На горной тропе

                На горной тропе
                (рассказ геолога)

         Камни, камни и камни. Одни камни. Будь они прокляты! Нет даже места, чтоб нога ступила на ровную землю.
Камни буквально выворачивают ступню.
         Группа геологов шла по узкой горной тропе к своему лагерю. Слева отвесная скала со множеством темных отверстий, трещин, ниш и гротов, справа – обрыв. Возглавлял группу местный житель, проводник, бывалый охотник, исходивший здесь всё вдоль и поперёк.   
         И вдруг впереди мелькнула странная тень. А когда свернули за выступ скалы на самое узкое место, где едва можно идти боком, геологи буквально в нескольких шагах от себя увидели большого бурого медведя. Разойтись не было никакой возможности.

         Проводник, поняв руку, дал сигнал всем остановиться. Впрочем, и без его сигнала вряд ли бы кто решился двигаться вперёд. Но и разворачиваться на узком карнизе с огромными рюкзаками тоже было затруднительно и опасно для жизни.
            
         Сначала медведь сделал грозный оскал и зарычал, но убедившись, что ему никто не угрожает, быстро угомонился.
Люди же перепугались не на шутку, встали как вкопанные, боясь пошевелиться. Замер и косолапый. Оружия никто
не взял.  Да если бы оно и было, вряд ли кто смог бы им воспользоваться, не рискуя свалиться со скалы в пропасть.
         Стояли так долго, не менее часа. Все, в том числе, думаю, и медведь, прекрасно понимали, что любое неосторожное движение может привести к гибели.  Создалась патовая ситуация.
            
         Проводник знал, что если Топтыгин фыркает или ревёт, то это означает агрессию. Всё это элементы медвежьего запугивания, такие как поджатые уши, рявканье и стремительные прямолинейные прыжки. Но, с другой стороны, медведи редко нападают первыми; при столкновении с ними главное -- их не напугать.
         Когда косолапый встал на задние лапы, проводник перевёл дух: ему было хорошо известно, что стоящий медведь
с опущенными лапами обычно проявляет любопытство и не представляет опасности. Прошло ещё какое-то время, и стало темнеть, в горах сумерки наступают быстро. А в темноте по узкой тропе далеко не уйдёшь. Кто-то из геологов шёпотом попросил проводника повернуть назад, но проводник такой команды не дал.
         
         Вдруг медведь, найдя углубление в скале, встал в него и, подняв вверх лапы, дал понять людям, что он их любезно пропускает вперёд. Но никто даже не сдвинулся, словно не веря в «добрые» намерения косолапого джентльмена.
         
         Увидев, что люди не оценили его великодушия, Топтыгин недовольно фыркнул и сменил тактику. Рядом с тем местом,
где он стоял, находился небольшой скальный выступ. Чтобы все окончательно поверили в его миротворческую миссию,
он покорно положил голову на этот выступ, зажмурил глаза (мол, я ничего не вижу) и притворился спящим. 
А для убедительности один глаз он даже прикрыл лапой. Подобное зрелище невольно вызывало умиление.

         Неожиданно для всех проводник сделал первый неуверенный шаг -- медведь не шелохнулся. Затем последовал второй, третий, причём все движения были плавными и неторопливыми. Проводник поравнялся с Топтыгиным и, не дыша, бесшумно прошмыгнул мимо него. Видя такое дело, и другие участники группы последовали его примеру.
       
         С грехом пополам, но все перешли, кроме Паши -- худенького студента в проволочных очках, который проходил практику в геологической партии. От страха он весь дрожал, лоб покрылся испариной. Только теперь он осознал, как плохо быть замыкающим. А что, если медведь возьмёт его за холку и скажет: «Извини браток, но я сегодня ничего ещё не ел».
          Товарищи держали за него кулачки, но помочь ничем не могли. С огромным трудом, пересилив себя, будущий геолог сделал маленький шажок, затем ещё один, и ещё. А когда Паша наконец-то поравнялся с Топтыгиным, он перепугался до смерти, душа ушла в пятки, его пробил озноб, он оцепенел и не смог сделать ни шагу.
         Сердце кувалдой билось в груди, пот катил градом. В голове стучала только одна мысль: «Если не делать резких движений, медведь не тронет».

         Но тут случилось всё наоборот. Медведь приподнял голову и, в упор посмотрев на последнюю стоящую перед ним преграду, громко фыркнул. Возможно, на своём языке он просил Пашу уступить ему дорогу. Но будущий геолог был так напуган, что не смог даже сдвинуться с места. Как говорят в народе: «Долгие проводы — лишние слёзы». Так продолжалось несколько минут. И тут терпение у медведя закончилось.

         Недолго думая, Топтыгин вытянул вперёд лапу и малёха подвинул нерасторопного студента вперед, мол, не загораживай мне проход. Убедившись, что горная тропа теперь свободна, косолапый сначала поплёлся вразвалочку, а потом, от греха подальше, со всех лап пустился наутёк.

         Только тут вся группа с облегчением выдохнула: слава богу, все остались целы и невредимы, только у Паши оказался вспорот рюкзак.  Думаю, после такого случая вряд ли кто осмелиться утверждать, что медведи не являются разумными существами?
==================================      
               
                07. 2023 год. СПб




               


Рецензии
Да, уж! Встречался с косолапым, в тундре. Был сезон созревших ягод. В это время медведи обычно мирные, этот тащился за нами километров довольно долго. Ближе двадцати метров не подходил, но не выпускал из поля зрения. Помню ощущение тревоги. Шли боком. Было страшно даже тогда, когда он отстал.
Интересная история.

Валерий Столыпин   20.07.2023 04:01     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.