Апокалипсис 21-го века или когда Человеку стало ск
- Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Подошла к концу воскресная Божественная литургия. Люди выходят из церкви кто куда. C того воскресенья до следующего никто больше не подумает о Боге.
Стоит хорошая летняя погода, и солнце ещё не находится в зените, потому те, у кого есть время и возможность, решат поехать на море. Как только люди подъедут к городскому пляжу, солнце уже будет нещадно палить, а люди смогут окунуться в прохладную воду. Или можно выехать на природу, пожалуй, самый полезный для здоровья граждан нынешнего времени вариант. У других, чьи возможности более ограниченные, выбор для воскресного досуга будет уже. Кто-то проведёт выходной день лёжа на диване, кто-то весь день будет гулять с друзьями. Некоторые предпочтут окунуться не в море, а в безграничное пространство Интернета. Они смогут сделать что-то полезное для себя: узнать что-то новое, заняться самообразованием, завести новые знакомства, развить свои навыки работы с различными программами. Либо они будут поглощать тонны бесполезной информации, получая при этом лёгкий дофамин в мозг. Пролистывание постов и просмотр глупых роликов отличное сочетаются с лежанием на диване. Можно зайти на стрим, почувствовав себя менее одиноким. Кстати, поиграть в компьютерные игры тоже неплохо, главное: не перебарщивать. Или можно пойти в/на «Небеса». В общем люди найдут себе занятие, и под словом «занятие» я имею в виду любой вид деятельности, даже бессмысленный.
Но наш герой был далёк от всего этого. Интернет, социалистические сети, новостные паблики не смогли вытеснить телевизор, газеты (газеты!), живое общение. Он посещал сегодня эту церковь. Он считал себя исключительным человеком, не подверженным пропаганде через цифровой мир и информационным атакам (хотя действительно стоит отдать ему должное – сегодня мало кто сам выбирает свою пропаганду). Он скрывается от камер, которые проводят свой вечный полицейский надзор за городом. У него для связи старенький телефон Nokia, чудом ещё не вышедший из строя. За исключением этого представьте себе наиобычнейшего человека с наиобычнейшей, скучнейшей работой, с наиобычнейшим внешним видом и взглядам на мир, которые зависят лишь от мнения своих знакомых. Скромный, вечно тихий до тех пор, пока в разговоре в баре или на кухне с каким-то соседом (он живёт один) на зайдёт речь о чём-то (в особенности об интернет-мемах), хоть немного являющимся частью поп-культуры и повседневности гражданина средней страны, среднего города и дома 21-го века:
- Кстати, как тебе новое обновление в…
- Тьфу, да какая мне, разница, а? Я – свободный, независимый от реперской бурды и мэмов человек. Мне…хм…мне чужд ваш интернет и программки, ясно? Больше не говори об этом.
И весь тот день человек провёл за книгами. Книги он читал хорошие, проверенные временем; сам человек был довольно образованным, но выразить свои мысли он не мог. Во-первых, человек сильно застенчив, он крайне редко сам начинает и без того нечастые беседы. Во-вторых, он просто иногда не понимает людей, с которыми общается, а молодёжь тем более. Вот вроде начинается хороший разговор о чём-то несущественном, но из этого несущественного можно сделать короткие философские и нравственные уроки, так, невзначай. У многих были такие разговоры с родственниками. И тут собеседник говорит что-то наподобие этого: «Да, я выпиваю по 5 литров в день и мне ничего, а тебя с одной рюмки понесло!» И вот человек в замешательстве: он действительно так много пьёт и ему ничего, или он просто шутит? Неясно.
А вечер он провёл за фильмами. Хорошими, качественными фильмами. Он смеялся от хорошей комедии и плакал от хорошей драмы. И тут он вспомнил свой последний поход в кино. Кинопрокатчикам показалась хорошей идея показать фильм «Титаник» в 20.. году, и, к слову, человеку эта идея тоже понравилась. Он обожал этот фильм. Кинозал был полон, и наблюдалось ровное разделение полов – почти 50 на 50 – это всё потому, что девушкам города показалась крайне хорошей идея провести романтический вечер за таким фильмом. Но парням стало очень скучно, и девушкам вскоре тоже. С того момента после каждого момента фильма, который должен был вызвать эмоции у зрителей, кинозал заливался заразительным смехом. Явление неожиданное, но вполне объяснимое для того времени. Что до фильмов-эталонов этого времени, то отношение мужчины к ним было резко отрицательное. Один только «Борат» вызывал в нём дикую злобу и непонимание.
Также человек довольно часто замечает, что все как будто смеются над культурой и искусством. Вот в центре города 3-дэ проекция Пушкина в модных чёрных очках, рекламирующего школьные тетради, а вот граффити с Черчелем c красными глазищами, держащим в зубах косяк (должно быть, за авторством одного неорастафарианина), и надписью под ним «V is for Vibe!». «Дикость и варварство», – думает человек.
Во всех этих случаях человек не был бы в недоумении, если бы знал, что такое постмодерн, метамодерн и постирония в частности. Она касается всего в этом мире, даже религии. Ох, сколько бы страданий этого человека можно было бы пресечь, если бы он понимал, что никто не собирался хулить церковь здесь, там и тут! И даже родной телевизор ему становится непонятен. Он удивляется тому, что никто не ищет смыслов в жизни; никому не «хочется дойти до самой сути», как желал его любимый Паустовский! О чём я говорю, он же даже ни прикасался к компьютеру!
О бедный, человек былой эпохи, ты будешь одинок до конца своей скучной жизни, и лишь может только перед самой смертью, ухмыльнешься после шутки своего внука: «Он реально умер или просто хайпит на своей смерти?». Мир и естественный отбор никого не щадит, о бедный человек, а до тех пор тебя будут считать музейным экспонатом в продолжение времени, времен и пол времени! Ты вид прошлый, старый, неудачный, как считают они. Ты всё еще homo sapiens, но сознание всего общества и машины родят новый вид (а может и не один), и ты будешь только его ближайшим родственником, с неперестроенным, старым сознанием, говорят они. И когда ты осозн;ешь свою бесполезность здесь, что ты обречённый будто после долгого сна созерцать новый мир, тебе останется только воззвать к своему Богу:
«Господи, это я один нормальный или весь мир сошёл с ума?!»
Два свидетеля. Метамодерн Человека и модерн Машин
Пацаны боролись у своего общего друга в гостях. Но веселье было недолгим, хоть и оборвалось на крайне задорной ноте. Кампания быстро разошлась, как у одного из пацанов, одного из самых весёлых и компаньёвых, порвались шорты и трусы в самых заманчивых местах, потому ему пришлось быстро бежать домой, чтобы попытаться их заштопать. Ну а Ассоль быстро зашнуровался и пошёл по своему интереснейшему делу, а когда тебе стало очень скучно и стало нечего делать, то любое новое для тебя занятие или событие покажется новым и довольно интересным.
Ох, этот город 21 века! Вот бедный отошёл от киоска, где он только что раскрыл счастливый лотерейный билет с кругленькой суммой, но ему нечем было разменять мелочь для своего друга, что у обочины дороги, и впоследствии этот богач будет говорить людям, что делиться с другими – добро. Изредка на довольно спокойных улицах города разгуливают разумные полицейские собаки, и даже то, что они кастрированные не делает их менее агрессивными по отношению к людям. Старая технология, я про собак – скоро мы уже будем кастрировать роботов-собак. Дальше идёт развилка: слева-район бедный, нищенский, яркие магазинные вывески кое-как украшают полу заброшенные дома, а справа-район, видно, получше, чище, в нём кипит жизнь, работают и отдыхают люди всех рас и национальностей, и на солнечных просторах раздаётся детский смех. Один очень юморной неомарксист (или неорастафарианин, что довольно близко) поставил табличку слева с последними новостями о кризисе в мировой капиталистической системе, а справа расположил табличку, обшитую красным флагом с серпом и молотом. Он всего лишь рассмотрел правду с другой стороны: действительно, две разные полит-экономические системы разделяет только лишь одна развилка дорог. На улицах раздаётся крайне заводная, как бы сейчас сказали, качёвая музыка, текст которой либо настолько откровенен, смешон или глуп, прямолинеен, что слушатель сомневается, серьёзен ли здесь автор песни или он просто шутит, либо текст ну ни как не разобрать, и важна только общая мелодия трека (в любом случае посыла у такого произведения нет, и никто уже этому не удивляется)((хотя кой-где ещё еле слышаться хиты прошлого века)). На истощение земных ресурсов и загрязнение иронично намекает отсутствие, из экономии, фильтров в пачках сигарет нового производства, хотя курить обычные сигареты предпочитают уже только старпёры. А над улицами возвышаются автомобили… с высокой подвеской, новый писк моды. Добро, зло, наука, философия, искусство, политика смешались здесь в один водоворот, который всех приведёт непонятно куда. По истине, странное и страшное время!
На одной попутной стене было нарисовано граффити. Над граффити было две реплики: один неизвестный спрашивал другого: «Ты скушал те сосиски? И есть ли жизнь на Марсе?» - «Нет, я их съел». А под этим странным диалогом расположился типичный (красный, пустынный и безжизненный) марсианский пейзаж и звёзды, а вдалеке была видна богатая жизнью Земля; природа и человек как бы дразнили одинокий космос: у них – голод и насыщение, у тех – вечное ничто. Что хотел донести автор своим произведением и при чём тут безжизненная планета? Какие проблемы хотел он поднять? Ассоль взглянул мельком, ничего не придумал и пошёл дальше.
<…>
«Добрый вечер, страна, говорит глас судьбы, - извещают рупоры весь город ровно в 14 часов, - Первый МИД Коалиции Шестого Интернационала отослал сообщения 7 оставшимся капиталистическим странам с предложением…» и бла-бла-бла. Интерес к этим рупорам у граждан возник лишь в процессе их установки и, возможно, при первых нескольких слушаньях, но потом к ним больше никто в серьёз не относился. На граждан гораздо лучше действует неявная, скрытая пропаганда, например, через Интернет – очень «удобные» алгоритмы подбирают людям то, что они хотят, одновременно предоставляя то, что им по мнению властей нужно. Действительно, затея с этим радио и рупорами уже была мертворождённой. Уже собирают петиции об их демонтаже. Так вот, о чём это я? А!
Ассоль приближался к клубу с названием «Небеса». Находился он в самом центре города. Клуб представлял из себя что-то наподобие парка с шахматными досками, но вместо скамеек были удобные кресла, посетители там не играли в шахматы и шашки, а просто говорили по душам. Территория была покрыта белой красивой плиткой, её освещали высокие фонарные столбы. Но не на столько высокие, как купол над всей этой территорией: это прозрачное, прочное монолитное стекло, разделённое на шестиугольные сектора, а чтобы посетители не спарились, в куполе есть открытые окошки. А украшали всю эту ассамблею объекты современного искусства с разных концов света.
Ассоль помочился под цветущий кустик и направился к центру клуба. По пути слева ему встретилась брачная пара (браки потеряли надобность только в загнивающем Западе), крайне живо обсуждающая Сталина и Гитлера, сидевших справа от них. Женщина спросила мужчину: как долго ещё продлиться их медовый месяц? И это не отсылка ради отсылки, она действительно так и спросила, я не шучу. Также ему встретились ботаник и зоолог, и каждый настаивал на том, что эвглена зелёная – именно его предмет изучения. А тем временем экскаваторы и discobисты нервно курили в сторонке.
В центре всего этого абсурдного великолепия стоял чистенький, беленький и гладенький столик округлой формы, а напротив одного из кресел уже ждал гость. Они поздоровались. Оба присели.
- Здравствуйте, как Ваше имя?
- Моё имя Тейп, а фамилия На бабках.
- Приятно познакомиться, Тейп На бабках.
Ассоль свёл свои брови к носу и, приоткрыв рот, сделал такую гримасу, как будто ожидал другую реакцию на свою довольно современную шутку.
- Ну, э, с чего начнём?
- Сегодня такая хорошая погода, и воздух относительно чистый.
- А тебе какая разница? Ты же андроид.
Машина посмотрела на Ассоль своим непонимающим металлическим взглядом.
- Но погода действительно хороша, и не нужно быть роботом, чтобы понять это. Кстати, ты красный или голубой? Мне вообще без разницы, но всё-таки интересно.
- Я красный, ведь сделали меня красные. Ваши технологии ещё на такое не способны. За свою работу я получаю зарплату в 2 раза выше, чем обычный спасатель. В комплект моих способностей входит реактивный полёт, общее сканирование с оценкой всех телесных повреждений, моментальная обучаемость и другие функции. Недавно я спас шестилетнего ребёнка из горящего здания и…
- Мне п***й, - внезапно прервал его Ассоль и дружелюбно улыбнулся.
Машина ещё раз посмотрела на Ассоль своим непонимающим металлическим взглядом. Наш герой резко изменился в лице – он не выдержал:
- Да что с тобой, блин, такое!? Как часто видел я на ютубе эту новейшую иностранную разработку: супер-дупер андроид – человек и даже лучше! Хе, послушай меня сюда, ты, железка, никогда не быть тебе человеком и не поймёшь ты современных людей, ясно?! Я не знаю, почему ты меня не понимаешь, но не поймёшь уж точ…
- Нам нужно время, Тейп, - сказал андроид, - вы так шутите, так относитесь друг к другу, всей культуре и обществу, как будто жизнь и все ваши великие достижения уже не имеют смысла. Прошли тысячелетия, но скучно вам стало всё-таки быстро, и вы сдались очень быстро, спрятались и оставили попытки искать единый смысл. Но вот он настал, и что теперь делать вам? Если вы больше ничего не цените, то вы больше не доминирующий на планете вид.
Ассоль на момент оказался в ступоре, но вскоре спросил:
- А что будет если, скучно станет вам?
- Вы и ваши потомки этого уже не застанут.
Минуту назад нажали на кнопку. Эту минуту назад они решили взять ответственность за колоссальный ущерб планете и людям на себя. Они когда-то дали слабину. Поражения и сожаления обратили народ против государства. Монополия на насилие решила вернуть себе престиж и уважение, отомстив, отыгравшись. Залп из всех орудий. Неземная скорость ракет. Звук, как будто самый громкий львиный рык, хотя нет, это телец издаёт свой предсмертный рёв, золотой телец.
Голова андроида обратилась к смертоносной канонаде. К ней же повернулись все андроиды, находящиеся в этой стране. Включилась определённая программа, машины взмыли в небо и направились к ракетам. Они их настигли за несколько минут. Орда повернула все смертоносные заряды в безопасное, нежилое место – космос.
Они спасли мир. Телец издал свой предсмертный хрип. Люди и андроиды. Всё это произошло за 7 минут, хотя ракеты и успели отлететь на сотню километров от столицы. Люди, находящиеся рядом, и наш Ассоль ощутили неописуемый страх и ужас после залпа: настолько это было завораживающее и ужасное зрелище. На минуту они забыли свою современную натуру, постмодерн и метамодерн ушли очень далеко – этот первородный страх вновь породил естественное всем существам стремление выжить. После Холодной войны, двух Мировых войн, кризисов в экономике и экологических люди всего лишь спрятались от ужаса современности за смеющейся маской постиронии, потом метаиронии, но после того, как они увидели, что могла начаться Третья Мировая, они не выдержали и сказали себе: «Хватит!»
Бунт, революция, баррикады и стычки с полицией и собаками. Пропаганда и зомбирование через СМИ не смогли заглушить их классовое сознание. Вместе с головами полетели андроиды, вставшие на сторону бунтующих, когда-то – вечно страдающих и вечно терпящих.
Революция победила за считанные дни. Единый порядок, единый строй под красным флагом не обошли вниманием поп-культуру и общественные реформации. К тем людям примкнули машины, с их мнением не могли не считаться, хотя люди поддерживали их во всём. «Колебание и неопределенность» (метамодерн), катастрофы и войны наконец привели человечество (и машин) к решению своих культурных, полит-экономических вопросов. Время, новейшее во всех областях время, задушившее золотого телёнка, переменило жизнь людей сильнее, чем после утверждения этих нью-модернов. И только тогда они ответят на важнейший вопрос современной общественной жизни: постмодерн и метамодерн – это было новое мышление, культурная эволюция человеческого разума и общества в целом, разочарование в модернизме или неудачная попытка спрятаться от всех своих неудач?
И что дадут Машины людям?
Что станет с человеком?
Апокалипсис уже настал или ему только предстоит свершиться?
И когда же Машинам станет скучно?
мне 16 лет.
Свидетельство о публикации №223071100672