Айны

Благодаря замечательному приключенческому роману В.А. Обручева «Земля Санникова» весь Советский Союз знал об онкилонах, народе, исчезнувшем когда-то в неведомых краях Заполярья. Но мало кто знал и знает сегодня о народе, невесть откуда появившемся на Земле и изначально жившем на Курилах и Японских островах. Имя его айны. Именно этот народ является самым первым хозяином названых земель. Только Сахалин они отвоевали у более древнего народа тонци*. Даже японцы пришли на острова гораздо позже и почти 2 тыс. лет воевали за них с законными владельцами. При этом «айнские элементы сыграли существенную роль в формировании самурайства и древней японской религии — синтоизма». (С.А. Арутюнов). Так, традиция айнских воинов обряда «пере» или «эритокпа» — ритуального самоубийства, у японских самураев вылилась в традицию обряда «харакири» или «сэппуку».
_____________________
* Тонци (тончи, тонцы) — самое древнее из известных население Сахалина, острова Хоккайдо (Япония) и нижнего Амура.

Айнов иногда признают самым таинственным народом ойкумены. Наука однозначно утверждает, что айны пришли на острова в XIII в. до н.э. А вот откуда они пришли и по какой причине — эта тайна сокрыта в вечности. Есть даже гипотеза, что айны являются первым народом нашей планеты, от них произошли не только все прочие народы, но даже все расы. Ведь айны единственный народ в мире, который учёные не знают к какой расе его отнести: их признают и европеоидами, и монголоидами, и австрало-полинезийцами. Относят их и к т.н. архаичному исходному типу Евразии — общим предкам монголоидов и европеоидов.

Сами айны считают себя прилетевшими с небес. Если к этому прибавить их знание тайн мумифицирования усопших в духе древнеегипетского и рецепта изготовления смертоносного яда из корней аконита, то невольно напрашивается связь айнов с народами Африки и Средиземноморья. Но! Но язык айнов определяют как изолянт — он не связан ни с одним другим языком мира, абсолютно самобытен.

Поражает древняя культура этого народа. Айны не знали гончарного круга, но их вылепленная руками и сохранившаяся до наших дней керамика не менее (а возможно и более) изящная и пропорциональная, чем древнегреческая!

Казаки-первопроходцы впервые услышали об айнах во второй половине XVII в., когда дошли до Курильской земли — самой южной части Камчатского полуострова, где проживал народ курилов. Курилы — потомки айнов от смешанных браков с ительменами (одного из автохтонных народов Чукотки). С южной оконечности полуострова Носа (мыс Лопатка) в море виднелась земля, но до времени она была недосягаема**.
__________________________
** Первый Курильский пролив шириной в 11 км.

Только в 1711 г. казаки под командованием атамана Данилы Анциферова и есаула Ивана Козыревского на малых судах и байдарах переправились с Носа на самый северный остров архипелага — Шумшу. Там тоже жили курилы, которые встретили казаков враждебно. Произошло небольшое сражение, гости побили хозяев. На следующем в гряде острове Парамушире проживал многочисленный народ айнов. Казаки попытались собрать с них ясак, но аборигены дать его отказались. В те времена уплата ясака означала вхождение жителей и их земли в состав государства, которому ясак уплачен. Первоначально островные курилы и айны войти в Россию отказались. Завоёвывать их казаки не стали.

Острова свои айны называли Курумиси, т.е. Земля людей племени айнов. В переводе с языка айнов «кур» — «человек из племени айнов». Казаки стали называть острова Курильскими. В целом сохранившаяся в нашем языке айнская топонимики весьма обширна. Сахалин («Сахарэн Мосири») — «волноподобная земля»; острова Кунашир, Симушир, Шикотан, Шиашкотан — от слов-окончаний «шир» («надел», «участок земли») и «котан» («поселение»).

А вот сам народ по причине сильно выраженной растительности на лице казаки прозвали «мохнатыми курилами». От прочих азиатских народов айны отличались белым лицом и прямыми глазами. «По физическому типу айну представляют вариацию той первичной австралоидной длинноголовой бородатой расы, разновидности которой мы одинаково находим и в Австралии, и в Южной Индии, и в Западной Океании, а особенности их культуры и языка мы находим у самых различных народов Океании и наиболее ясно — у ближайших из этих народов, живущих в Индонезии, на Филиппинах и на Формозе***» (Л.Я. Штернберг). «Они несравненно учтивее других народов: а при том постоянны, праводушны, честолюбивы и кротки. Старых людей имеют в великом почтении. Между собою живут весьма любовно, особливо же горячи к своим сродникам» (С.П. Крашенинников).
_______________________
*** Голландская Формоза — остров Тайвань.

Летом 1713 г. 55 казаков под водительством есаула Козыревского, вооружившись пищалями и прихватив 2 пушки с изрядным запасом ядер, вновь приплыли на Парамушир — покорять айнов силой. «Курильцы были зело жестоки и наступали в куяках****, имея сабли, копья и луки со стрелами» (И. Козыревский). Айны были разгромлены и с тех пор стали платить ежегодный ясак.
___________________________
**** Куяк — панцирь из деревянных или костяных пластин.

Народ оказался как бы зажатым клещами между Российской империей и Японией, что пагубно сказалось на его судьбе. После катастрофы 1905 г. Курильские острова отошли японцам, которые либо истребили айнов как сторонников русских, либо вывезли их в резервации на острове Хоккайдо. Когда по результатам Второй мировой войны Курилы вернулись в СССР, айнов признали японскими агентами. В 1946 г. Главлит издал секретный приказ «О запрещении упоминания народности айнов в СССР». Тогда же встал вопрос о репатриации японского населения с российских территорий. Айнов, как подданных Японии, выселили на Хоккайдо. Однако только в 1979 г. СССР удалил этноним «айну» из списка «живых» этнических групп России, признав, что этот народ на территории нашей страны вымер.

В Японии айны небольшими группами (всего ок. 16 тыс. человек) проживают преимущественно в культурных центрах (55 отделений) на острове Хоккайдо.


Рецензии