Сказка о мудрой Змее

Далеко-далеко, в жаркой Африке жила-была Змея. И была она старая-престарая. И в лесу её уважали и почтительно с ней обращались. А Змея с высоты своих лет очень любила давать всем советы, и потому прослыла очень мудрой.
Как-то раз прилетает к ней Какаду и спрашивает:
- Змея, я не знаю, что мне делать: Обезьяна повадилась таскать мои яйца. Так у меня никогда птенцов не вылупится, - а Змея ему говорит:
- А ты поклюй её как следует.
- Но ведь она это делает, когда в гнезде никого нет!
- А ты сделай вид, что улетел, а сам спрячься где-нибудь рядом и жди. Как только она начнёт приближаться к гнезду, вылетай из засады и нападай.
Поблагодарил Какаду Змею за мудрый совет и улетел. А на следующий день, когда Обезьяна вновь попыталась подобраться к его гнезду, чтобы утащить яйцо, он неожиданно вылетел из засады и больно её поклевал. С тех пор у Обезьяны отпала охота лазать в его гнездо, а Какаду был до того счастлив, что полетел к Змее и поблагодарил:
- Ах, Змея, как же ты мудра! – говорил он. – Я бы сам до такого никогда не додумался. Теперь я все птицам леса расскажу, что надо делать, если вдруг Обезьяна повадится таскать их яйца.
- Не благодари меня, Какаду. Я же дала совет от чистого сердца. Если что вдруг случится, прилетай, я тебе обязательно помогу. – шипела Змея, принимая скромный вид, а сама вся пылала от гордости.
Тут приходит к Змее Жираф и говорит:
- Змея, у меня такая длинная шея, что мешает мне передвигаться по лесу. Как бы мне её укротить?
- А зачем укорачивать? – отвечает ему Змея. – Ведь благодаря своей шее ты можешь доставать самые вкусные листья с деревьев.
Жираф  ушёл успокоенный. Он думал: «А, действительно, как же я раньше до этого не догадался? И надо же было придумать такую глупость. Всё же, как умна и мудра наша Змея».
И кто бы ни приходил к нашей Змее с какой-нибудь жалобой, всех она утешала, каждому находила, что сказать.
Но однажды в лесу начался пожар. Это вызвало огромную суматоху среди зверей, и все кинулись вон из леса, чтобы спастись. Но наша Змея, под действием непреодолимого любопытства, поползла в глушь леса, чтобы полюбоваться языками пламени. Ещё от своей бабушки она слышала, что огонь очень красив, и что его языки способны всё уничтожить. Но какие они – эти языки пламени, Змея не знала. А ведь она была самой мудрой в лесу, и ей непременно захотелось взглянуть на огонь, чтобы быть не просто мудрой, но и умной Змеёй. И вот она направилась прямо к центру пожара. Но ни бабушка, ни мама никогда не говорили ей про дым, который выделяется при горении леса. И когда Змея добралась до огня, то её тут же охватило удушье, глаза начало щипать, и голова закружилась. Змея потеряла сознание, а когда очнулась, то оказалось, что её из огня вытащила Обезьяна.
- Ты зачем в огонь полезла? – спросила она.
- Я хотела его увидеть.
- Но зачем? Это же опасно.
- Я хотела больше знать.
Обезьяна посмотрела на неё с недоумением. Она никак не могла этого понять. К чему это нужно, а, тем более, ценой своей жизни.
- Выше головы не прыгнешь, - заметила Обезьяна. – К тому же ты и так очень много знаешь. К тебе весь лес за советом обращается. Разве этого мало? И о чём ты только думала?
- Я думала о том, что когда я узнаю, что такое огонь, то я смогу рассказать об этом другим и дать нужный совет, как себя вести.
Звери были до того удивлены таким рассуждением, что поначалу не могли понять, шутит ли Змея или говорит серьёзно. Ведь каждый зверь, если не знает, то интуитивно чувствует, что огня нужно бояться. А советы в такой момент ни к чему. Пока будешь за ними бегать, можно погибнуть. И после этого случая усомнились звери в Змеиной мудрости. Поползли слухи о том, что она не так умна и не так мудра, как хочет казаться. Но вскоре всё улеглось, ведь она по-прежнему продолжала давать всем незаменимые советы.
И вот однажды звери в лесу заспорили: одни кричали, что дальше всех прыгают, другие, что бегают быстрее всех, а Жираф теперь гордился своей шеей: ни у кого в лесу нет такой длинной красивой шеи, как у него. А наша Змея, вместо того, чтобы всех разнять, вдруг тоже закричала:
- Да что там шеи, ноги… вот, я, например, единственная в лесу, кто может сомкнуться в красивое кольцо. Ни один зверь леса на это не способен. Могу даже продемонстрировать!
Все звери леса на неё обернулись и радостно закричали:
- Продемонстрируй! Покажи, как ты это умеешь делать!
И Змея продемонстрировала. Она упала с ветки на землю, изогнулась и укусила себя за хвост, но не подрассчитала и вонзилась в себя ядовитым зубом. Сначала все ахнули от изумления, но потом заметили, что по Змее бежит мелкая дрожь – это подействовал её собственный яд. Все побоялись к ней подходить, ведь яд был смертелен. Так она и погибла. Звери смотрели на неё. Кому-то даже стало её жаль. Жираф с досадой сказал:
- Да, жаль её. Мудрая была Змея, - но остальные ему возразили:
- Такая мудрая, что померла от собственного укуса? На это много мудрости не надо. Была бы и впрямь мудра, никогда бы не сделала такую глупость.
20. 06. 2015


Рецензии