Капитан дальнего плавания

Только начав писать, я думала, что могу это делать без усилия  и особого труда. Стоило только взять ручку, и рассказ сам собой обретал смысл и форму и почти не нуждался в коррекции. За второй год моих писательских потуг я написала гораздо меньше. Оказывается, вдохновение и пресловутая муза не всегда готовы к моим услугам.

Вдохновение мне подарила судьба в виде последнего алкаша, трущегося около нашего магазина. В нем я долго не признавала ученика нашей школы из соседнего с моим дома на улице Сурикова. Более того мы с ним занимались легкой атлетикой, правда, в разных секциях.

Звание «Капитана дальнего плавания» он получил от моей подруги Али, наблюдавшей его и его нехитрую жизнь  с 1986 года, когда заселялся их вновь построенный 16-ти этажный дом. А было ему в ту пору чуть больше 20 лет.
На высоком крыльце их дома долговязая и худая фигура Михаила, словно вытянутая в струну, маячила как фигура капитана на мостике своего корабля.

С раннего утра, заняв свое место, он стрелял у всех проходящих мимо, кто что даст, сигареты или сколько-нибудь денег. И тут же бежал «соображать на троих», чтобы поддержать свое пьяное состояние. Я думаю, что многие ему одалживали, не надеясь на отдачу, ибо он был не злобен и не агрессивен. Скорее, остававшееся детским до означенного возраста лицо Михаила вызывало сожаление. Если учесть период с 20 до 42 лет, когда я его увидела вновь, то много чего успело уже случиться плохого в его жизни. Умерли родители, ушла жена и умерла их дочка от какой-то болезни. Своей беспробудной пьянкой, он все нервы вытянул из родной сестры, с которой жил. Она учительница младших классов и воспитывает 2-ух мальчиков постарше и помладше. Естественно не раз он допивался до белой горячки и его помещали в близлежащий  через дорогу дурдом.

Бог наградил его без преувеличения олимпийским здоровьем, ибо уже бесчисленное множество молодого народу полегло, употребляя в перестройку, да и сейчас, метиловые суррогаты. Так вот про олимпийское здоровье. В легкой атлетике у него была довольно редкая специализация: метатель молота. И тем более редкое в нашей области звание мастера спорта СССР. Значок с этим гордым званием и пиджак, где он был прикреплен, наверное, были единственные вещами, которые он не пропил. Это было святое, как и все воспоминания о далекой юности, где он был молод, успешен и счастлив. Несколько раз я с ним беседовала, по своей природной наивности полагая, что можно что-то изменить в его судьбе. Как бы вырвавшись из туманного бреда, он рассказывал веселые истории из нашей юности, где шалили и дурили беззлобно и смеялись до упада. Несмотря на то, что он не был примерным учеником, учителя хорошо относились к нему из-за спокойного и беззлобного характера. Он рассказал один случай из нашей жизни. В школе был организован поход в театр. Учительница сказала ему, что нужно одеться почище и получше, и чтобы он это передал ребятам. Дело было зимой. Двоим мальчишкам удалось выделиться. Они пришли  в театр один в телогрейке, другой в валенках с калошами. Все просто попадали со смеху. Ну, наверное, это была одна из наиболее хулиганских школьных выходок в то время. Наверняка,  я там была, но помню смутно. А Михаил помнил все  события четко. Еще рассказывал, что когда их вызывали на сборы, и они шли с ребятами после тренировки в кафе или еще куда-нибудь, у него красовался на пиджаке значок мастера спорта. Ребятам было неудобно перед девчонками  выглядеть хуже, и они просили его говорить, что он их тренер. Ну, тренер так тренер!  Много у него было в ту пору любовных приключений. В общем, жизнь в юности была насыщенной и веселой. Успешно отслужил в армии в ГДР. Устроился в милицию. Наверное, это и было время, когда он по-настоящему жил. Как раз это пришлось на перестройку. В милиции и спился. А потом только пил, наверное, не трезвея уже никогда. Иногда я ему давала сигарет и немного денег. Старушка- крючочек  Бэла, лет 70- 80-ти, которая жила над Алей пустила его к себе жить и подкармливала. Она говорила Але, что ей его жаль. Ну, хоть в карты есть с кем поиграть. Иногда, когда он заходил к нам  и что-то клянчил, я его спрашивала,  доколе  это безобразие будет продолжаться. Он вдруг встрепенется и вспомнит, что его тренер приглашал заниматься с детьми и, что он непременно собирается это сделать.

 Наш магазинчик работает уже 8 лет. Я наблюдала его фиолетовое, то чуть просветлевшее лицо,  приблизительно  с 42 его лет до 50. Год пролетал за годом, и все также худая вытянутая фигура «капитана дальнего плавания» маячила неподалеку. Уже, казалось, что это будет вечно…

Однажды пришла Аля и сказала, что он допился до очередной белой горячки и  выпал с балкона  либо старушки Бэлы, либо  пожарной лестницы. Безжизненное тело мастера спорта и просто хорошего парня, а ныне последнего алкаша лежало на земле до приезда милиции. Подробностей я не знаю, и расспрашивать как-то больно.

Р.С. К олимпийскому здоровью да  хоть какие-нибудь мозги , чтобы понять, что никто не обещал нам, что будет легко. Ну, тут уж как кому выпадет. Такие качества как стойкость и воля к жизни, чтобы выдерживать жесткие удары судьбы, большая редкость во все времена. Давайте просто  помянем Михаила, простого хорошего парня, пережившего и взлеты и падения за свою недолгую жизнь, допившего по русской традиции свою цистерну до дна  и совершившего свой последний полет в вечность…


Рецензии