чувства, которые вызывает в нём великая книга. Научный дискурс М. Петровой отличается более аналитическим подходом, хотя и субъективзм не чужд, как известно, этой известной исследовательнице.
Если И. Иванов в качестве первооткрывателя научной литературы о «Розе» говорит, прежде всего, об образе самой Розы, то М. Петрова пытается решить загадку так называемых «добрых людей» в сериале.
Подход И. Иванова к теме его исследования можно назвать гетерогенным, поскольку учёный выявляет в образе Розы не только черты Самки, но и черты Матери, даже Матери Богов. Это раздвоение героини вполне гармонирует со специфическим восприятием материала исследователем.
Выводы М. Петровой кажутся сенсационными, поскольку ей удалось выявить принципиальное противоречие в поведении добрых людей в сериале, которое оказалось троичным - в рамках религиозной, гуманистической и научной парадигм.
Первые научные успехи в исследовании глубинных структур знаменитого сериала были продолжены докладом о «Розе», представленном на Всемирном форуме художественной литературы. В докладе продемонстрирована глубокая оригинальность сериала «Роза», её связь с философией и беллетристикой эпохи Просвещения в их революционном варианте (Ж.-Ж. Руссо).
Таковы основные сюжетные линии сериала «Роза», восходящие, как можно показать, к архаическим мифологическим структурам человеческой психики и истории человечества.
Главный из этих мифоритуальных архетипов «Розы» - тема героини нисхождения в загробный мир в поисках своего божественного парэдра. В религии Древнего Египта богиня Исида искала по всей Вселенной своего возлюбленного Осириса. Обретение богиней бога соответствует обретение Розой в нашем сериале своего мужа в психиатрической лечебнице. Согласно философско-мифологическим канонам такое обретение символизирует рождение Вселенной, её Обновление и её Возрождение.
Этой встречи сопутствуют второстепенные боги божественного пантеона – Врач, Охранник и Пациенты, которые, сходясь с Богиней, окончательно устанавливают Божественную Иерархию во Вселенной, где всё производится в строгом, нерушимом, периодически обновляющемся порядке.
Ещё одна важная мифологическая тема схождения Богини Розы в загробное царство лечебницы – Тема Матери Богов. Роза выступает во Вселенной как единственная Женщина, вернее как Супербаба, командующая всем сонмом богов и людей. Своим неповторимым, сверхмогучим половым органом она определяет судьбы людей, богов и всего мироздания.
Мифология Верховного женского божества была господствующей в идеологии определённой стадии человеческого развития, а как архетип эта мифология играет важную, хотя и несколько скрытую роль в жизни совренной цивилизации и культуры. Особенно хорошо показал это в своём школьном сочинении И. Иванов, для которого именно Сверхбаба определяет всё в жизни общества – не только его либидогенные, но и властные потенциалы.
Мифология острого длинного ножа, которым вооружена в повествовании Богиня Роза, позиционирует её как богиню не только любви, но и войны. Роза – это богиня Афина нашего времени, а сериал «Роза» есть современный священный текст, в котором в эзотерической форме дано решение всех главных глобальных проблем человечества и мироздания.
Связь с христианской системой в «Розе» дана в виде троичности нарративных элементов текста – здесь три «Поэмы о Розе» и три «Прозы о Розе», которые соответствуют трём ипостасям божества в христианстве – богу-отцу, богу-духу и богу-сыну.
Эстетически «Роза» даёт три интерперетации этих божественных ипостасей – идеалистическую (первая «Роза»), реалистическую (вторая «Роза») и материалистическую (третья «Роза»). Идеализм здесь соответствует богу-отцу христианства, реализм – богу-духу, который посредничает между отцом и сыном, как посредничает реализм между идеализмом и материализмом, наконец, материализм соответствует богу-сыну, поскольку эта ипостась страдала на кресте, то есть она наделена некоей чувствительностью к материи.
Три нарративных части «Розы» также соответствуют трём евангелиям христиан – евангелиям от Матвея, Марка и Луки. Четвёртое евангелие христианства – от Иоанна – сильно отличается от этих трёх, так называемых синоптических евангелий, поэтому явилось источником для четвёртой части «Розы» - части аналитической.
Таким образом, мифопоэтическая структура сериала «Роза» восходит к глубокой древности человеческого мировосприятия и повторяет основные вехи идеологического развития человеческого общества. Постхристианские аспекты истории человечества, которые очень обильно представлены в «Розе», требуют отдельного масштабного научного исследования.


Рецензии