Хатха-Йога. У ног Учителя

                Хатха-Йога. У ног Учителя

        У меня дома, справа от дисплея, на расстоянии вытянутой руки, на книжной полке находится книга, являющаяся библиографической редкостью - "CHITSHAKTI VILAS. Игра Сознания", Свами Муктананда, 1978, Gurudev Siddha Peeth, Ganeshpuri (прижизненное издание), на обложке которого изображена "Голубая Жемчужина". Мне эту книгу подарил Сергей Юрьевич Адамов, отец которого работал в Индии. Не менее редкую книгу мне подарил он же в 1980 году "KUNDALINI.Тайна жизни" - First Indian Edition, December 1980. Наибольше впечатление на меня производят фотографии Бэйбе Мукетананды, одна из которых "У ног Учителя" (см. рис.).
        Был ли у меня самого Учитель йоги? Был и это был лучший Учитель Москвы, как я осознал совсем недавно. Это была немногословная женщина, которая раз в неделю учила нас Йоге в доме ещё сталинской постройки, недалеко от метро "Динамо". Кто бывал там, знает, о Ком я говорю. О себе и о Йоге Она ничего не рассказывала. Основная поза, отравляясь от которой, мы осваивали под её руководством элементы Хатха-Йоги, была Савасана. Из медитативного состояния савасаны мы переходили в медитативное состояние осваиваемой асаны, возвращаясь обратно в савасану. Было понятно, что не сама она эту схему придумала, но кто её учил и почему надо придерживаться именно такого пути, она никогда не рассказывала. Месяца через три, Она попросила меня задержаться и, обращаясь к своей подруге, на квартире которой мы занимались Йогой, спросила:
      - Я не вижу у него ауры. Но он же живой, двигается, всё понимает. Как такое может быть?
        Я оказался в глупейшей ситуации. Две старые ведьмы у меня, видите ли, ауры не видят. Я тоже у них никакой ауры не вижу, однако не переживаю по этому поводу...
     - Будь ласка! Переместись чуть-чуть влево на желтый фон. Есть у него аура! Но она у него темно-синяя. Первый раз такую вижу. Обгрызанная какая-то.
     - Это его жена обдирает.
       Всё понятно, со мной они разобрались, приговор огласили, поступили честно: что-то во мне поправили, чему-то научили, но дальнейшего прогресса не предвидится, значит, я чьё-то место занимаю. Чьё-то место "у ног Учителя", потому что в савасане мы все лежали, а Она, сидя в кресле, сверху наблюдала. 40 лет спустя, моя жена умерла от инсульта в возрасте 87 лет, а я обрёл способность объяснить вам, почему так важно "находиться у ног Учителя".
       Все дело в Кундалини, которая "дремлет в Муладхара чакре, свернувшись в три с половиной кольца". У Учителя Она иногда просыпается и, находясь в бодрствующем состоянии, способна обратить внимание на беспробудно спящую Кундалини ученика, которая ей чем-то "приглянулась", но главное, иногда Кундалини Учителя может разбудить "Засоню ученика"...
       Сделать такой вывод мне помогла статья, на которую я натолкнулся в Интернете "Околосмертные переживания - это не галлюцинации, говорят ученые". Авторы исследования согласны с тем, что наблюдаемые физиологические и когнитивные процессы не позволяют сделать вывод об объективности наблюдаемого, однако новое исследование показывает, что опровергнуть это так же невозможно. Значит, околосмертные переживания научны.
        "Исследователи отмечают, что околосмертные переживания обычно вызывают позитивную и долгосрочную психологическую трансформацию в человеке. Команда отмечает, что люди, у которых были негативные и тревожные переживания во время NDE, не испытывали подобных событий.
        Исследователи также обнаружили, что ученые действительно могут видеть физические изменения, которые происходят в мозге по мере приближения смерти.
        Исследователи обнаружили наличие гамма-активности и электрических скачков, когда люди физически умирают. Обычно это признак повышенного состояния сознания, когда ученые измеряют его с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ).
        Полученные результаты подтверждают заявления людей, которые говорят, что они “покинули свое тело” в момент смерти.
        Авторы исследования также отмечают, что достижения медицины за последнее столетие вернули бесчисленное множество людей с порога смерти."
        Было предпринято несколько серьёзных попыток "привить Йогу" на тело индустриально развитой Цивилизации Запада. "Вивекананда выступил в 1893 году на "Всемирном парламенте религий" в Чикаго, где ему устроили овацию в начале его речи, когда он обратился ко всем со словами: «Сёстры и братья Америки». Прибытие Вивекананды в США многие считают отправной точкой в начале интереса к индуизму на Западе." "Вивекананда" в переводе с санскрита значит «блаженство различения». Следующий шаг совершил Свами Йогананда, он принял приглашение на Международный конгресс религиозных либералов в Бостоне в 1920 году, где прочитал свою знаменитую лекцию «Религия как наука». Последним из великих учителей Йоги был Бэйбе Муктананда. Слово "Баба" в переводе с санскрита означает "Папа" - санскрит и русский очень близки (соответственно "Бабаджи" можно перевести как "Папаша").
        Папа Муктананда - очень аккуратен. Он не говорит лишнего и очень точен в формулировках.
        На меня произвёл большое впечатление материал озаглавленный в Интернете: "Некоторые из вас никогда не видели Махариши, но это неважно, потому что он преподнес вам Дар Самодостаточности." Судя по заголовку, речь идёт об эволюции Йоги на Земле. Вивекананда познакомил Запад с Ведантой, Иогананда - с Карма-Йогой, Муктананда - с Бхакти-Йогой. Следующий шаг: Кто-то должен выполнить самую трудную проблему ознакомить Мир с Жнани-Йогой. Это самая трудная задача, потому что Знание - это сфера интересов Запада. Запад силён именно Знанием, не знанием чего-то, а Знанием знания, Йогой знания, источником Самодостаточности ("Я мыслю" и самого этого факта достаточно), которым в Индии не владеет никто.
        Главная проблема, которую обозначил Папа Муктананда, касается времени. Время Сиддха-Йоги и Время Ньютона - это разные времена. Вивекананда, Бабаджи и Йогананда этой проблемы просто не видели. Мне показалась подозрительной просьба Бабаджи подготовить Ему материалы, касающиеся теоретических основ Христианства. Это свидетельство Йогананды говорит о том, что Бабаджи - не тот персонаж, за которого Он себя выдаёт. Настоящий Бабаджи в такого рода материалах не нуждается по определению. Это в Ньютоновском мире время является причиной изменений, например, движения планет или молекул. В мире реально индийских йогов события соединены не причинно-временными связями, а взаимной обусловленностью ученика и Учителя; человека и Бога. Чтобы приблизиться к Богу, надо преодолеть тоннель со скоростью, многократно превышающей скорость света (выйти за границы Мира Лобачевского, в котором мы живём, - не Бог же должен к тебе приходить).
        Книга Муктананды "Кундалини - тайна жизни" начинается несомненно с главной темы нашего бытия: "Однажды директор предприятия в окрестностях Бомбея пригласил Баба Муктананду посетить атомный завод. Он провёл его по всему заводу, показывая как материя превращается в энергию. В конце тура он попросил Папу глянуть вниз, где на самом дне бассейна глубиной двадцать футов лежал контейнер диаметром три фута, излучавший живой голубой свет. Директор пояснил: "Это энергия. Материя - источник этой энергии". Баба весь вспыхнул: "Ох! Жнани (мистики) и Вижнани (учёные) наконец-то сошлись вместе, потому что жнани всегда говорили, что мир продукт Шакти, которая излучает голубой мерцающий свет". Было время, мы видели этот голубой живой свет на ВДНХ в павильоне "Атомная энергия". Свет, который порождается перемещением частиц со скоростью превышающей скорость света в воде. И хотя он отличается от Света, излучаемого "Голубой жемчужиной" отсутствием фиолетовой компоненты спектра, он всё равно и умиротворяет, и одновременно завораживает, как сокровенная тайна жизни.
        Процесс возвращения из окрестностей "Голубой жемчужины" происходит не через тоннель, как это было бы естественно предположить, а через порталы типа "черная дыра" (к сожалению не считал сколько - очень молод ещё был тогда). Рамакришна был талантливым самоучкой, Йогонанда последователем революционной ветви Карма-Йоги, тогда как Папа Муктананда аккуратно следовал древнейшей традиции Сиддха-Йоги. Новый элемент - свободная раздача Шактипата, который Он честно исполнял, как свою Карму, и ушёл...
        Просмотрим внимательно текст его разговора, опубликованного в Интернете.
        Муктананда Свами: "Некоторые из вас никогда не видели Махариши, но это неважно, потому что он преподнес вам Дар Самодостаточности."
        В конце 1970-х, во время визита в Австралию, Махариши отправил к нему группу учителей Трансцедентальной медитации и Сидхов в Мельбурне. Махариши сказал им взять цветы и гирлянды, чтобы преподнести Муктананде Свами и засвидетельствовать почтение его имени.
        Муктананда выразил огромное уважение группе и принял делегацию в неформальной обстановке. Одна девушка, присутствовавшая на той встрече, с радостью и благоговением вспоминала прекрасные слова Муктананды Баба. Во время встречи, Муктананда сказал группе ТМ: "Махариши и я - очень разные". Он продолжил.
      - Я нахожусь здесь, чтобы предложить маленькой группе людей (моих учеников) путь к освобождению через преданность (путь Бхакти). Я прихожу и даю моим людям даршан (шактипат), я вытягиваю их стрессы (карма) и затем перерабатываю для них".
        Муктананда пояснил, что недомогание, которое он испытывал во время своего визита в Мельбурн, из-за которого ему пришлось срочно обратиться в больницу, было вызвано стрессами (кармой), которые он принял от своих последователей. Последовал вопрос об этом случае, который вызвал следующие рассуждения:
     - Махариши пришёл для всего мира. Может быть вы никогда не видели Махариши лично, но то, что вам дал Махариши, является вашей личной техникой очищения себя. Моим учениками нужно быть физически со мной (в моём присутствии). Махариши дал вам технику очищения и просветления самих себя, это техника, чтобы очистить весь мир (коллективное сознание). Ваш путь (ТМ, ТМ-Сидхи и др.) может иногда проходить в одиночестве, потому что вы выполняете работу (эволюцию) самостоятельно, так как вы самодостаточны. Вы ответственны за свой собственный путь, в то время как мои последователи приходят ко мне и я выполняю работу за них. Я абсолютно восхищен каждым шагом на его пути. Это путь огромной ответственности. То, что я делаю, это предоставление персонального внимания маленькой группе людей, но то, что делает Махриши - он дарит путь миру, чтобы перевести его на следующий уровень. Я восхищаюсь Махариши и каждым из вас. Некоторые из вас никогда не видели вашего Мастера, но это не имеет никакого значения, потому что он преподнёс вам Высший Дар, который является Самодостаточностью. Требуется сила и решимость, чтобы следовать этому пути на ежедневной основе. Но у вас есть Путь Самодостаточности и это спасает вас, а также других. Это воздействует на целый мир. Муктананда заострил внимание на своем мнении, что он пришёл только для маленькой группы людей, в то время как Махариши работает на благо всего человечества.
      - Мой путь является скорее воспитательным, потому что у моих преданных учеников есть я. Так проще, потому что я нахожусь здесь ради них. То, что вы получили от Махариши, является более комплексным и вам остаётся только заниматься этой практикой. Я поздравляю каждого из вас за ваше бесстрашие, за то, что вы приняли ответственность за свой собственный индивидуальный рост и этого мира.
        Муктананда снова подчеркнул, что он пришел в этот мир только ради группы своих преданных учеников, но Махариши находится здесь для всего мира.
      - Путь Махариши уникален. Вам остаётся только делать то, что он просит практиковать. Это прекрасно, но это нелегко, быть самодостаточным. Преданность должна быть в сердце, нежели физическое нахождение у ног Мастера. Преданность должна быть в вашем сердце. Вот почему Махариши явился для целого мира" - конец цитаты.
        Главное Он высказал: "Махариши и я - очень разные".

        Время - очень сложное явление, потому что его нет. Время Ньютона - это следствие ограниченности скорости (закон инерции или кватернион). Время Муктананды - всё, что следует далее: октонионы, седенионы, комитетионы, сенатионы и т.д.


Рецензии