Алтын къол - 2023

               

 Международный  фестиваль декоративно-прикладного искусства и традиционной культуры карачаевцев и балкарцев «АЛТЫН КЪОЛ» - Золотые руки.

 7-й  раз проходит у легендарного горного озера Цирик кёл-Голубое озеро, известного с древних времен в героическом нартском эпосе карачаевцев и балкарцев.
Как повествуют народные предания карачаевцев и балкарцев:

Пелиуан Карашауай нартов сын,
Никто не мог осилить его в борьбе.

Он многому научил Гемуду.
Привязав к нему курганы, стаскивал |их] на равнину.

 [Однажды] Карашауай на Гемуде в путь отправился,
Чтобы не упасть, к седлу припал.

Долго скакали, в неоглядные дали уехали,
Достигнув крутой скалы, [Гемуда] грудью [ее] ударил.

Расколол крутую скалу на две части.
 — Пусть это будет Черекским ущельем,— сказали.

От удара копыта [Гемуды] озеро Чирик-кёл образовалось1.
Своим дыханием он вековые горы разрушил.

Теснина Чегема от его удара образовалась,
И засверкали на ней водопады.

Затем они поскакали к Тихтен тау.
Рассекли эту гору на две части, чтобы река могла течь.

Поднялись на гору, посмотрели на Минги тау,
Через нее решили перепрыгнуть.

Одним прыжком Минги тау достигли.
Перепрыгнули через него на другую сторону.

[Потом] через вершину назад перепрыгнули,
Но [конь] задел копытом вершину, и образовалась седловина [Минги тау].

Как известно, гора Эльбрус имеет десятки названий на карачаево-балкарском языке, но самое главное  и древнее его  название это  - Минги тау, что означает: Вечная гора или Гора льда.

 
Неден башланады бизни журтубуз?..

Ата журтну, юйню тыпыр ташындан, от жагъасындан…

Туугъан жер - ол адамны къадарыды, аны саулай да жашаууду. Биз анда насыплы болсакъ, болмасакъ да, аны чексиз сюерге борчлубуз.
Мени оюмума кёре, ол борч ауур тюйюлдю, нек дегенде ол хар инсанны жюрегинде къудурет жаратхан, тиргизген жарыкълыкъды.


Тема 7-го Международного  фестиваля декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев – это «Архитектура карачаево-балкарского жилища». Это очень большая и ёмкая тема. Карачаево-балкарская архитектура соткана из камня и дерева. И это целая поэма.

«Сила и магия камня, оставила свой отпечаток в карачаево-балкарском языке и проходит сквозной линией через жизнь человека. Она затрагивает как возрастные этапы (рождение, детские игры, становление на ноги, что равносильно постройке дома, старение и т.д.), так и различные сферы жизни (материальную культуру, идеологические воззрения, правовую систему и т.д.). Открывает этот ряд выражение туугъан таш, означающее "родина", при дословном переводе, звучащее как "камень, где ты родился". А закрывает его выражение "сын таш" - надгробный камень или "таш гулла" - каменный гроб, саркофаг. Ставя на могиле камень, человек моделировал по камню свое вечное бытие. У карачаевцев и балкарцев камень остается неизменным материалом для этих целей, его неизменность связана в сознании с вечностью бытия. В промежутке между понятиями "туугъан таш" и "таш гулла" располагается большое количество слов, связанных с камнем, и обозначающих различные предметы быта…» Эти слова принадлежат доктору исторических наук Ирине Исмаиловне Мизиевой-Маремшаовой.

В рамках заявленной темы фестиваля «Архитектура карачаево-балкарского жилища» учредителем фестиваля фондом «Сто шагов к Кайсыну» был объявлен конкурс на стихи, эссе, пословицы и поговорки, включающие термины карачаево-балкарского жилища: Тыпыр таш, от жагъа, Орта Багъана, Чигинжиле, Чырды, Босагъа, Сынжыр, Казан.

Представляем конкурсные стихи одного из авторов представленных на фестиваль «Алтын къол» самобытного поэта из селения Быллым Исмаила Узденова на балкарском и русском языках.

Ёзденланы Исмайыл
ЖЕР АЙБАТЫ
Жер айбаты тау эсе,
Таулу – тауну айбаты.
Таулу къанынг бар эсе,
Таулуду сени атынг.
Таулу юйюнг журт эсе,
Ана тилди багъананг.
Сен тилден тайгъан эсенг,
Къалмаз сени магъананг.

Босагъа таш орналмай,
Журтунг болур тамырсыз.
Халкъ, тарыхын сакъламай,
Кюню болур мамырсыз.
Тамал ташынг -Тау адет,
Анга кёре мюйюшюнг.
Бирликге болсун ниет,
Бирлик болсун кюрешинг.

Тыпыр ташынг -Хакъ Ийман,
Отжагъангы сакъларыкъ,
Адам эсенг сен, ийнан,
Олду сени жакъларыкъ.
Динге кёре жылытыр
Отжагъангы жарыгъы,
Динсиз жашау арытыр ,
Отдан болур азыгъынг.

Хар Таулуну ишинден
Таулу журтну хунасы.
Айып кёрмей кишиден,
Халкъ ёзюне ийнансын!
Таулу болсанг – тауча бол,
Ашынг болсун халалынг.
Узатырла санга къол,
Кенгнге кетип, хапарынг!


Авторский перевод

 ЕСЛИ ЗЕМЛЮ КРАСЯТ ГОРЫ

Если землю красят горы –
Горцы украшение гор,
Если горцу скажешь: горы,
Гордостью сияет взор.
Дом, как крепость будет крепким,
Где звучит Родная речь.
Только он достоин предков,
Кто сумел язык сберечь.

И порога камня святость –
Корень дома твоего.
Кто утратил свою память,
Нет завтра у него.
Камнем он краеугольным
Кодекс чести – Тау адет.
Будь же мой народ единым! –
Предков наших нам завет.

Вера - твой очажный камень,
Не остынет твой очаг.
Крепче вера, ярче пламень,
Да хранит тебя Аллах.
Повторяй: «Язык и Вера»,
Нежность пусть туманит взор.
Будь же стойким, в Бога веря,
Остальное в мире вздор.

Каждый горец своим делом,
Пусть крепит наш общий дом.
Знай же, просто между делом,
Не построишь себе дом.
Непорочны наши горы,
И не знают слова «лесть»,
Если горец – будь как горы,
Чти ты выше жизни честь!


Чтобы понять, что означает для карачаевцев и балкарцев – Тыпыр таш, это надо понять душу карачаевцев и балкарцев.
Тыпыр таш – карачаево-балкарского жилища  это основа всей жизни семьи, рода, фамилии, народа, нации.


Тыпыр таш – это и понятие очага, это и понятия самого почетного места Тёр, где сидели только старшие рода, но самое главное – Тыпыр таш  - основа всего сущего в любом доме горца.

Балкарская научная и философская литература в концепте балкарского духовного ландшафта давно вышла на мировой уровень. Об этом свидетельствуют научные работы: Фатимы Урусбиевой «Метафизика колеса», Зухры Кучуковой «Карачаево-Балкарская  вертикаль», Махти Джуртубаева «Душа Балкарии», Ирины Мизиевой-Маремшаовой «Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа»  и др. работы.

    Известный литератор и философ Рая Кучмезова о феномене научной работы Ф. Урусбиевой «Метафизика колеса» пишет:

«Факты материальной культуры, исторического быта, ритуалы, информирующие о структуре этики, культура экологии, архитектура жилья, танцы, обряды, неся печать неповторяемого, развернуто обосновывают концепции ряда ученых, рассматривающих этнос как феномен биосферы. Урусбиева доказательно и весомо раскрывает особенности балкарского духовного ландшафта на фоне ландшафта географического. Впервые ею аргументировано до бесспорности аксиомы положение о панлингвистичности карачаево-балкарского языка, и строится оно на ярком, богатом и конкретном материале. Это и фольклор, и исторические песни, и современная поэзия. Отталкиваясь от смысла пословиц и поговорок, автор выстраивает целостную и феноменальную систему этического и эстетического кодекса нации, которая крайне интересна тем, что в ней над универсальным преобладает своеобычное. И при этом интонация, атмосфера книги абсолютно не допускают и мысли о национальном высокомерии, противопоставлении себя другим. Только сравнения, параллели с другими духовными опытами…
«Метафизика колеса» – портал в свой и иной мир, который окликает, обязывает, обучает. В ней – версии, предугадывание, знание, постижение загадки, драмы, величия тюркского мира, отраженного в культуре балкарцев и карачаевцев. Эта книга представляет собой один из самобытных, научных опытов, обогативших современную культурологическую мысль, а в тюркологии является безусловным открытием. И думается, что властное, долговременное влияние стиля, конструкции исследования, качество самостоятельных формул, возможных подступов к теме в «Метафизике колеса» будут испытывать все ученые, ставящие перед собой задачу приближения к этническому лику народа, все кто увлечен философией мифа, времени истории, слова. И хочется верить, что оно будет благодарным и осознанным…»
Зухра Кучукова и её работа «Карачаево-Балкарская вертикаль» в основе карачаево-балкарской архитектуры рассматривает, что «В древности каждый балкарский архитектор, именитый или безымянный, строил свое сооружение на основе всестороннего изучения окружающей природы, законов ее красоты и гармонии. Возводя дом, он не столько отгораживался от среды обитания, сколько органически в нее вписывался, гармонизируясь с природой. В контексте этноонтологии  особое значение имеет природа строительного материала, поскольку он, обволакивая» своей субстанциональной энергетикой человека, передает свои черты и качества, формируют его духовный облик…»

Нельзя не сказать о книге Эммануила Борисовича Бернштейна "Архитектура балкарского народного жилища", изданная в 1993 г., спустя 55 лет после её написания. И связано это было с драматическими событиями депортации карачаевцев и балкарцев в 1943,1944 гг.
В этой книге многочисленные иллюстрации и описание архитектурных особенностей балкарского жилища. И балкарцы теперь смогут по ним восстановить родные очаги. По отзывам же специалистов, работа  Бернштейна по архитектуре балкарского народного жилища восполнит недостающие страницы истории мирового зодчества.

Чтобы понять глубже, что такое «Тыпыр таш» обратимся к книге Бориса Атабиева «Атабиевы: Мухолская ветвь», как источнику истории нашего народа,  в ряду тех, что возвращают историческую память.

 Борис Атабиев пишет: «Мне вспомнился эпизод из жизни старшего поколения, кстати, ставший толчком к тому, чтобы пробудить во мне живейший интерес к истории нашего тукума, к тем людям, кого мы называем своими предками. Он произошел в далеком 1959 году. История была моим любимым предметом в школе, но одного учебника было мало. Читал все, что мог достать. А чтобы «углубиться в старину», ходил на развалины с. Мухол. Однажды, сидя на полуразрушенной стене, обратил внимание на трех женщин, которые шли по направлению квартала, где до войны жили Атабиевы. Я узнал их сразу. Это были: Тету – жена Кокуная

(Настоящее имя нашей героини - Нафисат Тетуева)

и две ее дочери – Айшат и Кыдык. Пока я спускался со стены, они вошли в полуразрушенный дом с чудом сохранившейся крышей. (Позже я узнал, что это был ата юй – дом Баззы, первое строение, построенное Атабиевыми в Мухоле после переезда из Хучошку). Я последовал за ними, и в полумраке увидел Тету.

Она сидела, согнувшись на почти квадратном камне перед очагом, который был переполнен золой.

Потом она разогнулась и передала дочери узелок. «На этом камне сидело не одно поколение нашего рода, в том числе и я, – сказала она.

 – В узелке зола, пусть она станет нашей реликвией. Возможно, в ней остались крупицы, к которым прикасались руки наших предков». Потом она встала, подошла к опорному столбу, прокопченному от основания до верхушки, обняла его и заплакала, то и дело вытирая слезы перепачканными золой и копотью руками. При этом она, не переставая плакать, говорила: «Я вернулась к родному очагу, к которому часто собиралось не одно поколение тукума. Их давно нет с нами, но это были наши прародители, и забывать о них мы не имеем права!»


Хадис Тетуев, председатель фонда «Сто шагов к Кайсыну», 09.07.2023 г.


Рецензии
Большое Вам спасибо.С искренним уважением.Всеволод.

Всеволод Малахов   11.07.2023 10:26     Заявить о нарушении